Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники…

Jan 27, 2016 23:21

Оригинал взят у gusev_a_v в Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники…


Я не знаю что заставляет людей вообще не владеющих вопросом писать тексты на тему истории Великой Отечественной войны.
Вот, честно, не понимаю!

Недавно на тему работы первоуральского динасового завода в годы Великой Отечественной войны решил высказаться некто Святослав Кудрявцев.
Он, в частности, пишет:

«Коммунисты завода приняли решение: работать в сутки по 18-20 часов. Отработав 20 часов, человек просто был не в состоянии идти домой. Разработав авральный график работ, руководство завода во главе с директором Кравцовым М.М. на весь срок выполнения заказа перешло на казарменное положение. Люди жили на работе. Сутками пропадал на работе и мой отец».

Эпизод подробно описан в книге Льва Сонина «Повесть о стойкости» на стр 157. Кудрявцев фразы вытащил оттуда, но исказил контекст.

Реально же в сентябре 1942 года на динасовый завод пришёл заказ и коммунисты временно для его выполнения по собственной инициативе (отец Кудрявцева, видимо, был членом ВКП (б) и политику партии, в отличие от сына, видимо, активно одобрял) приняли решение работать едва ли не круглосуточно.

У меня нет данных по динасовому заводу.
Может быть им действительно руководили какие то звери.
Но согласно архивным данным в то же время на билимбаевском труболитейном заводе, на первоуральском Новотрубном заводе и первоуральском Старотрубном заводе практически никто не работал более 11 часов. На БТЗ количество сверхурочных было вообще мизерным!

Наaример в 1943 году 32 процента работников завода имели рабочий день 8 часов. А 68 процентов имели рабочий день 9 часов и выше, но никто не имел рабочего дня свыше 11 часов. Закон не разрешал принуждать рабочих трудиться более 11 часов.

Таблицу режима работы на ПНТЗ в 1943 - 1944 годах я опубликовал в журнале "Современная наука» ещё в 2013 году.
Я не понимаю, что понуждает людей фантазировать и врать?

Вот ещё одна цитата от того же Кудрявцева:
«Многих 14-16 летних ребят направляли в ФЗО (Фабрично-заводское обучение) и РУ (Ремесленные Училища). Они по 8-10 часов в день изучали основные предметы, а затем от 6 до 12 часов работали в мастерских или в цехах завода».

Чушь полнейшая!
Взрослые столько не работали, а подростки - тем более.

Далее Кудрявцев продолжает фантазировать:
«Руководству завода за срыв задания элементарно грозил расстрел, не меньшая кара за срыв плана, заведомый брак ожидала и трудящихся. За самовольный уход с работы, прогул виновного ожидало наказание в виде лишения свободы от 5 до 8 лет. Рабочих с работы зачастую не отпускали домой, чтобы проститься с умершим членом семьи, а тех, кто сбегал, не получив разрешения начальства, отправляли под суд. Опоздавших на работу тоже ожидал суд».

Как говорится, человек слышал звон, но не знает, где он…

Я сейчас Кудрявцева и его единомышленников напугаю: в 1942 году было отдано под суд 2568 новотрубников! Большинство из них - за уход с работы и прогулы. Это более трети всех рабочих завода!

Но хотите верьте - хотите нет, завод не остановился, а все осужденные остались работать на ПНТЗ.
Потому что по приговору суда их лишали 25 процентов зарплаты. Именно такое наказание и предполагал закон. Позже вместо удержаний из зарплаты один-два месяца по решению суда сокращали норму отпуска хлеба по карточкам.

Но либо на динасовом заводе жили не по советским законам, либо автор не понимает что пишет.
Еще один перл Кудрявцева я хотел бы прокомментировать.

Он утверждает:
«В 1944 году в посёлок привозят из Крыма и Кавказа выселенных семьями татар, греков, армян, евреев, белорусов, поляков, а также, башкир, цыган. Вывозят с обжитых мест целыми посёлками. Как выселяли целые нации, Приставкин наглядно описал в своей книге «Ночевала тучка золотая».
Расселили переселенцев по баракам. Селили скученно, по многу человек в комнатах. Все высланные были ограничены в своём передвижении. Они постоянно отмечались в милиции, а для поездки Свердловск брали разрешение».

Я честно ничего не знаю про выселение советской властью с Крыма и Кавказа цыган, евреев, белорусов и башкир.

Однако действительно в годы войны на Динас было эвакуировано много людей разных национальностей.

В книге Льва Сонина перечисляется большая группа эвакуированных работников на динасовый завод: инженер Гришпун Моисей Лейбович, инженер Лысс Кейла Давидовна, старший теплотехник Сатановский Петр Львович, инженер Гольденберг Лия Григорьевна, замначальника цеха Хазанов Меер Гиршевич, главный инженер Шварцнер Мирон Абрамович и т.п.

Что касается узбеков, то в Свердловской области всех выходцев из Средней Азии (а не только узбеков) трудилось 27 тыс. человек. Но были это не переселенцы, а трудармейцы.

О том, что среди трудармейцев были «аксакалы» - мне ничего не известно.
Ясно одно: Кудрявцев перемешал спецпоселенцев, эвакуированных, депортированных и трудармейцев в одну мешанину.

Кто желает разобраться, рекомендую хотя бы работу Георгия Гончарова «Трудовая армия на Урале в годы Великой Отечественной войны».

Можно ещё перечислять «ляпы» автора.
Но я думаю достаточно.
Вот так и живем: безграмотные авторы пишут безграмотные тексты, а безграмотные редакторы сайтов публикуют эти тексты на своих ресурсах…



Великая Отечественная война, Урал, история, промышленность, оборона, Свердловская область

Previous post Next post
Up