Один из двух главных призов на Казанском кинофестивале получил фильм режиссера Красильникова «Война непрощенных». Картина посвящена, как принято говорить, непростой судьбе волжско-татарского легиона «Идель-Урал», воевавшего в годы Второй мировой войны в составе вермахта. Легион состоял из татар и представителей других народов Поволжья и Урала.
«Война непрощенных» признана лучшим документальным полнометражным фильмом фестиваля. СМИ также сообщают, что кино снято при поддержке руководства Республики Татарстан.
Я фильм не смотрел. Историю легиона «Идель-Урал» знаю лишь в общих чертах. Читал, что легионеры не особенно рвались воевать с Красной армией, устраивали восстания, перебегали к партизанам. О трагической судьбе Мусы Джалиля тоже знаю. Этим мои знания и ограничиваются. Вторгаться в сферы, в которых не компетентен, не буду.
Но кое в чем я разбираюсь очень неплохо. Я отлично помню, с чего начиналась героизация латышского легиона СС: с призывов к гуманизму, к человечности. Легионеров изображали несчастными людьми, жертвами истории, попавшими в клещи непреодолимых обстоятельств. Давайте их помянем, пожалеем и т.п. Как возразишь против гуманизма?
От сострадания перешли к политической реабилитации. Оказалось, что легионеры воевали не за Третий рейх, а за независимую и даже демократическую Латвию. То есть их тела, одетые в эсэсовскую форму, исправно служили нацистам, но их души были верны Латвии и европейским демократическим ценностям. Такой вот тонкий дуализм.
По сути же короткая и бесславная история легиона СС стала ключевым мифом, формирующим мировоззрение латышской молодежи. Из жертв легионеры превратились в героев. Результат - большинство латышских старшеклассников и студентов поддерживает неонацистов из «Нацблока».
Не дай бог, если антирусский национализм восторжествует в Татарстане, увлечет за собой молодежь. Это будет внутренняя Украина, с фатальными последствиями для Российского государства.
Не сам по себе фильм, реабилитирующий легионеров «Идель-Урал», опасен. Опасно то, что фильм получил явную, демонстративную официальную поддержку с самого политического верха республики. Значит, это политика. Возможно, режиссера Красильникова интересовали трагические судьбы конкретных людей, но политических режиссеров интересует иное. Они строят свой государственный миф. Прогнозирую, что следующим этапом «реабилитации» станет утверждение: легионеры «Идель-Урал» чисто условно воевали за Германию и так же условно, переходя к партизанам, воевали за Советский Союз. А на самом деле, они сражались за свободный процветающий Татарстан. И те татары, что воевали на советской стороне, тоже сражались за Татарстан… Ну, вы помните - про бандеровцев, воевавших на два фронта, про украинцев, освобождавших Освенцим, и т.п.
Если бы только фильм… Тревожные вести приходят о школьном обучении в Татарстане. В русских (!) школах количество часов, отводимых на изучение татарского языка, вдвое больше, чем на предмет «русский язык». Опять же под вроде бы разумным предлогом: живешь в Татарстане, надо знать татарский. Мы в Латвии все это слышали миллион раз. А потом вдруг оказалось, что надо не только учить язык, но и учиться на этом языке. То есть, не языковой комфорт является целью, а ассимиляция детей из русских семей.
В российских СМИ мельком прошла информации о беженцах с Донбасса, которым отказали в пребывании на территории Татарстана. Ладно бы, обычное бюрократическое свинство или сами беженцы что-то сделали не так. Но нет - официальное лицо им вежливо разъяснило: «Здесь национальная республика. Вашим детям придется учить татарский язык. Вы этого хотите? Мы предпочитаем приезжих из Средней Азии». Вот уже и своя демографическая политика.
Не пушками и танками Украина угрожает России, хотя и военную угрозу нельзя скидывать со счетов. А угрожает она, прежде всего, вирусом «украинства», убивающим русскость в русском человеке. Говоря метафорически, народы перестают осознавать себя ветвями общего дерева, вдруг ниоткуда возникает свое особое великое прошлое, служащее гарантией не менее великого - и опять же отдельного от России - будущего. Так русский мир разбирают по частям.
И никаких систем ПРО Западу не понадобится. Просто влить в нужный момент несколько миллиардов долларов в рост «национального самосознания».
Как те же татарские националисты воспринимают события на Украине? Вряд ли их интересуют тонкие геополитические комбинации, «хитрые планы» и проч. Они видят только то, что важно для них: Москва не смогла, говоря языком сталинской эпохи, сломать хребет украинскому национализму. Значит, думают они, и у нас есть шанс. Вирус украинства еще не закончил свою работу на сопредельных с РФ территориях, но в любой момент его можно ждать и в России.
Рига