Jan 22, 2016 12:12
Каким образом абсолютно иудейские воззрения проповедника из Галилеи Иисуса гаНоцри трансформировались буквально за один век в антиеврейскую религию язычников?
Мысли, образ действий, деятельность Иисуса практически не выходили за рамки общепризнанного иудаизма. Он родился в еврейской семье, говорил на арамейском, читал святые книги на иврите, все его ученики были иудеями, называл Бога Израиля "Отец наш Небесный".
Иисус говорил в манере иудейского проповедника, иногда, как и его предшественники пророки от имени Бога, от первого лица, отождествляя себя с божественным Словом.
Основа его учения это две заповеди Торы: любить Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами (Втор 6:4-6) и любить ближнего твоего, как самого себя (Лев 19:18). "На этих двух заповедях, - говорил Иисус, - утверждается весь закон и пророки" (Мф 22:40).
Теперь, когда нам многое стало известно благодаря кумранским свиткам, иудейской апокалиптике, мы видим, что высказывания Иисуса вписываются в рамки иудейских апокалиптических представлений первого века н. э. Он придерживался традиции библейских пророков, пытаясь подобно им вернуть потерянных, сбившихся с пути овец дома Израиля.
Первоначальную традицию Иисуса его еврейские преемники сохраняли еще несколько веков, но по мере усиления и преобладания совершенно иных установлений в христианской церкви, последователей первоначальной традиции стали считать еретиками, а еврейские евангелия предавать огню.
Иудейские ученики Иисуса (известные нам по свидетельствам отцов Церкви как евиониты), утверждали, что Иисус не отменял постановления Торы (Закона). Он был Мессией, посланным иудейскому народу, чтобы научить правильному исполнению заповедей Торы, и поскольку сам он принимал и исполнял все традиции, то его ученики также должны следовать примеру Учителя, и если Иисус был обрезан, то и его последователи должны подвергнуться обрезанию, соблюдать кашрут, и все еврейские праздники. Впрочем, согласно книге Деяния, иерусалимские апостолы, вняв убеждениям Павла, дабы не отягощать вступление неофитов в ряды новой общины, освободили неевреев (язычников) от соблюдения ритуальных заповедей Торы.
Евиониты постоянно цитируют еврейское евангелие от Матфея. Они считали, что в соблюдении закона ученики Иисуса должны превосходить самих книжников и фарисеев (Мф. 5:17-20).
Взгляды апостола Павла отличались от воззрений иудеев-христиан, которые называли Павла Врагом, так как тот утверждал, что иудейский закон не имеет никакого отношения к оправданию перед Богом. Человек, спасается верой. Язычнику пришедшему в общину, не следует соблюдать традиции иудеев, потому что исполнением Закона невозможно оправдаться, но только верой, которая есть единственное условие приобрести милость Господа и спасение: "Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим. 4:4:8).
Апостол Иаков, брат Иисуса, категорически не согласен с Павлом: "Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?" (Иак. 2:18-21).
На лицо явная полемика между двумя апостолами, но победила молодость. Мнение Павла показалось более привлекательным для христианской общины.
Маркион христианский богослов первой половины второго века довел учение Павла до крайности, что апостолу язычников на ум не могло бы прийти. Маркион считал, что Бог Ветхого Завета - Демиург, создатель материального мира, не есть Бог Иисуса, а существо низшего начала, поэтому следует полностью отринуть Ветхий Завет. Однако, учение Маркиона не было признано Церковью, так как пророчества об Иисусе содержаться именно в Ветхом Завете и подрубив корень упадёт все дерево. Но, плевела Маркиона были посеяны.
Другой мыслитель-богослов начала второго века вошедший в историю как автор послания Варнавы считал, что Ветхий Завет - христианская книга, не имеющая отношения к иудейской религии. Иудеи неправильно поняли учение Моисея, потому что своевольный и упрямый народ. По мнению Варнавы, иудейский народ разрушил завет с Богом как только Моисей разбил первые скрижали завета, начертанные перстом Божьим и Господь не стал возобновлять новый договор с иудейским народом.
В своем послании Варнава пишет читателям-христианам:
"Еще же, как брать ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: завет иудеев есть и наш. Он только наш потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: Моисей был на горе и постился сорок дней и сорок ночей и принял завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею (Исх. 31:18). Но они, обратившись к идолам, лишились его" (Посл. Варнавы гл. 4).
В своем послании Варнава приводит примеры аллегорического понимания заповедей обрезания, кашрута, новомесячий, суббот. Он требует категорической отмены соблюдения всех иудейских традиций.
С течением времени негативное отношение христианских богословов к иудаизму и иудеям усилилось. Отцы церкви обвиняли иудеев не только в неправильном толковании Писания, но и всевозможных злодействах, высшее из которых было убийство Бога. Это обвинение зафиксировано в текстах Мелитона, богослова жившего в конце второго века. Гомилия Мелитона посвящённая Пасхе содержит обвинения иудеям в убийстве Иисуса:
"Его убивают. И где убивают? Посреди Иерусалима. За что? За то, что хромых их исцелил и прокаженных их очистил, слепых их привел к свету и мертвых их воскресил. За это Он пострадал?
Зачем, о Израиль, ты сотворил новую несправедливость? Обесчестил почтившего тебя. Обесславил прославившего тебя. Отверг исповедавшего тебя. Отрекся от проповедавшего тебе. Убил оживотворившего тебя. Что сделал ты, о Израиль?
Он должен был пострадать, но не от тебя. Должен был быть обесчещен, но не тобой. Должен был быть осужден, но не тобой. Должен был быть повешен, но не твоею рукой.
Впрочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет земля. Повесивший землю - повешен. Распростерший небеса - распростерт. Утвердивший все - утвержден на древе. Владыка - оскорблен. Бог - убит. Царь Израилев - взят десницей израильской".
Логика христианских богословов проста - народ Израиля отверг Бога, и значит Бог отвергает народ Израиля.
Христианские богословы ссылались на иудейских, ветхозаветных пророков, цитируя Исайю, Амоса, Осию, которые говорили о грядущем наказании за отступление от Закона. Христианские мыслители возвели обвинения пророков во главу угла, проигнорировав другие слова этих же пророков о народе Израиля.
Начиная с середины II века обвинения в адрес иудеев резко возрастают. И наконец христианские богословы такие как Иустин и Тертуллиан приходят к выводу, что иудеи заслужили гонения и достойны злой участи по причине своих преступлений:
"Как предсказано было с одной стороны, что Иудеи рассеяны и потреблены будут ради Иисуса Христа, а с другой известно, что их рассеяние и гибель совершились в наших глазах: то из этого явствует, что Иудеи подверглись злополучию этому действительно ради Иисуса Христа. Здесь всё одно с другим согласуется: смысл св. Писания, происхождение и порядок времени. Если же справедливо, что эти несчастья предсказаны были по причине Иисуса Христа: то не должны ли они их претерпеть по пришествию Его? Но где взять дочь Сиона, которая долженствовала быть оставлена, когда теперь дочь Сиона уже не существует? Где города, которые должны подвергнуться сожжению, когда они лежат уже в прахе? Где народ, который должен рассеяться, когда он блуждает ныне по всей земле? Возвратите Иудее Государство, которое мог бы обрести Иисус Христос, прежде, нежели станете утверждать, что придёт другой Христос" (Тертуллиан. Против иудеев 13).
Конечно, римское и греческое дохристианское общество порицало иудеев за обрезание, субботы, кашрут. Во время иудейской войны на волне антиеврейских настроений вспыхивали даже погромы, но евреи не были для римской империи основной мишенью и врагом номер один.
Конечно, богословы второго века физически никак не могли повредить евреям, так как в это время христианство само подвергалось гонениям. Но все изменилось со времени римского императора Константина, который в начале IV века принял христианство. Новая вера стремительно завоевывало пространства, становилось популярной, начались массовые обращения в христианство и уже к концу IV века почти половину населения империи составляли христиане, и римский император Феодосий объявил христианство официальной религией для всей империи.
С этого времени христиане от слов перешли к делу, и хотя официальная политика римской империи не требовала преследовать иудеев, правители римских провинций не препятствовали погромам, захвату имущества, сожжению синагог.
Может быть, христианам следует обратиться к началу, к самой ранней традиции и не забывать, что Иисус и все его ученики были иудеями, сохранявшими верность Закону и традициям.
евиониты,
антисемитизм,
Иудео-христиане