Арское кладбище... Казань, Татарстан. Часть 9 (Шамовы, Катанов, Карл Фукс)

Jul 01, 2016 13:54




Этот невероятно роскошный, по меркам Арского кладбища, склеп принадлежит семье известных в Казани староверов. Основатель рода, Яков Филиппович Шамов, как раз и построил занменитиую когда то Шамовскую больницу, Согласно легенде, он проворвался на оборонных заказах, и чтобы избегнуть отвественности, он построил больницу.  Вот бы  сейчас так, Все страна стала бы одной большой клиникой.
Несмотря на всю скандальность и резонансность произошедшего, и все таки славу Шамовской больницы, Википедия, оказалась весьма лаконичной к нему, там написано не более трех строк:
"Я́ков Фили́ппович Ша́мов (1833-1908) - казанский купец первой гильдии, Почётный гражданин. Крупный хлеботорговец Поволжья. Председатель правления Казанского купеческого банка. Глава старообрядческой общины Казани. Пожертвовал средства на строительство городской больницы, носящую ныне название «Шамовская»


И это все….
Земная слава преходяща..
.



Но к счатью по них есть и другие источники
[Яков и Аграфена Шамовы: ради Любви и Славы Божией]http://samstar.ucoz.ru/news/2008-07-16-874



и более интересный, с пикантными подробностями, о разъясняющий причины столь невероятной щедрости Якова Филипповича:
[Жизнь дана на добрые дела - купец Шамов]http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/7001-974


для тех кому интересно, здесь коротко об здании Шамовской больницы:
[Шамовская больница]http://kazan.ru/gallery/historical-houses/14124





и вот здесь тоже
http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/bolnitsa_shamovskaya/index.htm



Далее в нашем списке Николай Федорович Катанов. Он, несомненно является жемчужиной коллекции  Арского кладбища. про которого все источники пишут, не иначе как, «выдающийся российский ученый востоковед,  известный общественный деятель» и почему-то неожиданно для меня, неуча:  «участник казанского право-монархического движения»….Однако.  И еще один один интересный факт -  оказывается он был незаконнорожденным…(как принято - см. нижеJ)
вот так он выглядел:


(про это движение можно узнать, прочитав диссертацию Елизаветы Михайловны Михайловой.
[«Правомонархическое движение начала XX века в Поволжье: идеологическое оформление и общественно-политическая практика».]
http://cheloveknauka.com/pravomonarhicheskoe-dvizhenie-nachala-xx-veka-v-povolzhie-ideologicheskoe-oformlenie-i-obschestvenno-politicheskaya-prakt)


ну и традиционная статья из википедии:

[Казанское Царско-народное русское общество.]
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE


Родился он 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе - степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан - и при рождении получил хакасское имя Пора́ (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:
Отец мой был татарин племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. (раньше, все были татарами, а сейчас нас осталось всего то 8 миллионов)   Как я, так и родители мои - христиане православного вероисповедания. Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей.
Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова - Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка.
Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым!!!!!!!!!!!!!!!!!.
Старший его брат - тоже Николай - стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа[7], в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель.
С дальнейшей, канонической  биографией господина Катанова можно почитать в википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

О масштабах его вклада в тюркологию, хотя бы приблизительных, говорит эти тексты:
http://www.tuva.asia/journal/issue_9/3062-valeev-tuguzhekova.html
http://xn--90a6an.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/resources/36/katanov/83.html
http://nbdrx.ru/pdf/staty/ax0000046.pdf

И вот несмотря на мастштаб его личности
могила его очень скромна, если не сказать больше





Следующий человек, не менее ярка личность.
Карл Федорович Фукс.



К сожалению его захоронение утеряно, и на Арском кладбище установлен только кенотаф.



Как многие талантливые люди прошлого, по него можно смело сказать, что он был энциклопедистом. Сфера его интересов распространялась на множество областей знания: медицина, ботаника, археология, история, нумизматика и конечно же этнография. Именно благодаря этнографии, он и остался навеки живым…

Карл Фукс родился 18 (6) сентября 1776 года в Герборне (Нассау, Германия). Помимо него в семье было 20 детей.

Первоначальное образование он получил в родительском доме. В 1793 году Фукс поступил в Герборнское высшее училище (академию), в которой его отец - Иоган Фридрих Фукс- был профессором богословия и ректором. Там он начинает слушать лекции по разным медицинским наукам, но более полное знакомство с ними происходит во время двухлетнего пребывания в Гёттингенском университете.

В 1798 году он получил степень доктора медицины и хирургии в Марбургском университете, защитив диссертацию, посвящённую изложению учёных трудов и заслуг Андрея Цезальпинского, известного натурфилософа эпохи Возрождения. В ней он утверждал о невозможности быть хорошим врачом без основательного и широкого общего образования.

После защиты диссертации Фукс в течение двух лет занимался медицинской практикой на родине, а в 1800 году отправился в Российскую империю и некоторое время был в Санкт-Петербурге полковым врачом.

В 1801 году Фукс предпринимает длительное путешествие в восточную Poссию с естественно-научными, преимущественно ботаническими целями.

По утверждению ректора Казанского университета Николая Никитича Булича, знавшего Карла Фукса лично, и составившего подробную его биографию, тот, кроме своего родного немецкого языка, в совершенстве владел английским, французским и итальянским языком, и хорошо освоил русский язык.

Более подробно - опять-таки википедия[Карл Фукс]

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D1%81,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Он написал несколько увлекательных работ о казанских татарах, наиболее известная:
[Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях]


http://readly.ru/book/38621/

В общем для увлеченного историей человека, его биография - интересность неописумая. Например, он первый, из христиан, побывал побывал, в обычном татарском доме, тайком. Причем всерьез рисковал жизнью и потерей чести…
Про него можно много что рассказывать, и долго: Вот например
Тут:
http://www.ndrt.ru/fuks/topart.php?lang=ru
и здесь
http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/2660-527
и здесь
http://kpfu.ru/docs/F1170137306/18_Mustafina.rus.pdf

и еще в тысячах местах…

Проолжение следует:

Карл Фукс, кладбище, Шамовская больница, Шамов, Казань, Арское кладбище, Катанов, Татарстан.

Previous post Next post
Up