Честно говоря, не знал, что ожидать, идя на этот фильм.
С одной стороны, история интересная, любимая с детства, любопытно было глянуть, что эе из нее сварганит Бортко. Но с другой... помню я, что Бортко сделал с
"Мастером и Маргаритой", поэтому очень уж неприятно было бы разочароваться.
Первая половина фильма раздражения не вызывает. Мы видим уклад украинской деревни, затем - порядки Запорожской Сечи. БОЯРСКОГО без (!!!) ШЛЯПЫ!!! Сценарий близко к оригиналу, хороший монтаж, актеры вроде как естественны...
Но как дело доходит до битвы при осаде города... Кто им ставил эти неуклюжие бои? еле ворочаются, валяются в грязи, шашкой и взмахнуть-то нормально не могут. Такое впечатление, что оператор от стыда и вовсе перестал следить за происходящим: снимал, что попало, оттого и монтаж на удивление однообразен.
И все это под монотонные запилы саундтрека от... Корнелюка! Ну, кто его сюда позвал?! Мало было того, что он музыку к "Мастеру" испохабил? Или они вдвоем вместе с Бортко реализуют гениальный злодейский план по надругательству над литературной классикой?
Что собственно и случилось с образом Андрия. Куда делась та тонкая душевная организация, присущая этому умному персонажу? Его литературный герой уже опередил свой век и жил другими категориями. И если вдуматься, вовсе не из-за паночки он перешел на другую сторону.
Что же мы видим в фильме? Парня при виде польки трясет, как пятиклассника перед щелкой в женскую переодевалку. Плюс ко всему коряво снятая любовная сцена, все это говорит просто и ясно: парень повелся на сиське и продал Родину. Поэтому умер так бесславно. Кстати, о его казни. Где тот драматизм, тот накал, который был в книге? Отец убивает сына, у того вся жизнь перед глазами, то родное, что было в обоих, теперь - ничто. Сакрментальная фраза: "Я тебя породил"...
А в фильме: взглядом встретились, сказал, что должен. Пух! Парень упал. Дебильная музыка Корнелюка. Занавес.
Другое дело - казнь Остапа. Да, кто-то говорил, мол, зачем так натуралистично, в книге этого не было. А в Библии было? Вспомним тогда
"Страсти Христовы". Мы же понимаем, зачем
Мэл Гибсон это делал, верно? Вот и здесь почти для того же.
Или когда Ступка выкрикнул из толпы: "Здесь, сынку!" я один прослезился..?
Много можно говорить об этом фильме. Кто-то обсуждает художественные достоинства, а кто - политическую подоплеку. Действительно, фильм хоть и патриотичный, но полон националистического пафоса. Вспомним эти "Пойдем на татарву!", "Бей жидов!" и прочее. И тут возникает вопрос, как быть? Экранизируешь источник, как есть - не так поймут. Не ставить вообще, забыть русских классиков? Или ставить с оговорками или купюрами? То есть опять историю переписывать, но уже на уровне культуры?
Или больше всего смущает то, что за фильмом стоит телеканал "Россия" и сделан он по госзаказу. А то, что там ничего не делается просто так, это никому объяснять не надо...
В общем, резюмируя, фильм добротный, смотреть можно. Иногда от ложного пафоса пробивает на смех, но это не портит общего впечатления. А после просмотра рекомендую прочитать первоисточник. Освежает.
Все-таки язык Гоголя - это язык Гоголя.