Cтрасти Крестовы

Jan 04, 2009 18:09




Из книги "Крестоносцы в Израиле".

Спустя три века после Иисуса, христианство вышло из подполья, став официальной религией римлян. Императору Константину нужна была вера цельная, способная упрочить его власть и объединить государство. Поэтому, на Никейском соборе 325 г. он поддержал епископа Александра, выражавшего взгляды большинства, и отверг арианство, как ересь.
Молодая религия отчаянно нуждалась в зримых символах, вещественных доказательствах земной жизни Спасителя. И где же было искать их, как ни на родине Христа! Взгляд Константина обращен был к Иерусалиму.
После двух яростных восстаний, подавленных Римом столь же яростно и беспощадно, Земля Израиля лежала в руинах. Слава ее покоилась под слоем холодного пепла, сметенные города поросли сорной травой. У Храмовой горы новые жители пасли коз и овец. Время остановилось на забытой окраине великой империи. Главе христианской общины Макариосу не хотелось прозябать в безвестности. Амбициозный епископ уловил веяние времени. Ему представился шанс, и он использовал его сполна. Император жаждал получить сакральный символ, божественный знак, способный укрепить новую веру. И Макариос не подвел его. О чем он написал Константину, не известно. Можно только догадываться, что речь шла о неком чудесном открытии. Открытии, поразившем императора настолько, что он, совершенно доверившись Макариосу, поручает ему дело необычайной важности: построить на развалинах иудейских новый культовый центр своего государства.

"Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и обо всем необходимом иметь такое попечение, чтобы не только самый храм был великолепнее всех храмов, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений".
(Послание к Макариосу)

Епископ получил обширные полномочия и немалые средства, в его распоряжение поступали ремесленники и художники. Мрамор и строительные материалы доставлялись незамедлительно. Макариосу предписывалось самому определить строительную смету и, при необходимости, напрямую связываться с императором. Константин даже советовался с "возлюбленным братом", стоит ли украшать будущий храм мозаикой, какой величины ставить колонны и т.д.
Никейский собор стимулировал поиск святых мест. "Чудесное открытие" Макариоса пришлось как нельзя кстати. Вряд ли это был артефакт начала новой эры. Скорее всего, речь шла о месте, основополагающем для христианства. Местом таким могла быть пещера, куда, по преданию, положили снятого с креста Иисуса. Пещера гроба Господня была найдена Макариосом после сноса языческого храма Афродиты. Расчищая грунт под "ненависным капищем", обнаружили вход в теле скалы, ведший к небольшому гроту. Раскопав гробницу, Макариос получил некое знамение, безоговорочно подтверждавшее святость пещеры. Уж не призрак ли явился предприимчивому епископу?
Император восторженно воспринял открытие гробницы. О кресте не упоминалось ничего. Во всяком случае, современник тех событий, Евсевий из Кейсарии, сообщает только о пещере.
Строительство продвигалось довольно быстро. "Бордосский путник", побывавший в Иерусалиме в 333 г., описывает храм Гроба, как базилику дивной красоты, имевшую бассейн для крещения детей.
Вероятно, мать императора прибыла в Иерусалим по окончании возведения храма. К приезду Елены, Макариос приготовил новые открытия. Совсем рядом, на Голгофе, найдены были три креста, гвозди и титло INRI. Когда пожилая царица растерянно спросила, на каком же кресте распяли Иисуса, епископ распорядился принести некую смертельно больную женщину. Прикоснувшись к одному из крестов, "Истинному", женщина чудесным образом исцелилась.
Сократ Схоластик пишет, правда, что Елена отыскала и гробницу, и Крест. Но так, как жил он спустя сто лет после описываемых событий, то рассказывая о археологических изысканиях царицы, основывался на слухах. По его словам, Елена разделила древо на части, из которых одну отослала сыну в Константинополь (следы ее потерялись после захвата города крестоносцами), а вторую поместила в серебряный ларец и оставила в Иерусалиме, для потомков.
Персы, захватившие Святой город в 614 г., увели в плен иерусалимского патриарха Захарию вместе с реликвией. Изгнание продолжалось недолго. Византийский император Гераклиус (Ираклий), нанесший поражение персам, возвратил Крест в Иерусалим. Во время победной церемонии 14 сентября 629 г., он поместил святыню христианства в храм Гроба. Этот день отмечается с тех пор, как праздник воздвижения Святого Креста.
Девять лет спустя воины ислама захватили Иудею. Началось мусульманское присутствие на Святой Земле. По одной версии, они терпимо отнеслись к реликвии. Согласно договору о сдаче города, мусульмане обязались не причинять вреда христианскому имуществу. По другой, гонения на христиан вынудили последних разделить Крест на множество фрагментов. В письме иерусалимского монаха Ансилоса от 1120 г. и адресованном парижскому епископу Герберту, сообщалось, что части реликвии отослали различным общинам. Так, в Константинополь - три, на Кипр - два, на Крит - один, в Антиохию - три, в Эдессу - один, в Александрию - один, в Ашкелон - один, в Дамаск - один, в Иерусалиме - четыре, в Сирию - один, грекам в монастырь св.Саввы - один, отшельникам Йософатской долины - один, храму Гроба - один ( длиной в полторы ладони, шириной с большой палец), грузинскому патриарху - один и у царя грузинского был один (этот фрагмент Ансилос приобрел у царствующей вдовы, жившей в Иерусалиме, и переправил его в парижскую Нотр-Дам).
Сведения эти монах Ансилос почерпнул от византийцев, остававшихся в Иудее при мусульманах. Восточные христиане являлись авторами легенд о Истинном Кресте. Рассказывали о древе, проросшем из могилы Адама и перенесенном во время Потопа в Ливан. Когда царь Соломон начал возводить Храм, древо привезли в Иерусалим, но не решившись использовать при строительстве, закопали в землю. Позднее римляне нашли бревно и соорудили крест для распятия Иисуса.
По другой легенде, древо для казни выросло на месте, где основали грузинский монастырь Креста.
В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим, вырезав мусульманское и еврейское население. Почти сразу же начались поиски Истинного древа, о котором рассказывали византийские легенды. Крестоносец Фульк из Шартра пишет, что месяц спустя (в августе) некий восточный христианин обнаружил заветную реликвию в тайнике своего отца. Выполненная в форме креста, она была покрыта серебром и золотом. С благоговейным трепетом франки направились в церкви Гроба, а оттуда процессия поднялась на Храмовую Гору, чтобы воздать благодарственную молитву Господу.
Открытие Креста взбудоражило весь христианский мир. Сами крестоносцы были уверены, что чудо обретения древа есть воздаяние за все мучения и тяготы похода. Надо полагать, что было обнаружено и копье, которым пронзили распятого Иисуса. Во всяком случае, в послании от 4 мая 1100 г., папа Пасхалий II поздравляет крестоносцев прежде с находкой копья, а затем уже с получением Животворящего креста. Вынос его иерусалимским патриархом стал центральным событием во время религиозных процессий. В праздник воздвижения, отмечаемый 14 сентября в память возвращения креста из персидского плена, реликвию вносили через ворота Милосердия, открытые франками. Именно в этот день 1129 г. коронованы были Фульк из Анжу и королева Мелисанда, что еще раз подчеркивает значение, предаваемое древу.
Амед аль-Дин, секретарь Салах ад-Дина, сообщает, что Крест был укрыт в золоченое покрывало, украшенное драгоценными камнями. И далее:

"…поклоняться кресту было их безусловным долгом. Он был их богом, перед ним преклоняли колена, пели гимны, при виде его падали в обморок, возносили очи, дабы размышлять о нем. Когда воздвигался, тянулись к нему с тоской, им похвалялись. При его появлении переполнял их восторг, жизни свои отдавали ему и рядом с ним искали утешение".

Ансилос пишет, что величина Креста была такова: 40 см. в длину, 8 см. в ширину и 15 см. в толщину. Скромные размеры никак не соответствуют описанию древа при Хиттине, как "большой крест". Видимо, при выносе из храма, реликвию крепили на массивное основание в виде креста.
В духовной жизни франков Крест занимал центральное место. Обнаружение реликвии придавало легитимацию их притязаниям на Святую Землю. Символ страстей Господних вдохновлял крестоносцев на военные подвиги и поддерживал в часы лишений. Беря пример с древних израильтян, возивших Ковчег Завета перед битвой, франки верили, что присутствие Креста на поле боя обеспечит победу над врагом. Фульк из Шартра сообщает, что в бою у Яффо в сентябре 1101 г. настоятель одного монастыря нес древо Истинного Креста по указанию короля. Противник, понеся потери, бежал с поля сражения.
В мае 1120 г. Балдуин II, спеша на помощь Антиохии, просил патриарха доставить ему святое древо, ибо он предпочитает защиту Креста, а не силу тысяч воинов. Без поддержки реликвии король не смел и помышлять о военной операции. Жители Иерусалима возражали ему, говоря, что потеря Креста может поставить все королевство на грань катастрофы.
Наконец, они уступили требованию короля, и провожали Крест босиком, рыдая, как сироты, вдруг лишившиеся родительской опеки. Когда положение в Антиохии позволило, древо было возвращено иерусалимскому патриарху накануне церковного праздника, к великой радости народа.
Вильям из Тира упоминает о другом эпизоде.
Летом 1147 г. мистическая сила Креста понадобилась франкам во время похода Балдуина III в Заиорданье. Мусульмане заманили рыцарей в огненную западню. Задыхаясь от жара и дыма, крестоносцы призвали архиепископа Назарета, державшего Животворящий Крест, спасти их от неминуемой гибели. Небеса вняли молитвам христиан. Ветер внезапно изменил направление, окутав армию неприятеля клубами дыма.
Столь велика была вера франков в святое древо, что без него не обходилась ни одна серьезная военная экспедиция. Крест сопровождал королевскую армию и накануне рокового дня 4 июля 1187 г.
К решающему сражению с войском Салах ад-Дина у Хиттинских Рогов, патриарх Ираклий отправил Крест в Акко. Оттуда, в сопровождении местного епископа, древо прибыло в Ципори, сборный пункт всех вооруженных сил. Во время боя епископ держал большой крест, пока не погиб , защищая реликвию до последнего вздоха. Деморализованные франки сгрудились на вершинах Рогов, окруженные рвавшейся к победе мусульманской ратью. Участь сражения, а вместе с ним, и всего Иерусалимского королевства, была решена.
При Ричарде Английском предпринимались попытки освободить Крест путем переговоров. Король грузинский предлагал выкупить реликвию. Однако, Салах ад-Дин был неумолим, справедливо полагая неразумным укреплять силу своих врагов.
При осаде Акко к Генри Шампанскому явился рыцарь-тамплиер, уверявший, что лично закопал Крест у подножья Рогов Хиттина. Так как в округе все еще рыскали разъезды мусульман, искать приходилось ночью, при свете факелов. Проведя три ночи в диком поле, франки вернулись ни с чем.
Римский папа Целестин III писал:

…"древо это, в котором наша вера, наши жизни, воскрешение, древо, в котором наше спасение и освобождение, попало в руки ненавистников Креста и Распятого, преследующих изо всех сил сыновей Церкви…"

Все усилия франков вернуть древо ни к чему не привели. Истинный Животворящий Крест был утрачен безвозвратно. А в 1291 г.последний крестоносец покинул Акко, после почти двухсотлетних попыток врасти в Землю Израиля.

крестовые походы, Иерусалимское королевство, Истинный Крест, крестоносцы

Previous post Next post
Up