И сделает Господь на горе этой для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из благородных выдержанных вин... и уничтожит на этой горе покрывало, покрывающее все народы, маски, лежащие на всех племенах. Ишаяху 25 6,7
"...Среди пуримских масок, украсивших улицы Иерусалима в эти предпраздничные дни, главенствуют три: Мордехай - в облачении, которое подобает царю Ахашверошу, сам Ахашверош - в костюме первосвященника Храма, и Эстер - в костюме персидской царицы, а не в одеянии Бейт-Якова (религиозного семинара для девочек). Как будто специально, перепутано все..."
РаМаШ, начало урока о Пуриме на исходе поста Эстер февраль 2010. "Должен человек выпить в Пурим столько, чтобы не понимать (разницы) между проклят Аман и благословен Мордехай..." МБ 695. Сразу за галахой, вошедшей в Шулхан Арух, в трактате "Мегила" - история про мудрецов Талмуда Рабу и рава Зейру. Она известна не меньше, чем пуримская галаха. Для сохранения вкуса Пурима, приведем и ее: "Раба и рав Зейра устроили в Пурим праздничную трапезу. Когда опъянели, встал Раба и зарезал рава Зейру. На следующий день Раба стал молить Всевышнего о милосердии и оживил рава Зейру. Спустя год предложил Раба: "приходи, рав Зейра, и мы снова устроим с тобой праздничную трапезу". Рав Зейра ответил ему: "Не каждый день случаются чудеса".
И сложно понять нам и галаху праздника и эту историю. Спрашивают наши мудрецы (Хулин 139,б): где в Торе впервые встречается Аман - המן. И отвечают - в рассказе о грехе Адама - "...Не от дерева ли, о котором заповедано было не есть, ел ты". המן העץ אשר ציויתיך לבלתי אכול ממנו אכלת * - Хамин аэц - от дерева и Аман пишутся на иврите одними буквами. Имеется в виду путь связанный с Древом Знания добра и зла, который открыл человеку змей. И все, учившие книгу "Даат Твунот" знают, что открыл человеку Змей: все в мире создано для раскрытия славы Творца.
Мы знаем, что есть два пути - путь, который связан с Древом жизни - как называет его Рамхаль в АбМ - питание от корня - когда человек пребывает в состоянии покоя, питаясь от источника духовной жизни, как ангел, и путь собственной инициативы - путь отделенности от Творца. Древо Знания добра и зла - это то, что дает человеку возможность проявить инициативу, человек решает САМ - он не хочет покоиться в свете Творца, он не хочет исчезать, растворившись в этом свете. Человек познает мир путем собственного опыта, пытаясь органами чувств познать истину, испытывая вещи экспериментами, пробуя что плохо, а что хорошо. Человек не хочет принимать опыт другого - даже ребенок, которому говорят не прикасайся к огню - он хочет проверить, испытать чужой опыт сам. Этот путь дает многое человеку: если он болен - то может быть лекарство, которое излечит болезнь. Если нет дождя - можно построить опреснительную станцию, или канал. Человек становится вровень с силами природы - человек управляет силами природы - природа - טבעה - гемматрия 86 как в слове אלהם "Элоким". Человек действительно в соответствии с предсказанием Змея становится подобным богу природы, он меняет природу - если продвигается по пути изучения, познания законов природы.
Рамхаль пишет о том, что Человек в тот вечер шестого дня Творения - накануне шабата - мог достичь того же, что достигнет человечество на исходе шестого тысячелетия своей истории - но путем веры - если бы устоял в том искушении - в том желании попытать, попробовать иной путь. С того момента это управление Творца скрыто от нас - оно не исчезло, как не исчезает пламя свечи, если закрыли его экраном, но для творения этот свет сокрыт. Итак путь веры в прежнем виде скрыт от нас, а что осталось - остался путь испытаний - и опыта, путь познания природы, путь раскрытия через природу Творца. Но заявляет Рамхаль: тот, кто говорит, что мир управляется собственным управлением, тот эпикорес - безбожник.
Все вещи, которые есть в мире есть у них имя - и раскрывает оно суть вещи, связь ее с Творцом, или скрывает его. И нет ничего другого. Разве можно говорить в нашем мире, что есть только одно управление - управление Творца? А как же торжествующее зло, а страдания праведника. Мы должны говорить Творцу как хорошо все устроено в мире, но иногда хочется научить его - как на самом деле должно быть хорошо. Рамбам (Маймонид) пишет что есть только одна первопричина в мире - и ее существование совершенно, абсолютно необходимо - и это Творец, Благословен он. Cуществование чего угодно в нашем мире зависит от множества причин, но существование Творца не зависит ни от чего. Он не просто один - он единственный такой - единственный, который приводит к существованию других, единственный, существование которого абсолютно необходимо, единственный, кто не зависит ни от чего другого. Рамхаль пишет, что этого недостаточно. Наша вера, наша религия не может удовольствоваться этим. Он не просто единственный Сущий, но единственный, кто правит Миром. Правит только он - и есть только его желание. А как же ненавистники Израиля, его враги - они что сильны против его воли? Да, их противостояние воле Творца - тоже его воля. И то, что представляется нам абсолютным злом - его воля.
Как такое возможно? У нас - в этом мире - есть или добро, или зло, или белое, или черное. И если сказать что они едины, работа человеческой мысли прекращается - мы не можем думать, если у нас нет четкой границы, если нет разделения понятий, предметов. Человеческий разум устроен так, что он познает предмет из его противоположности. Что такое жизнь: это - противоположность смерти. Если смерти нет, как мы можем определить жизнь - лишь как соединенность с Творцом, лишь как связанность с Древом Жизни. Как ты определишь, что такое богатство, если нет бедности. Как ты определишь сытость, если ты не знаешь голода. И так во всем - каждое из понятий определяется на основании своей противоположности. Так постигается творением свет Творца - из тьмы - в таинстве "И был вечер, и было утро..." Но вечером шестого дня эта двойственность заканчивается - начинается единство творения - правая и левая стороны - милосердие и суд смыкаются. Что же сделал Адам а Ришон - он продлил время своим грехом до конца шестого тысячелетия. Наша жизнь, жизнь всего человечества, это - его заслуга. И все это было лишь предисловием для правильного понимания того,. что происходит в Пурим.
"Аман - от Дерева", это и есть путь Древа Знания Добра и Зла. Это то, что говорит Аман. Есть лишь жребий, случайность, мир сам управляется путем сочетания различных факторов, законов, сил - и совершенно случайно выпадает, какая из сил возьмет верх. Так говорят,например, врачи, да и многие религиозные люди могут сказать - приключилась, не дай Б-г, та, или иная болезнь - это случайность.
Что такое Амалек? Это зло, по внезапному обстоятельству выпавшее, низвергшееся из рук. Что такое память об Амалеке? Это - философия Амалека. - תש כח - лиши его силы - ослабь его. И таково таинство - "и руки Моше отяжелели" - во время битвы с Амалеком. Что такое руки Моше - это Эсав и Ишмаель. Это руки Творца. Все действия, которые совершаются в нашем материальном мире - совершаются Эсавом и Ишмаелем. Они - эти действия, эти руки, должны быть подняты - воздеты вверх - как при благословении перед нашими святыми трапезами - это и есть вознесение рук - аль нетилат ядаим. Не просто руки - производные их действий, то, что хочет Творец. Мы не делаем ничего - действия рождаются от воли Творца. Наши собственные действия, когда мы вынуждены делать что-то сами, это - последствия проклятия после греха Адама а-ришона.
(Продолжение следует)