Падший ангел Аза - Бич для Израиля - Белые волосы А"А и черные кудри З"А - Там, где нет "право" и "лево" - Предназначение назира и частное йецер а-ра - Тора общности и Тора деталей
"Сыны Израиля продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Плиштим на сорок лет".
"Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва (מורה) не поднимется на его голову, потому что от самого чрева младенец сей будет назир Господа, и он начнет спасать Израиль от руки Плиштим". Книга Шофтим 13
Как история о Шимшоне - оруженосце Машиаха бен-Йосефа и его противостоянии плиштим, раскрывает для нас Тору? Надо понять в чем связь между назиром и спасением от плиштим. Ведь Рамбан называет Шимшона избавителем מושין של ישראל
Нужно постараться понять также, что такое Аза (Газа) עזה, чье название совпадает с именем падшего ангела, и почему не повел Творец при выходе из Египта народ Израиля по прямой дороге - через Землю плиштим. Т.е. мы видим в этом месте какую-то особенную силу, препятствующую быстрому овладению Землей Израиля.
Есть те, кто говорит о том, что это связано с клятвой данной праотцом Авраамом Авимелеху - которая реализуется вплоть до третьего, и даже четвертого поколения. Однако, мы действительно видим привязанность ишмаэлитян именно к Аврааму.
Как известно, Иешуа бин Нун победил 31 царя земли Израиля (гиматрия א"ל) ,но изгнать плиштим он не захотел (или ему не удалось - комментаторы расходятся). Радак, например, пишет, что он оставил бич для Израиля.
Таинство назира связано с его святостью, число 410 - гематрия кадош קדוש - 410. Трижды в рассказе о назире используется слово кадош - קדוש - как в кдуше, особой части молитвы Амида. Отделенность, святость - "волосы парцуфа Арих", говоря языком лурианской кабалы, это - свет, окружающий миры. Это свет, оставшийся нераскрытым в процессе Совторения мира, свет того первого рейшит, которое предшествует Творению, но ради раскрытия которого сотворен мир.
Встречающийся в Торе в других местх образ волос: кудри, или раскрытые волосы (З"А), относятся к категории судов, но волосы А"A, волосы назира, это - благословение из мира, где нет "право" и "лево" - как для человека, обитавшего на плоскости, после подъема в сферический мир, как после наступления всемирной субботы, где властвует бесконечность и вечность..
Назир, это исправление общности Израиля и вообще общности. З"а, это - частности - а суды и законы, это прежде всего частности, и так работает его исправление. Выполнение предназначения назира, как и Первосвященника, связано с отделенностью от нашего мира, но суть его не в этом. Суть его в самом выполнении высокого предназначения - исправлении общности народа Израиля (что сближает его с задачей Машиаха-бен-Йосефа - соединении отделенного, связать воедино с источником жизни - Творцом мира вещи, отделенные от него. Так в недельной главе, исправляются недоразумения ради общности, ради любви в семье. Назир, как и первосвященик, выходят из под власти этих частностей - ради искупления общности, ради соединения общности. Назир, который входит в частные детали свое маленькое частное йецер а-ра, сразу выходит из общности
Назир, это качество נזר - незер, корона, т.е. то, что находится выше мироздания выше уровня Берейшит
О рабби Шимоне говорят, что он никогда не ел жертву, которую приносит назир при прекращении обета. Почему? - да потому что это жертва за то, что человек сдерживал йецер а-ра, во время обета, за то, что человек убоявшись своего йецер а-ра, отказался от работы с ним. Но бритва - מורה - страх перед Творцом - не поднимается к голове назира. Если человек находится не во власти своих личных частностей и деталей, если он выполняет предназначение ради общности народа Израиля, - у него нет частного йецер а-ра, а значит нет и страха перед ним. Здесь важное отличие волос назира от волос женщины. Женщина должна быть красива - однако лишь для своего мужа - не для всей общности. Красота волос назира - лишь ради общности Израиля. Сила Шимшона - не от красоты волос, его сила от Творца и когда Шимшон опускается на этот частный уровень он лишается силы. Но когда вновь возвращает себе утраченную высоту понимания и высоту своей цели - возвращает себе и правление над Израилем, и выполнение своей миссии. Это иной уровень понимания Торы, иное постижение законов - не как частностей и деталей - но множества общих задач ради Израиля, ради Творца. Как писал Рамхаль, праведник, которому нет необходимости устранять личную нечистоту рук, делает омовение рук (нетилат ядаим) для устранения нечистоты из мира. Что такое служение Творцу - עבודת ה? - Это выполнение той работы, которую поручил Творец, выполнение той работы, которую иначе пришлось бы совершать Творцу.
Обвинитель против народа Израиля может вставать даже в Торе - говорит Рамхаль. Но если народ Израиля занимается Торой и заповедями в святости и с пониманием внутреннего смысла - с пониманием общности законов - как в Торе Древа жизни, как в Торе общностей Высшего смысла - как в соединенности и общности назира с Творцом, - над народом Израиля не властен обвинитель. Если же речь идет о только о внешней стороне соблюдения, внешней части Торы где властвуют частности и детали - против Израиля тут же встает обвинитель. И особенно это касается современных плиштим - сторонников Хамаса...
(Окончание следует)