May 02, 2016 13:22
Сегодня внезапно исполнился ровно месяц моего пребывания в Шанхае. Уже месяц я живу в отеле Swatch, расположенном в самой оживлённой части города - набережной Бунд, на которой с утра до поздней ночи пасутся толпы туристов и местных жителей, глазеющих на разноцветные огни небоскрёбов Пудуна. На второй день я научился избегать этой толпы, стекающейся к набережной по Восточно-Нанкинской дороге (так я для себя перевёл название East Nanjing Road, или Nan Jing Dong Lu), и хожу от отеля до метро почти исключительно окольными путями - там хоть и не очень чисто, но часто почти безлюдно. Город - огромный, самый густонаселённый на планете, казалось бы, должен предоставлять невероятное количество возможностей, в том числе и для творческих людей. Но...
Вот оно, главное "но", связанное с музыкальной атмосферой Шанхая. Да, здесь удивительное музыкальное сообщество, по большей части - интернациональное: большую часть джазовой сцены, с представителями которой я преимущественно контактирую, составляют американцы, британцы, немцы, испанцы, бразильцы, израильтяне, французы, бельгийцы, выходцы из Маврикия и Филлипин; китайцев - меньше. Все друг друга знают, все друг с другом дружат, ни малейшего намёка на конкурентную борьбу и личную неприязнь не наблюдается. Все безумно заняты, все играют в нескольких составах и охотно подменяют друг друга, если неожиданно возникают накладки. В классическом мире всё иначе, он более закрыт, подвержен внутрисемейным разборкам; в этот мир мне так и не удалось проникнуть, хотя мои попытки наладить с ним контакт ограничились несколькими письмами в Шанхайскую консерваторию, на которые я не получил ответа. Но с джазовым сообщзеством всё иначе: ещё на стадии подготовки поездки уже было ясно, что мой проект интересен, что есть некоторое количество людей, готовых принимать в нём участие. По приезде приняли как своего, позвали на концерты, несколько ночей удалось поиграть мэйнстрим на джемах (тут они по пятницам и субботам с 2 до 4 часов ночи). Музыканты - практически все очень высокого уровня. Но...
И вот опять это китайское "но". Собрать музыкантов, высказывавших искреннюю заинтересованность в освоении новых музыкальных пространств, оказалось крайне непростым делом: все заняты, все работают, и даже день воскресенья далеко не всем подходит. Пробовал сделать дополнительный день встреч - пока что сработало один раз. За четыре встречи максимальное число собравшихся на воркшопы - четверо, минимальное - двое. Периодически получаю послания: да, очень интересно, что ты предлагаешь, но семья-работа, семья-работа, работа-работа... Ситуация усугубляется ещё одним важным обстоятельством: в Шанхае музыка, которую принято называть "авангардной", "экспериментальной", практически отсутствует. Популярная классика, джазовый мэйнстрим, рэгги, кантри, техно-поп, блюз - всё это есть, причём высокого качества. А импрова - НЕТ. Точнее, почти нет: чуть ли не единственное исключение - местный гитарист Май Май, последователь Дерека Бейли и Кита Роу, знающий и умеющий играть подорбную музыку. Он был одним из первых, откликнувшихся на мой проект. Ещё один важный музыкант - саксофонист Алек Хаавик; родом из Нью-Йорка, он в своё время контактировал с Энтони Брэкстоном. Здесь, в Шанхае, Алек играет всё - от свинга до электро-попа, плюс к тому преподаёт в местном неакадемическом джазовом учебном заведении - JZ School, ориентированной на любой возраст и любые возможности учащихся. Здесь он пытается ввести элементы свободной импровизации, но, кажется, не слишком успешно. Ещё одна интересная фигура - Йордан Костов, аккордеонист из Македонии. Три года назад он, как и я сейчас, был в арт-резиденции Swatch, затем остался в Шанхае, заполнив своей музыкой никем доселе не занятую нишу: его группа Paper Killer играет полуимпровизационную мультиэтнику. Судьба этой очень привлекательной в музыкальном отношении группы, впрочем, в Шанхае весьма непростая, и Йордан, как и все шанхайцы, играет всё, что угодно - in order to survive. Есть здесь и заинтересованная молодёжь: кларнетистка Люси из Британии, барабанщик Йам из Филлипин, малазийка Венди, играющая на китайском струнном инструменте лю-чинь. Всем им интересны новые горизонты в музыке, они хотят развиваться и дальше. Опять же - собрать всех в одном месте в одно время в Шанхае непросто, хотя несколько встреч уже состоялись, позанимались весьма продуктивно. Но...
Опять китайское "но". В Китае вообще всё протекает медленнее, чем, казалось бы, должно быть. Организация чего-либо растягивается на долгие недели, при этом чувствуешь себя неловко, колгда вынужден напоминать, но не напомнишь - ничего с мёртвой точки не сдвинется. Всё, так или иначе, пронизано коммерцией, и современное искусство - не исключение: тут безумное множество арт-галерей с безумным множеством абсолютно вторичных работ. Почему так происходит, я получил объяснение от художника - итальянца, пять лет прожившего в Шанхае и знающего специфику местной арт-тусовки: здесь коммерческий успех - главный критерий состоятельности художника, поэтому многие намеренно следуют тенденциям в современном искусстве, чтобы быть "успешными". В музыке же "экспериментальное" и "авангардное" идёт вразрез с "успешностью". Потому такой музыки в Шанхае нет, точнее - почти нет. Но...
На этот раз "но" - с неким положительным оттенком. Да, чёрт возьми, пока всё движется медленно, ужасно медленно. Да, пока я не могу собрать больше пяти человек на наши импров-сессии. Да, в консерваторию, где я бы с удовольствием делился своим опытом преподавания современной импровизации, пока не удалось пробиться. Ключевое слово тут - "пока". Нужно совершенно чётко осознавать, что приехал в чужой монастырь со своим уставом, что, если хочешь быть тут принятым, устав нужно и должно корректировать, что скоро только кошки родятся, а начинать почти с нуля любое дело требует времени и затрат. Особенно в Китае. Особенно в Шанхае.
Но (опять "но") у меня ещё два месяца. Уже есть единомышленники, есть интерес, есть планы. Продолжаем, несмотря на.
дорожное