Моя соседка, очень умная женщина, вчера буквально заставила меня посмотреть этот фильм, и я не пожалел, как не жалеют все те, кто всегда прислушиваются к словам умных женщин.
Посмотрел и... просто обалдел. Порыскал в инете и нашел рецензию на него, озаглавленную... ""Окраина" - лучший руський фильм последнего десятилетия." О как!
1998 год. Уральские мужики? Да нет, братцы мои, это КУЛАКИ. Не верите?
Тогда прочитайте эту "рецензию" и посмотрите фильмец, авторы которого слизали практически все, даже музыку, из советских фильмов.
В конце лета, будучи в гостях у Горыныча, посмотрел замечательный фильм "Окраина"... На выходных посмотрев еще раз это кино решил немного рассказать о нём. Фильм настоящее Мясо и Ад. В нескольких словах, это рассказ о уральских казаках-фермерах, у которых московский нефтяной магнат обманом отобрал землю. Они своими собственными руками восстанавливают справедливость, и в итоге убивают нефтяного магната, сжигают его небоскрёб и взрывают Москву. (!!!)
Этот фильм был снят в 1998 году отличными сценаристами Петром Луциком и Алексеем Саморядовым. На фоне доморощенной совковой голливудщины того времени, да и теперешней пожалуй, он выглядел и выглядит просто пришельцем с другой планеты. Их дуэт считался главной опорой нашего руського кино в преддверии второго тысячелетия. Сочинения соавторов легли в основу известных фильмов "Дюбы-дюбы", "Детей чугунных богов", "Гонгофера", "Лимиты". Известно, что этими фильмами соавторы остались недовольны, поскольку режиссеры все поизвращали. После нелепой гибели Саморядова Луцик сам пошел в режиссуру. Черно-белая "Окраина" - его дебют.
"Окраину" Луцика ещё мало кто видел, но она уже вызвала волну в "московской интеллектуальной среде". После рудинштейновского Сочи фильм хвалили (в основном устно), говоря, что он забавен и нестандартен. Но затем на Луцика обрушились сразу два монстра кинокритики: "известинские" моралисты и популярные "русско-телеграфные" аморалисты, которые с некоторых пор обернулись неоконсерваторами. Просовковленные неоконсерваторы объявили фильм фашистским и потребовал запретить. В московских кулуарах их призыв разделяют и другие.
История бунта
Фильм "Окраина" - это вот про что. Несколько мужиков, живущих где-то в глубинной России и ставших фермерами, вдруг обнаружили, что их земли кем-то запроданы и перекуплены. На родных почвах хозяйничают враги-бурильщики, которые несправедливо травят селян собаками. Действие вроде как происходит в России 90-х. Но это страна, концептуально преобразованная, более всего похожая на сказочно-неевклидову (своей геометрией), одновременно жуткую и незлобивую Россию раннего Андрея Платонова. Те же странности и со временем. С одной стороны, вроде и впрямь 90-е: период противоречий между новыми нищими и новыми "русскими". Но, с другой, причем тут "наши дни", всё та же извечная российская история?...
Мужики одеты, щурятся, улыбаются в стиле довоенных киногероев и изъясняются, как типичные народные киносмельчаки.
Оставшись без полей, мужики, как это обычно водится, идут на поиски правды. Одного за другим они допрашивают: председателя колхоза, продавшего земли кооператорам, потом кооператора-перекупщика, потом бывшего обкомовца, санкционировавшего сделку, а затем и Самого - Хозяина, который сидит в Москве в высотке, прибирает к рукам нефтеносные территории по всему свету и бахвалится, что скоро, мол, вся кровь земная его будет (эта странная в его устах фраза, демонстрирующая, что Сам думает не столько о долларах, сколько о революционной переделке отношений с земным шаром, могла бы настроить критиков-антифашистов на иное, менее публицистическое восприятие фильма. Вместо этого они глупенькие дружно гадают, кто зашифрован под Самим: ??????.....).
Ты ж за Родину воевал... У тебя же два ордена Славы...
Еще одна неожиданность - кровь и пытки. В отличие от терпеливых, а-ля Платон Каратаев, персонажей поэмы "Кому на Руси жить хорошо", а также "положительных советских рабочих/крестьян" Барнета, Пудовкина, братьев Васильевых и Эйзенштейна, фильмами которых Луцик явно вдохновлялся, действующие лица его былины ведут себя словно "WP-зомби в кровавом погромном угаре". Но герои фильма при этом сохраняют теплоту во взоре, обмениваются типичными для кинематографа 30-50-х добрыми сентенциями типа "хорошим человеком ты вырос, сынок", но фраза-то рождена в момент, когда сынок принес отрезанную голову врага. (!)
Про эти кошмары пресса в конце 90-ых писала особенно подробно и всерьез. Видятся расширенные от ужаса зрачки росиянских рецензентов. Страх за собственное будущее (вероятно, свойственный многим благоустроившимся неоконсерваторам) передается читателю. )))
"А мне думается, человек, как животное, как особь, ослаб от тысячелетней жизни...
Вижу я это и в молодых и в старых. Вроде бы и ест и спит больше, и работа жилы не тянет, отдыхает опять же, всё ж устал человек... Ослаб и изнежился, и работать и воевать ему более не в радость..."
"Почему ж? Я к примеру войну люблю. Как по мне, всю жизнь воевал. Только по честному, чтоб добыча,
чтоб слава, чтоб золотыми червонцами награждали, землёю с людишками...
А вот дураком я быть не согласный..."
Наблюдают за кооператором...
Кооператор не выдержал пыток...
"Ты хоть Коля ножик возьми... Не надо, я его зубами буду грызть.. Нежненько...
Мы с ним посидим немножко в темноте, только не мешайте."
"Холодно там как в могиле. Сознался обкомовец во всём и помер со страху....
Дааа... лучше б уж сварили человека...
Терпеть не могу обкомовцев, даже мёртвых..."
"Это я убил твоего отца!"
"Вот Василий Иванович человек который тебя убил! Потешь свою душу на последок..."
В офисе московского нефтяного магната -
"Что тебе наша земля, мы её пашем, хлеб растим. Мы тысячу лет на ней живём..."
САМ - "Хорошие вы люди, простые..."
САМ - "А вот ваша, уральская нефть! Везде есть нефть, всегда была и есть.
Это как кровь, везде есть вены. Буду бурить хоть все сто лет!
Хоть до самого сердца Земного добурю! Вся кровь Земная моя будет!"
САМ - "Только продали вы землю, сейчас все по закону купить и продать можно.
Так что земля моя, на сто лет моя!"
В финале руськие мужики перерезают глотку Московскому Хозяину и уничтожают тайный документ о купле-продаже родных осин. Когда они покидают Москву (Москва, кстати, расположена в России так: едешь-едешь на мотоцикле по бескрайним безлюдным полям - бац! - уперся в кремлевскую стену), Кремль горит и взрывается.
Это опять-таки росиянские кинокритики расписывают как кошмар, намекая, будто Луцик считает град стольный воровским и дьявольским и желает ему гибели....
Наш ответ на олигархический нефтяной Превед...
Один из героев душит Хозяина...
Кремль горит...
После этого следуют кадры, как на освобожденную от эксплуататоров весеннюю парь счастливые руськие фермеры выходят трактора. Обретшие свободу истинные хозяева земли, улыбаясь, ведут могучие машины, разрыхляющие почвы к севу.
Обретшие свободу истинные хозяева земли пашут...
По отношению к России "Окраина" - фильм одновременно народнический и антинародный. Не фильский и не фобский, просто разный, двойственный, что умно... Он (вопреки утверждению напуганных московских рецензентов) не за "красных", но и не за "белых" (а за простого руського мужика, за "зелёных"..). Он про всегдашнюю "Российскую специфику" и пакостность жизни, в которой, уживаются кровавое и метафизическое, космическое и комическое. Добиться правды, совершить революцию, впасть в тоску, отдать последнее, мечтательно поглядеть на звезды, невразумительно поразмышлять о запредельном, подпалить дом, загулять, пожалеть, подраться - все в одном ряду.
Вообще появление в последние 7 лет "новой партийности" удручает. Помните ещё вчера критики от искусства сражались за свободу творчества и ненавидели идиотов из ЦК КПСС, которые считали, что искусство бывает "реакционным" и может "испортить неразумный народ", научив его "дурному". Но сегодня бывшие московские "псевдолибералы", осознавшие ценность совкового неоконсерватизма, вдруг превращаются в новых держиморд и требуют от искусства "позитивности", "зримой прогрессивности", "непротивления спонсорам", "недвусмысленности", "патриотизма", а от представителей правительства - создания правильного "нового кино".
Ситуация убога, комична, и при этом страшна... "Окраину", абсолютно "не поняли" те, кого прежде нельзя было упрекнуть в отсутствии ума и образованности. Мало ли кто и как видит ситуацию в России? Но результаты "партийности" налицо: никто до сих пор не взялся прокатывать фильм "Окраина". Картину никто не берет. И уж точно: сейчас ни один телеканал не возьмёт фильм. Телеканалы тоже теперь озабочены "неоконсерватизмом" и воспитанием - ублажением неразумных, как дети, "дорогих россиян"....
Текст подготовлен с использованием материалов Юрия Гладильщикова, "Итоги".
Оригинал записи целиком в дневнике Боцман_Ромыч