Оригинал взят у
rjadovoj_rus в
Патриотизм и национализм: две противоположностиОригинал взят у
andp2027 в
Патриотизм VS национализм: две противоположности!!! VS
Попытка отождествить «патриотизм» с «национализмом» очень опасна. В результате «в выигрыше» остается второй: обесценивается патриотизм, и национализму приписываются не свойственные ему положительные черты.
Это два разных и противоположных мировоззрения, которые исключают друг друга, а не взаимодополняют: противоположные по духу, по оперируемым понятиям, по отношению к миру.
В патриотизме ключевым, смыслообразующим понятием является «народ», в национализме - «нация». При этом понятие «народ» шире, чем «нация» и включает его в себя. Народ может быть многонациональным. Ближайший исторический пример - «советский народ» как братский союз пятнадцати национальностей. Русский (или российский) - его исторический преемник, еще не утративший генетических связей с советским духом. По сути понятие «народ» интернационально.
Вообще ключевым для разведения «патриотизма» и «национализма» является отношение к другим народам и нациям. Национализму присуще противопоставление своей нации другим, чувство высокомерия и надменность. Национализм не предполагает, он исключает другие нации и народы. Национализм это своего рода общественный эгоизм и эгоцентризм, нарциссизм.
Патриотизм же альтруистичен, в нем другие народы и нации воспринимаются не как «враги» или конкуренты, за счет которых можно укрепить свое положение и извлечь выгоду для себя, но как друзья вместе с которыми можно добиться общего успеха. Там и тогда, где и когда в патриотизме возникает чувство исключительности и противопоставления себя другим, он начинает вырождаться в национализм. Высшим проявлением патриотизма является интернационализм, это не исключающее, но органически связанные понятия. «Высшее», а точнее низшее проявление национализма - нацизм или фашизм, когда противопоставление другим народам доходит до ненависти, до агрессии, до готовности убивать ради «своих».
Я убежден, что общественные отношения, в которых на первый план выходят расовые или национальные признаки не являются вполне общественными. Деление на нации - это ведь биологическое в своей основе деление. Это деление, обусловленное в конечном счете природой. Объективно деление человечества на нации - это деление одного вида на популяции. В общественных, подлинно человеческих отношениях это не должно играть определяющей роли.
Поэтому любое выпячивание своей расовой принадлежности (что свойственно национализму) сродни демонстрации гениталий самцами обезьян перед брачным поединком. Это животное, а не подлинно человеческое отношение. Поэтому национализм - это идеология, отражающая отношение между людьми как животными. Недаром в немецком нацизме признак расовой принадлежности был возведен в высшую ценность. Те, кто принадлежал другой расе - считался животным, не принадлежащим в этой популяции, а, значит, ненужным, бесполезным, его можно было без зазрения совести убивать, мучить. Какая разница? Он же не принадлежит нам, избранным.
Нация - это группа людей, объединенных внешними природными качествами (цвет кожи, волос, глаз место проживания и др.). Народ - это культурная, историческая общность людей, объединенных общей культурой, языком, мироощущением, духом, историей. Поэтому, я убежден, что когда И.В. Сталин в своей работе «Марксизм и национальный вопрос» формулировал знаменитое определение «нации», то на самом деле он определял понятие «народ». Вряд ли такая подмена понятий была случайной и по недоразумению, скорее тут были свои глубокие исторические причины (но это уже тема отдельного разговора).
Поэтому скрестить «патриотизм» с «национализмом» можно только, преследуя политические цели, с намерением дискредитировать патриотизм и возвысить национализм. Они противоположны также, как противоположен «коммунизм» и «фашизм», но это уже опять тема другого разговора…