А теперь я немного расскажу про Ангкор Ват - настоящее чудо света, спрятанное в джунглях на севере современной Камбоджи. Посещающие Ангкор Ват туристы - основная статья камбоджийского дохода.
Все картинки кликабельны для увеличения!
Популярность этого места ничуть не преувеличена, и я очень благодарна Сашке, что мы все-таки туда поехали хотя бы из принципе "в Камбоджу все едут только ради Ангкор Вата. Не побывать там глупо", в то время как входной билет стоил 40 баксов на человека (на 3 дня), что тогда казалось мне нереально большой суммой (по сравнению-то с ценами во Вьетнаме!). Позднее я не пожалела ничуть.
Краткую историю этого места расскажу своими словами, а не из Википедии. Кому будет интересно - посмотрит сам.
Только чуть-чуть :)
Ангкоор-Ват (кхмер. អង្គរវត្ត ) - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150). (из
Википедии)
С 8 веке (а может и еще раньше) существовала великая кхмерская империя. Парни были настолько круты, что повырубали половину джунглей на огромной территории и стали строить ни с чем не сравнимые сооружения. Точнее сравнимые - с пирамидами майя, которые я видела только на картинках. В основном храмы возводились во славу бога Вишну и Будды, причем переплетение индуизма и буддизма в Камбоджии настолько интересно и непонятно, что я планирую по приезду в Москву тщательно изучить этот вопрос по книгам.
Началось все с одного короля, затем продолжалось вплоть до 14 века. Строились эти фантастические храмы не просто для красоты, а как центр города, вокруг которого были и библиотеки, и обычные дома (они строились из дерева и до сегодняшнего дня ясен пень не дожили), и громадные и отлично продуманные системы водоснабжения. Вся огромная территория, на которой располагаются храмы, обеспечена водой за счет построенных водохранилищ. Каждый из храмов уникален, хоть на чужих фотографиях и кажется, что архитектура и дизайн очень похожи. Внтури храмов и на стенах - потрясающие своей красотой и изяществом барельефы, изображающие в основном сцены из Махабхараты, а также из истории кхмерской империи. Больше всего неприятностей им доставляли сукотаи, если я правильно поняла - нынешние тайцы. Погибла великая кхмерская империя, по мнению историков, из-за длительной засухи, в то время как сильные сезонные муссонные дожди разрушили ирригационную систему.
Вот этого товарища мы встретили в первые минуты прогулки по территории храмового комплекса.
Каждый храм состоит из нескольких башен и переходов между ними. Вид из одной из башенок.
К башням ведут многочисленные ступени. Этот храм реставрируется, поэтому все в лесах и перилах.
Внутри каждой башенки - божество, в честь которого башенка построена. Здесь - знаменитый лежащий Будда. Перед ним, как и везде, место для даров и ароматических палок. Иногда в башенках сидела бабуля, которая зажигала палки и вручала каждому туристу, учила кланяться Будде, вешала на руку фенечку из шерстяных ниток и настойчиво предлагала оставить денежку во имя великго божества. На счастье.
Несколько храмов имеют старинные надписи на стенах на кхмерском языке и хинду. Благодаря этим немногочисленным записям удалось что-то узнать об истории империи. Но в основном эти надписи были перечислением имен богов, правителей или строителей храма.
Вот эти каменные ребята держат мост.
Или же охраняют въезд в город.
Барельефы - сцены из жизни империи и священных писаний.
Рассказывать про каждый отдельный храм смысла нет: на эту тему написано уже много статей и постов, и все равно по-настоящему интересно это читать лишь тогда, когда ты сам увидел это чудо.
Храмовому комплексу много лет, и на крышах многих храмов выросли огромные деревья, которые с большим трудом удаляются реставраторами.
Храм Байон украшают квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары. Где бы вы ни находились, эти лица "смотрят" на вас. (кратко о каждом из храмах рассказано
Здесь).
Внутри храмов - длинные переходы между башнями и другими помещениями. Каждая колонна, каждый камень стены украшен резьбой или барельефом.
Один из основных мотивов барельефов - танцующие полубоги.
Самое ужасное - это китайцы. Они повсюду. Как только ты подойдешь к каменному облачению великого господа Вишну и настроишься на преклонение своей глупой головы перед ним, будь уверен - тебя тут же снесет толпа китайцев человек 50, топчущих кроссовками твои священные подношения. Они будут одеты в одинаковые жилетки (а как же, коллективизм - залог здоровья!), с одинаковыми идиотскими шапками на головах и с не менее идиотским гидом с ярким флажком. Эдакое стадо-детсад на водопое.
Вот здесь толпа китайских фотографов с огромными объективами полчаса фоткала полную невесту в стремных грязных треках на высокой платформе, спрятанных под красным платьем, и ее замученного жениха.
Маленькая толпа китайцев. Вид сверху.
Большая толпа китайцев. Вид навстречу.
И сбоку.
Вечером первого дня мы были в Та Проме, одном из самых известных храмов комплекса. Сейчас увидите, почему.
И камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Чтобы сфоткать это дерево, пришлось ждать минут 20, пока каждый из китайцев еще сильнее спрятал глаза в улыбке на камеру.
Вокруг всех храмов ошиваются детишки с сувенирами, которые тем же занудным клянчащим голосом, что и их мамаши в кафешках, верещят что-то типа "do you wanna buy somethiiiing siiir? Two for 1 dollaaaar!". Отмахиваться от них непросто, но на некоторых действовала всученная в руку конфета. Лапы детёныша моментально складывались в благодарном намасте, а личико принимало чуть менее набыченный вид.
Для сравнения.
В башенках люди обычно прячутся от дикой жары. А выглядит как глубочайшее почтение золотому зонтику над Буддой
Так выглядят ларьки при величественных храмах.
Чапаев и пустота.
У самых популярных храмов на входе имеются охранники, которые проверяют биеты. Попасться без билета означает некислый штраф.
Всюду тусуются продавцы всего-на-свете. Очень порадовали эти парни с местным деревянным варганом, настойчиво предлагащие продать его какому-то французу.
Один из храмов находится в центре огромного болота. Сам по себе храм довольно бесполезный и был построен вообще непойми для чего: вокруг него нет никаких условий для жизни. А все-таки все это строилось отнюдь не только из религиозных целей!
По храмам иногда гуляют полисмены. Их назначение мне непонятно, а степень их скуки настолько велика, что они лезут общаться даже с теми, кто в английском совсем не силен.
Часто в храмах отдыхают кхмеры, чем они вообще там занимаются - неясно.
Кое-где реставрационные работы даже в проекте не намечаются.
Мои советы желающим посетить это место.
Во-первых, спланируйте очень тщательно свою поездку туда. Обязательно почитайте про историю и распечатайте себе что-нибудь вроде гайда (в случае, если не собираетесь брать гида). Гид стоит недешево, но я бы очень хотела побывать там со знающим человеком, так как каждый баральеф, каждый камень там - это и история, и религия, и жизнь целого народа.
Во-вторых, продумайте логистику. Посещать ангкор ват можно либо на туристическом автобусе, либо на частном тук-тукере, либо на велосипеде. На автобусе отвратительно, я думаю, так как возить вас будут только по самым попсовым местам, и время на посещение того или иного места будет ограничено не вашим интересом, а программой.
Самый популярный способ - частный тук-тук. Стоит он от 15 до 20 баксов в зависимости от времени и количества храмов, которые вы хотите посетить. Опять же, вроде бы удобно и с ветерком, но лично мы не хотели связываться с жадными кхмерами и быть прикованными к ним.
Профсоюз тук-тукеров в ожидании туристов у дороги.
Третим и самым на наш удобным способом является велосипед. Стоимость проката начинается от 1 бакса в день, и выбор велосипедов в Сием Рипе достаточно широк. От города до храмового комплекса около 8 км, малый круг по храмам - 17 км, большой - 25. Казалось бы, что по такой дикой жаре да еще в джунглях крутить педали - это смерть, но это полный бред. Как раз пока едешь - тебе отлично, чуть даже ветерок обдувает, да и километраж небольшой. За первый день (малый круг) мы намотали км 30, за второй - 50, но никакой особой усталости не почувствовали. Зато ты полностью независим ни от кого, тратишь столько времени на храм или еду или отдых, сколько тебе хочется.
В джунглях неимоверно жарко и душно. Если на побережье в +30 ты чувствуешь себя вполне нормально (особенно после нескольких дней), то в джугнлях даже +25 в совокупности с полным отсуствием ветра обливаешься потом ежесекундно. В тени или при движении еще жить можно, но стоит днем выйти на солнце - сразу ощущаешь крайнюю жестокость окружающего мира к тебе, бедному бледнокожему северянину.
Первый день в Ангкор Вате я очень страдала из-за жары. Пить хочется беспрерывно, и холодного. Напитки у местных барыг стоят дорого, а даже если купишь и выпьешь - тут же обливаешься изнутри. Во второй день мы были умнее: заранее набили термос льдом, заливали в него воду с лаймом и пили этот божественный ледяной напиток весь день. Также я догадалась через каждые полчаса-час мочить футболку в рукомойках общественных туалетов и постоянно быть во влажной одежде. Не самое приятное ощущение, но от дикой жары действительно спасает.
Местные, особенно детишки, ни разу не обламывались купаться в мутнейшей воде окружающих храмы водоемчиков.
Во второй день катания по территории комплекса мы вновь встретили уже знакомую нам толпу китайцев, фотографирующих все тех же несчастных молодоженов в разных романтичных позах.
Девочка, пытавшаяся нам за "one doleaaar" продать весь лоток своих фенечек, долго наблюдала за этой процедурой, после чего громко поделилась мнением о том, что невеста уродина.
Величественные ворота на въезде в старый город.
Пока туристы наслаждаются величественной архитектурой, их ожидают верные тук-тукеры.
При этом машину, у которой по глупости не до конца закрыли окна, громят мартышки.
Мартышка доела наш засохший хлеб. При этом она зачем-то долго терла его об камень перед вкушением.
Я, естественно, не могла пройти мимо жеребенка, на котором катают многочисленных восторженных китайцев. Наверное. Иначе он не был бы столь грустен.
А вот собственно сам Ангкор Ват, храм, в често которого назван весь комплекс.
К нему ежедневно съезжается в конце дня пара сотен туристов, чтобы насладиться закатом.
Не зря Анкор Ват считается чуть ли не главной достопримечательностью Индокитая. Знающие люди отмечают, что подобных масштабов и красоты архитектуры не видели даже в Индии. Надеюсь, мне еще суждено сравнить самой :)
Предыдущий рассказ -
Cambodia. Сием Рип и любовь к королюСледующий рассказ -
Завтрак на побережье Список всех рассказов