Китайский фарфор-6: Фарфоровые марки

Jul 10, 2016 19:47

Оригинал взят у logik_logik в Китайский фарфор-6: Фарфоровые марки
[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у porzellan_china в Китайский фарфор-6: Фарфоровые марки

Фарфоровые марки или печати - это составная часть декора. До эпохи Мин они были очень редки, а с периода Канси получили широкое распространение.

Различают датировочные марки и марки изготовителя или заказчика. Они могут находиться не только на дне, но и в начале и в конце каллиграфического декора. Например, на чаше для вина, на ее стенках с подглазурной кобальтовой росписью, есть и декор с цветами четырех времен года, и стихотворение с клеймом в конце [илл.96].
Марки фарфора «гуаньяо», «няньхуань» или «няньхао» - каллиграфически написанное название периода возникновения. Внутри периода они различаются с помощью манер письма: ранней, средней и поздней. В течение всего времени единство сохранялось только в стиле и цвете. Они, как и декор, могли копироваться, поэтому, в случае сомнения, их нужно сравнивать с оригинальными марками. Как правило, они состояли из четырех [илл.87] или шести иероглифов (прим. 5).
Реже встречаются печати с маньчжурскими, монгольскими, тибетскими и арабскими надписями, а также знаки в четырёхугольнике, не поддающиеся толкованию. В некоторых случаях кансийский фарфор «клеймился» иероглифом «небо», «тянь». В дальнейшем встречается марка «Цзин Чжень Кан Си Нянь Чжи»  - «сделано в Циндэчжене в эпоху Канси». Фарфор этой марки шел в основном на экспорт. В периоды Юнчжен и Цяньлун марки с указанием «Цзин Чжень» уже не применялись.
В периоды Канси и Юнчжен преобладали датировочные марки, написанные обычным шрифтом, реже - «для печати», с начала периода Цяньлун марки, выполненные шрифтом «для печати», постепенно вытесняют написанные обычным шрифтом.
Марки-иероглифы обрамлялись кольцом, двойным кольцом, двойным квадратом или двойным прямоугольником. Бывает, что обрамление отсутствует.
Иероглифы могли выцарапывать или на надглазурной, или на подглазурной краске синим, черным и красным цветом по белому фону или  красным по зеленому. При этом фарфор с надглазурными марками ценился за свое качество.
Стиль марок - подражание таким великим каллиграфам, как Ван Сичжи, Юй Шинань, Оуянь Сюнь, и сунскому шрифту «для печати».
Надпись состояла из двух вертикальных строк по три знака в каждой или - трех вертикальных строк по два знака в каждой. Читаются они сверху вниз и справа налево. У датировочных марок композиция та же, но отсутствует метка «Да Цин», «Великая династия Цин».
В дальнейшем, для марок использовались стилизованные осенние листья, цветы зимней сливы, изогнутые в кольцо драконы, мифологические животные (желтый дракон  «ли»*), цветы и др.
С периода Канси  до Цяньлун встречается немаркированный фарфор. В период Канси старались копировать уже не только форму, глазурь и декор лучшего минского фарфора, но и его марки [илл. 85]. В основном копировали марки периода Сюандэ (1426-35). В период Юнчжен предпочитали клейма периода Чэнхуа (1465-87).
Чаша периода Канси, тип «яйшоубей», [илл. 62], имеет скопированную «юнлэ»-марку: «Юн Лэ Нянь Чжи», «сделано в период Юнлэ». Этот тип появился в период Юнлэ (1403 - 24), поэтому его копия имеет обычно «юнлэ» - марку.
В декоре юнчженского фарфора также есть скрытые марки эпохи Мин. Датировочные марки, обрамленные двумя драконами - редкость для периода Цяньлун*. Например, у вазы с эмалевой росписью - красная марка из семи иероглифов, выполненных шрифтом «для печати», обрамленная двумя зелеными драконами.
Марки цяньлунского фарфора мало отличаются от марок юнчженского фарфора. Кроме традиционной синей надписи на белоглазурованном дне, встречались красные и черные надписи на зеленом фоне или зеленые, фиолетовые и золотые марки, состоящие из иероглифов или орнаментов. Выполнялись они в надглазурной технике, плоской или глубокой насечки и штамповки.
Фарфор с «куриным» декором (прим. 6), созданный в период Чэнхуа, был образцом для подражания в периоды Канси, Юнчжен и Цяньлун. Среди подобного фарфора наилучшим по качеству был тот,  который создавался в период Цяньлун. Обычно, он сопровождался стихотворением императора Цяньлуна, подписью и датой: «Цянь Лун Бин Чень Юй Ти» - «написано императором Цяньлуном в 1766 году». Датировочная марка в надписи для печати выглядела так: «Да Цин Цянь Лун Фан Гу» - «сделано по старому стилю, в эру Цяньлун великой династии Цинн». На чаше с «куриным» декором не скопированы марки периода Чэнхуа, но использовались датировочные марки периода Цяньлун.
Иероглифы марок фарфора «гуаньяо» эры Чэнхуа было трудно скопировать, так как они в большинстве случаев были написаны «скрытым кончиком кисти», «цанфен». Поэтому штрихи кисти отличались силой и твердостью, а сапфирово-синий цвет иероглифов - глубиной.
Хотя датировочная марка Канси-копии также написана нормальным шрифтом в виде шести иероглифов - два вертикальных ряда по три иероглифа: «Да Мин Чэн Хуа Вянь Чжи», но у каждого иероглифа видны острые штрихи кисти. Тонкие иероглифы правильны, но искусственны. Каждый такой иероглиф скопированной датировочной марки в своем написании обнаруживает типичный стиль марок Канси.
Для невооруженного глаза копия марки «чэнхуа» имеет интенсивный нежно-голубой цвет, но при двенадцатикратном увеличении под лупой ее линии выглядят тонкими, светлыми и сливаются, а сама она неправильной формы. Марки-копии обычно не имеют, в противоположность фарфору «гуаньяо» периода Чэнхуа, внешнего двойного кольца и всегда расположены в центре дна сосуда.
Изобретением периода Канси были марки на черно-лаковой основе, состоящие из иероглифов «Чэн Хуа Нянь Чжи» - «сделано в период Чэнхуа». В основу фарфора втирали кобальт, после чего появлялся слой более сочной зеленой краски. После обжига при 7000 градусов по Цельсию появлялся «лаковый черный», по которому и процарапывались иероглифы.
Экземпляры с такой маркой часто относили к периоду Чэнхуа -  так большое блюдо с мотивами «драконы-облака» было описано в каталоге выставки китайского искусства в Лондоне (1936) как «изделие Чэнхуа». Подлинный фарфор «гуаньяо» с такой маркой «чэнхуа» до сих пор не обнаружен.
Юнчжэнский и цяньлунский фарфор с эмалевой росписью часто имел в начале и в конце каллиграфического декора четырехугольную печать с иероглифами: «Цзя Ли», «Сянь Чунь» - начало надписи, «Юй Гу», «Цзинь Чен» или «Сю Ин»  - конец надписи. Речь здесь идет о различных художественных псевдонимах Цзинь Чена, которые в «позитивной» печати, «ян-вень»: красные или синие, в «негативной», «инь-вень»: белые, на красной или синей основе.
«Позитивные» иероглифы печати вырезаны  выпукло, а «негативные» - глубоко [илл. 64 и 86].
Фарфор, относящийся к XVII-XVIII веку, имел в качестве марки имя зала, «тан», или мастерской, «чжай», заказчика или создателя. В большинстве случаев марки выполнялись обычным шрифтом. Заказчиками или создателями были император, князья, дворяне, чиновники высшего ранга, ученые и выдающиеся мастера по фарфору.
Previous post Next post
Up