Её портретов сохранилось мало. Но рассказов о её красоте - предостаточно. А ещё современники считали, что она - копия прусской королевы Луизы: посмотрим.
Рисунок Пушкина на черновике статьи «О публикации Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»». Октябрь 1829 года. По мнению искусствоведа Абрама Эфроса, этот профильный портрет Анны Керн.
Это не только самое известное стихотворение Пушкина, но, пожалуй, самое известное стихотворение о любви во всей русской литературе.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
Оно написано в 1825 году и посвящено Анне Петровне Керн (в девичестве - Полторацкой). Запертый в ссылке в Михайловском, Пушкин сочинял "Евгения Онегина" и коротал вечера у соседей в Тригорском - в этом имении гостила племянница хозяйки Анна Керн (совершенно верно, в этот момент она была уже замужем). Однажды, когда Керн уезжала, Пушкин вручил ей главу "Онегина", а внутри был листок со стихотворением. Анна Петровна поспешила положить листок со стихотворением в шкатулку, Пушкин будто передумал и пытался отобрать, но всё же оставил...
Большой любви и длительных отношений между ними не было. Но был момент острой влюблённости, в результате которого появилось на свет замечательное стихотворение.
Анна Керн дважды была замужем. И слыла очень ветреной и влюбчивой дамой, притом не самых строгих правил: любовников у неё была уйма. Сводить мужчин с ума она умела.
Как же выглядела эта дама?
Известен один достоверный портрет Анны Керн. Да и тот, во-первых, крошечный, а во-вторых - со многими неизвестными:
Анна Петровна Керн. Неизвестный художник. 1830-е гг. (?). Кость, акварель, гуашь. 6,3 × 4,8 см. Коллекция Всероссийского музей А.С. Пушкина.
Некоторые датируют эту миниатюру и вовсе 1840-ми годами. В любом случае, Анна Керн запечатлена здесь уже после романа с Пушкиным, а скорее всего уже и после гибели поэта. А автор портрета - увы, не слишком умелый художник.
А вот этот портрет долгое время считался портретом Анны Керн (и его даже помещали на обложках книг о ней), но сейчас исследователи пришли к выводу, что на нём изображена совсем другая женщина - Анна Ивановна Бегичева (1807-1879):
Автор этого фейкового портрета Анны Керн - крепостной художник Аким Арефов-Багаев.
Зато существуют довольно детальные словесные портреты Анны Керн.
Вот какие строки оставил в альбоме Керн один из её поклонников поэт Андрей Подолинский (поэт - слабый, как вы сейчас легко убедитесь, но зато оставил потомкам информацию даже о бюсте Анны Керн):
Когда стройна и светлоока
Передо мной стоит она,
Я мыслю: гурия пророка
С небес на землю сведена!
Коса и кудри темно-русы,
Наряд небрежный и простой,
И на груди роскошной бусы
Роскошно зыблются порой.
Весны и лета сочетанье
В живом огне ее очей,
И тихий звук ее речей
Рождает негу и желанья
В груди тоскующей моей.
А вот как описал встречу с Анной Керн в 1827 году Александр Никитенко (будущий профессор-филолог, а тогда студент):
…было много гостей, и в том числе новое лицо, которое, должен сознаться, произвело на меня довольно сильное впечатление. Когда я вечером спустился в гостиную, оно мгновенно приковало к себе мое внимание. То было лицо молодой женщины поразительной красоты. Но меня всего более привлекла в ней трогательная томность в выражении глаз, улыбки, в звуках голоса. Молодая женщина эта - генеральша Анна Петровна Керн, рожденная Полторацкая.
Некоторые рисовали Анну Керн просто в своём воображении: Надя Рушева. Пушкин и Анна Керн.
Иван Тургенев встретился с Анной Керн, когда ей было уже 64 года. Своими впечатлениями он поделился в письме Полине Виардо:
В молодости, должно быть, она была очень хороша собой… и до сих пор держится как женщина, привыкшая нравиться. Она показала мне выцветшую пастель, изображающую ее в 28 лет: беленькая, белокурая, с кротким личиком, с наивной грацией, с удивительным простодушием во взгляде и улыбке, немного смахивает на русскую горничную а-ля Параша.
Самые восторженные отзывы о внешности Анны Керн находим у её второго мужа Александра Маркова-Виноградского (между прочим, он был младше её на 20 лет!):
У моей душечки глаза карие. Они в чудной своей красе роскошествуют на круглом личике с веснушками. Волоса, этот шелк каштановый, ласково обрисовывают его и оттеняют с особой любовью. Щечки скрываются за маленькими, хорошенькими ушками, для которых дорогие серьги - лишнее украшение: они так богаты изяществом, что залюбуешься. А носик такой чудесный, такая прелесть; с изысканною правильностью грациозно раскинулся меж пухленьких щечек и таинственно оттеняет губки, эти розовые листочки… Но вот они зашевелились. Мелодические звуки, с грустью оставляя свой роскошный алтарь, летят прямо в очарованное мое сердце и разливают наслаждение. Еще губки трепещут сладостною речью, а уже глаза хотят восхищаться зубками… И все это, полное чувств и утонченной гармонии, составляет личико моей прекрасной.
Сама Анна Керн вспоминала, что её современники находили её похожей на прусскую королеву Луизу (1776-1810). Что будто бы на это сходство обратил внимание даже император Александр I (сам он виделся с Луизой и был очарован, как и все тогда, её красотой, а Луиза, хоть и сопровождала на той встрече своего мужа Фридриха Вильгельма III, в дневнике восторженно сравнила молодого русского царя с Геркулесом).
Прусская королева Луиза, с которой неоднократно сравнивали Анну Керн, выглядела вот так:
Луиза, королева Пруссии. Авторы портретов: слева - Джузеппе Грасси, справа - Henriette-Felicite Tassaert.
https://zen.yandex.ru/media/pictures/kak-vygliadela-anna-kern-kotoroi-pushkin-posviatil-samoe-izvestnoe-svoe-stihotvorenie-5b02013648c85e2970fdea8f