Оригинал взят у
verapapkova в
Фортуни в Эрмитаже. Легендарный тисненый бархатОригинал взят у
verapapkova в
Фортуни в Эрмитаже. Легендарный тисненый бархатДолжна признаться, что мой интерес к
дельфосам вполне спокойный, академический, не могу сказать, чтобы это лишало меня душевного равновесия. А вот идея тиснения тусклым золотом по бархату - совсем другое дело!
Эта мысль определенно заставляет меня терять голову. Достаточно сказать, что еще до всякого знакомства с Фортуни я экспериментировала с
серебрением поталью по трикотажу. Эксперимент оказался удачным, я планирую и дальше работать в этом направлении, тем интересней и драгоценней для меня было воочию увидеть великолепие вещей Фортуни с использованием близкой техники.
Феномен Фортуни состоит в том, что, будучи культовым автором своего времени в мире моды, кутурье он, по существу, никогда не являлся.
Круг его художественных интересов был по-возрожденчески широк, он был знатоком, исследователем и коллекционером исторического текстиля и других видов прикладного искусства; живописцем и декоратором; театральным художником и сценографом...
Эксперименты с фактурой, результатом которых стали плиссированный шелк и тисненый бархат, представляли для мастера самоценность, то, что они приобрели широкую популярность в качестве материалов для создания носимой одежды, скорее стало приятным побочным эффектом, чем было предметом первоначального замысла.
Что касается тисненого бархата, эта техника изначально предназначалась для изготовления интерьерных тканей и сценических костюмов.
В этом качестве тисненый бархат Фортуни продолжал использоваться и тогда, когда область его применения расширилась до эксклюзивных туалетов.
Именно потому, что Фортуни никогда не был кутюрье в узком смысле этого слова, крой как таковой не был его специализацией, в его вещах главенствующая роль явно и недвусмысленно отводится собственно ткани, ее фактуре, орнаменту, цвету.
Такие минималистичные с точки зрения кроя конструкции, как туника и джеллабия, наилучшим образом соответствовали такой постановке задачи.
Кроме того, струящиеся линии, силуэт, образуемый свободно падающей и драпирующейся тканью, были остро актуальны в период арт деко.
Мне грустно, что эти дивные вещи я не могу показать вам во всей их красоте! Мне и самой, живьем, так и эдак кружа вокруг бликующих витрин и вытягивая шею, пришлось призвать на помощь всю силу своего воображения, чтобы в этой бесформенно свисающей тряпке увидеть всю изысканную красоту вещи арт деко.
Поэтому я была очень рада вот этому рисунку Жоржа Барбье, случайно встретившемуся мне в сети. Он не содержит ссылки на Фортуни, но я практически уверена, что здесь изображены две модели именно Фортуни - как вы можете видеть, дельфос из плиссированного шелка и пальто из тисненого бархата.
Обуви дом Фортуни практически не изготавливал, эта пара туфель, выполненная из тисненого бархата в комплект к платью, представляет собой скорее исключение.
Технология тиснения, в отличие от технологии плиссировки шелка, особой таинственности и легендарности собой не представляет - представленные на выставке резные штампы позволяют в общих чертах составить о ней представление.
И это дает мне не только ценнейшую информацию, но и, может быть, еще более ценный творческий импульс для дальнейшей разработки этой идеи.
Исторические орнаменты, стилизованные или буквально цитируемые Фортуни - еще один богатейший источник вдохновения.
Болты... не спрашивайте.
Хотела бы я, чтобы мое убогое фото передало вам хотя бы сотую долю восторга, вызываемого этим, например, фрагментом ткани!