К этому месту, мы шли несколько долгих лет. Идея посетить Гудымский атомный арсенал впервые пришла ко мне ещё во времена жизни в Японии. Благо, там совсем не далеко. Однако, по финансовым причинам, ей не суждено было состояться. После этого, мысль о поездке посещала меня и коллег ежегодно. В 2014 году мы с даже подали на пропуска в пограничную зону Чукотки. И если бы ФСБ сделало их вовремя, то этот отчёт вы бы прочли ещё прошлой осенью. Памятуя оплошность, подготовка к поездке 2015 года началась еще ранней весной, но, даже имея на руках пропуск, я до последнего сомневался в возможности поездки. Но все проблемы решились, и в августе по пути из Токио в Новосибирск я улетел на Чукотку. У меня было лишь двое суток, но этого времени хватило чтобы осмотреть атомный арсенал, тропосферную станцию, погулять в Анадыре и искупаться в Беринговом море.
Чукотка встретила меня дождем. По крайней мере, садились мы в дождь, но когда я вышел из здания аэропорта, выглянуло солнышко. Деньги нужно было экономить, и я отправился в Гудым пешком, вдоль трассы с привалами на фотографирование. Через сорок минут пешего хода меня нагнал белый Лексус и сидевшая за рулем женщина вызвалась меня подвести. Узнав, что мне не в Анадырь, а в Гудым, она слегка удивилась и сказала, что до поселка меня не повезет из-за плохой дороги. Меня довезли лишь до поворота к посёлку, но экономия на несколько километров оказалась полезной.
Оставшийся путь я преодолел пешком и достиг посёлка уже затемно. Расположившись в заброшенном доме в относительно не продуваемой комнате, я собрал фотопринадлежности и направился к ближайшему входному порталу.
Всего входов в сооружение два, но нумеруются они номерами 14 и 15 для запутывания врагов. Перед каждым из порталов построено здание, в котором производилась перегрузка хранимых вооружений с автомобилей, на железнодорожные тележки (и обратно). После чего тележки укатывались по рельсам, исчезая в недрах горы.
Центральная штольня изгибается подковой и пронизывает гору. Её длина около одного километра. По разные стороны от неё отходят вспомогательные блоки и залы хранения. Туннели достаточно большие по высоте, под потолком тянутся трубы различного предназначения. У порталов они покрыты ржавчиной, в глубине выглядят как новые.
Сооружение строилось в середине 50х годов, для обеспечения атомными боеприпасами советских стратегических бомбардировщиков на кратчайшем пути в США, через Берингов пролив. Затем, к авиации добавились ракетчики. Хранилище функционировало до 1986 года, после которого было закрыто по договорам о разоружении. Военную часть отдали танкистам, а окончательно городок опустел в 2002 году.
В сооружении хранили ядерные боеприпасы различного назначения, как для ракет разного типа, так и для бомб. Благо, потребителей рядом было достаточно - аэродром стратегической авиации и наземные стартовые столы ракет Р-12. Из-за такого многообразия залов для хранения достаточно много - пять.
Входы в каждый из них, как и центральная штольня, преграждались массивными воротами для защиты от ударной волны. Такие ворота представляют собой массивный бетонный блок, обшитый металлом и установленный на железнодорожные катки.
Ворота приводились в движение, как электромотором, так и ручной лебедкой, но всё равно оставались щели и затвор не обеспечивал герметичности. Поэтому, на хранилищах более поздней постройки, устанавливали ворота иного типа - двустворчатые, дугообразные.
Сами залы представляют собой пройденные в скале блоки различных размеров. Всего их пять (не считая зала сборки) и во всех из них под потолком двигалась кран-балка для перемещения тяжелых грузов. Конечно, ныне все залы стоят пустыми.
Коллега считает, что в самом первом зале (самое ближайший к порталу и аэродрому) хранились уже собранные боеприпасы, готовые в кратчайшие сроки к выгрузке и доставке к самолетам. Внутри проложено две линии узколейки, а перед входом разворотный треугольник.
Самый большой зал предназначен для сборки и проверки изделий. Его торец украшает картина с флагами родов войск, а плитка на полу пронумерована на квадраты. В этом зале проверяли электрические цепи и батареи на боевых частях, подтверждали работоспособность блоков тестовыми сигналами, устанавливали и подключали пиропатроны, пристыковывали боевые части к носителям, заправляли носители газами и жидкостями.
Поперечная стена отделяет небольшой участок, в центре которого возведена конструкция для фиксирования изделий. В неё заходят рельсы, проходя насквозь, а в полу есть яма для доступа к изделиям снизу.
В этот момент, я услышал громкий нарастающий звук, сильно напоминающий гул реактивного истребителя. Но звук никак не мог донестись снаружи, ведь я нахожусь под землёй! Я выглянул в центральную штольню и вдруг в меня ударил луч яркого желтого света! Рефлекторно кинувшись назад и спрятавшись, я наблюдал, как мимо меня по штольне промчались две машины, разгоняя темноту сначала желтым, а затем красным светом фар. Звук рева двигателей, многократно усиленный эхом поистине впечатлял, и я не мог сообразить, что это за автомобили. Решив, что приехали черметчики я аккуратно высунулся с другой стороны зала хранения и начал наблюдать. Машины проехали насквозь через всё сооружение и остановились где-то у портала номер 14. Послышались голоса, замелькали отблески фонарей. Совершенно не желая встречаться с незнакомцами, было принято решение тихо уйти спать и вернуться утром.
Небольшая пробежка до портала в постоянном ожидании лучей света в спину, затем по единственной дороге и вот я в поселке. Найдя свой дом и комнату я начал готовиться ко сну, но, однако успел заметить, как две легковые машины выехали из портала номер 15 и укатили прочь. Утром я не обнаружил внутри хранилища ничего, что бы свидетельствовало о недавнем приезде черметчиков. Я склонен полагать, что это просто веселилась молодежь, гоняя ночью по туннелю. Мои гипотезу потвердили и местные жители, с которыми я общался уже потом.
Продолжив осмотр сооружения, я набрёл на интересное ответвление. Коридоры здесь изгибались ровно на 90 градусов, встречались массивные гермодвери, но внутри царила пустота. Здесь хранили разнообразные элементы содержащие в себе взрывчатые вещества - запалы, пиропатроны разделения ступеней, блоки самоуничтожения...
Вообще, все «жилые» блоки хранилища стояли пустыми, за исключением АТС и метрологического отдела. Внутри нет ни стоек с аппаратурой, почти нет мебели, нет плакатов. Хотя на старых фотографиях конца 2000х годов, в комнатах наличествует обстановка.
Иную картину демонстрируют блоки с холодильными машинами. Блоков много - по одному на каждый зал и в них оборудование ещё не знакомо не только с автогеном, но и любителями меди. Интересно то, что климатическое оборудование не советское, а немецкое.
Поскольку, ныне въехать на автомобиле черметчикам возможно лишь через портал 15, то чем дальше от него по туннелю - тем целее обстановка. Вблизи портала 14 была обнаружена целая измерительная аппаратура.
Два блока вентиляционных установок по одному у каждого из порталов. По сводами натянута водозащитная ткань. Поскольку затворы не обеспечивают герметичность, то ФВУ в венткамерах отсутствуют.
Аккумуляторная, которая своим запахом напугала блогеров в июне 2014 года. Да, в ней до сих пор чувствуется кислотный аромат.
В целом, хранилище оставляет за собой приятное впечатление. Да, здесь нет залов полных остатков аппаратуры, но достаточно просторных туннелей со множеством развилок, полно впечатляющих дверей и просторных залов. Учитывая, что военные ушли отсюда более двадцати лет назад, сохранилось оно весьма хорошо. Жаль, что из-за отремонированой дороги, резко увеличился поток черметчиков и через год-другой там все выпилят. Успевайте!