Обычно, современные образцы вооружения разделяют на морские и сухопутные разработки или модификации, однако время от времени, происходит их смешение, а именно корабельные образцы используют на берегу. Самые известные примеры это артиллерия - история знает много случаев когда орудийные башни снимали с линкоров и устанавливали на побережье. До сих пор под Владивостоком и Севастополем стоят трёх орудийные башни с линкора "Полтава". После окончания Второй Мировой Войны, корабельная и береговая артиллерия больших калибров ушла в прошлое, на смену ей пришли ракеты и реактивные снаряды. В конце 50х годов, среди множества новых образцов вооружения, Советским Союзом был разработан реактивный морской бомбомёт для борьбы с подводными лодками и торпедами. Бомбомёт получил название РБУ-6000 "Смерч-2" и представлял собой двенадцати ствольную установку, вращающуюся в двух плоскостях с автоматической подачей снарядов. С начала шестидесятых её начали устанавливать на различные корабли, в том числе противолодочные крейсера-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград", ракетные крейсера проектов 1164, 1134 и многие другие. Но одновременно с этим, две установки были выполнены в береговом варианте, как средство противолодочной и противодиверсионной защиты входов в бухты Ара-Губа и Ура-Губа, где базировались (и базируются) подводные лодки Северного Флота. В последствии, район был усилен четырьмя единицами берегового самоходного реактивного бомбомётного комплекса ДП-62 «Дамба». Долгие годы и "Смерч-2" и "Дамба" стояли на вооружении, пока в 1995 к ним не постучался "белый пушной зверёк", в результате чего гарнизон расформировали, а позиции бросили.
В 2009-ом году мимо проплывали какие-то туристы, которые засняли установки, и несколько общих фотографий попало в сеть. С учётом того, в какой тьме тараканьей находятся эти позиции, в последующие годы не находилось желающих туда добраться. Ну а мне пофигу на расстояние - захотел и поплыл. Таким образом, летом 2013-го года мои стопы в ботинках Zamberlan ступили на песчаный пляж тамошней бухты и направились к белым ромашкам пусковых установок.
Немного сухого описания - "Установка РБУ-6000 предназначена для залповой и одиночной стрельбы противолодочными ракетами и реактивными глубинными бомбами РГБ-60. РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами... Заряжание пусковой установки производится автоматически путем подачи противолодочных ракет из корабельного трюма. После израсходования всех ракет установка автоматически переходит в положение "заряжание" - пакет стволов опускается на угол 90° и последовательно разворачивается для заряжания очередного ствола".
В береговом варианте пусковые установки расположены на крыше двухэтажной бетонной обвалованой землёй коробки. На входе гермодверь.
Зайдя внутрь, мы попадаем на первый (верхний) этаж, где располагалось оборудование подачи боеприпасов, наведения и управления огнём. Конечно, за годы оборудование изрядно по растащили, а с оставшимся влажный морской воздух сыграл злую шутку. (фотографии вперемешку с обеих позиций)
Но остатки оборудования всё-таки нашлись. Например, пусковой пульт.
Или остатки системы наведения.
Боковые помещения первого этажа.
Привод устройство подъёма бомб с нижнего этажа.
А вот и сам нижний этаж, куда можно спуститься по прикреплённой к стене лесенке. Там находится подъёмник, места для складирования бомб и тележки для транспортировки. К слову, на корабельном варианте загрузка производится краном.
Остатки реактивных глубинных бомб РГБ-60.
Поднимемся к пусковым. Как уже говорилось выше, боеприпасы подавались снизу. Обслуживающий расчёт, подвозил РГБ-60 на тележке к подъёмнику, ставил бомбы на него и они поднималась наверх хвостом вперёд. Выходя из специального люка, бомба входила в пусковую трубу, поджималась штепсельным разъёмом, а установка поворачивалась в ожидании следующей бомбы. Никаких соединяющих позиции потерн нет.
После загрузки всех двенадцати бомб, пусковая поворачивалась, поднимая стволы на угол стрельбы и поворачиваясь по азимуту на цель. Пины штепсельных разъёмов, войдя в пазы на бомбе, создавали контакт по которому в бомбу вводилась глубина подрыва. Непосредственно перед выстрелом пины отсоединялись, а скоба со штепселем поднималась, откидываясь в сторону.
С этого момента в работу вступали скобы расположенные в задней части пусковых труб. На них подавался электрический разряд, который запускал реактивный двигатель бомбы и та, на хвосте пламени, вылетала из установки и уходила по баллистической траектории к цели, расположенной на расстоянии до шести километров со скоростью 400 метров в секунду. Залп из всех двенадцати труб поражал подводную лодку с вероятностью 80 процентов.
Панорама позиции, фото в Иван-Чае и сравнительный размер с человеком.
И панорама бухты, на берегу которой вы можете видеть береговой самоходный реактивный бомбомётный комплекс ДП-62 «Дамба», о котором (и не только о нём) я расскажу в другой раз.