Странно, посмотрела, наконец, фильм Бруно Дюмона "Каммила Клодель. 1915", а думаю не о фильме, не о режиссере (Гран При жюри Каннского фестиваля Дюмону присуждался дважды - в 2006 - за "Фландрию" и в 1999 - за "Человечность", оригинальное название "L'humanité". Фильм о музе Родена показали в этом году на Берлинском кинофестивале, но Золотой Медведь вручен Калину Нецеру, фильм "Поза ребенка", Румыния), а о судьбе Камиллы-великомученицы.
В фильме-то нет ничего о судьбе. Три с половиной дня в богоугодном заведении близ Авиньона, вокруг добросердечные монашки и вечный покой, комфорт, казалось бы
- отдельная комната, дверь которой постоянно открыта, правила. Разрушительница канонов, автор гениальных скульптур тридцать лет провела в психушке, до самого последнего дня благочестивые родственники отказывались забрать ее домой; брат, писатель и дипломат, оплачивал ее содержание, внутренне страдая, наверное, но изредка, во время визитов разве что. Визиты, понятное дело, Поля изматывали. Какое лечение? Всеобщее равнодушие, "Камилла хочет только одного - чтобы брат забрал ее из этого ада, что она уже не может слышать вопли сумасшедших, видеть их искаженные лица и постоянно находиться среди тех, чей один только вид вызывает у нее отвращение. Собственно говоря, Камилла просто желает спокойной уединенной жизни, которую она вела до смерти отца"(с).
Возможно, я неправа, но сдается мне, именно такая зрительская реакция режиссером и заложена. О бедной Камилле замолвите слово. Вспомните, восстановите в памяти жизнь женщины, талантом которой привыкли восторгаться. Я раньше о подробностях не задумывалась. Ну, встретила она Родена в 19 лет, десятилетие+ бурных отношений, творческие озарения (у обоих), ярчайший период. Но - жена, дети, Камилла и лицемерие - вещи несовместные, она уходит сама. А потом срыв и слом. Живет одна, мастерская усыпана осколками скульптур, она разбивает свои работы, шизофрения (...мания преследования… эмоциональная неустойчивость… иногда пишут о признаках паранойи…). Роден после ее ухода ничего значительного не создал, но и о судьбе прекрасной возлюбленной не особо задумывался. Помочь ей не пытался, жил себе и жил. Быт ему верная жена Роза обеспечивала, в конце концов он на ней официально женился, а через две недели Роза простудилась и умерла (с Розой тоже странная история). Камиллу в лечебнице ни разу не навестил, разумеется. Ее вообще никто не навещал, хотя она вполне в сознании, каждый день выпавшего на ее долю кошмара осознавала именно как кошмар. Врачи заклинали: заберите ее домой, здесь ей не место! Но брат изредка, очень изредка появлялся и нравоучительные речи произносил. В голове не укладывается.
Знаменитый "Поцелуй", когда-то и давным-давно вызвавший у меня потрясение, вдруг совсем иначе воспринимается. Камилла - модель возлюбленной. А возлюбленную отлюбили и предали. И не вспомнили о ней, а если и вспомнили - то как о давно прошедшем, "Я помню чудное мгновенье", оно длилось одиннадцать (пятнадцать, по некоторым источникам) лет.
Великий фильм, наверное, если меня, точно знающую, что нельзя смешивать творчество и биографию, мы оцениваем шедевры, а не нравственность мастера - заставил совершенно иначе взглянуть на привычное "Художник и модель".
Минимализм, оттенки серого с вариациями, средства скупы. Ничего особенного не происходит, обычный распорядок дня, женщина будто в окружении персонажей, сошедших с картин Босха, персонажи ни в чем не повинны. Но лицо Камиллы (Жюльетт Бинош) иногда кажется уродливым, а иногда прекрасным. Драматургия освещения. И последние кадры - светлый лик на фоне стены. Великолепно. Для меня опять-таки (записки эти, напомню, предельно и беспредельно субъективны) - метафора. Тридцать лет беспрерывных мучений, убийственное равнодушие при жизни - но в лету не кануло, год в названии фильма не случаен. Сто лет прошло, а мы о ней помним, помним и плачем вместе с ней.
И задумалась вот над чем: гениальная девочка 19-ти лет, бунтарка, пренебрегла устоями, бросила вызов, освободилась - но хрупкость чрезмерная, женская психика предательства не выдержала. Только iron lady имеет право взбунтоваться, есть шансы выжить. Прекрасным, хрупким и доверчивым - с медицинской точки зрения бунтовать противопоказано. Погибают.
Click to view