про страсть и годы странствий.

Mar 04, 2012 15:31

в "Аlte oper" -  универсальном культурном центре города Франкфурт, зал сдается for rent, забито на пару лет вперед (and as a result - тут и высокое искусство, и балы футболистов, вперемежку) - второго марта, в пятницу, концерт-событие: несравненный Маурицио Поллини, Шопен и Лист, самое для него самое. Учитывая год рождения маэстро (1944 - не то чтоб стар, но в любой момент может заявить: устал я ездить, слушайте, господа, записи, вон из сколько накопилось) - встала и пошла тут же, побежала даже, стремглав.

В последний раз пять лет назад на его концерте была, отчет прилагаю. В тексте и про биографию, и про манеру игры сказано, хоть программа тогда вовсе иная была.


16:28, 20 марта 2007


Сопоставление смыслов

Недавний концерт выдающегося итальянского пианиста Маурицио Поллини стал истинным событием в музыкальной жизни Амстердама. Вряд ли стоит упоминания факт, что все билеты загодя распроданы, а на сцене, что делается только в случаях перформансов исключительной важности, выставлены дополнительные ряды кресел. Подробнее…

все новости

Иная, да не совсем. Первое отделение - Шопен, набор подарочный, непростой даже для молодых и резвых: фа-минорная фантазия, Полонез-фантазия, Скерцо си-минорное, номер первый которое... ну и Ноктюрн op.62, как же без него. Вторая часть - Лист, четыре поздние пьесы, они уже к импрессионизму ближе...  и си-минорная Соната Листа снова прозвучала, до сих пор дрожу.

Второй раз его живьем слушаю - и причины устоявшихся рассуждений насчет "сдержанности  и суховатости" понять не могу. Вольностей не допускает, чтоб душа "раскрывалась и обратно закрывалась"... слезу просчитанную не вышибает - да.

Но главная радость, снова: Шопен и Лист в подлиннике! (это comes first). Авторский текст мастером прочитан и донесен, как авторами задумывалось, может гипноз - но Поллини транслирует мне эту уверенность. Когда "суховато" играют - слышно, тут же, ощущается - даже знатоком, не меломаном. Сидит себе слушатель и врубиться не может, мучится от эффекта присутствия и только. Невольно публика раздражается, даже если текст туда-сюда дергают, то быстрей, то медленней и мука на лице пианиста, и восторг - а в результате воодушевленное бесчувствие, и ничего кроме.  Чтоб не писать долго - у Поллини каждая тональность звуковую характеристику имеет, окрашена будто в отдельный цвет (откуда столько красок-то? но смена тональности никогда не незамеченной не остается, прием до блеска доведен) - и тембры! Ничего лишнего - но вакханалия тембров, как бы само собой происходит, внешних эффектов никаких. Вот любой начнет играть - и рояль таким же образом откликнется.

Поллиниевский эффект "3D" - эмоция одновременно пережита, прослушана и оценена - слегка со стороны. Вместе со слушателем. Как он это делает? (так и вечер прошел - то слушала, то сама себя спрашивала "вот как он это, мать твою, делает?!!")

И совершенно "листовская" (любую картинку взять - Лист играет именно так) постановка руки - ползущие кисти, кончики пальцев натренированно цепки, клавиша будто протыкается - но нет, клавиша откликается чувственно, как на ласку откликается...

И насчет технической безупречности - с годами, может, она стала маэстро не так важна. Наверное. Верхушки октав пару раз неловко взвизгивали, еще какие-то мелочи - редко, но происходили. А маэстро, вроде, и не слышит - он в моменты эмоциональных взлетов - явственно, басово, хрипло - мелодию про себя мычит. Вышколенные "сугубо виртуозы" ничего такого не мычат. Кстати.

Ох, поняла, что о нем коротко писать невозможно ( уже премнога букаф получилось, неформат).

ЗЫ: по окончании публика стоя аплодировала, боялись, что откланяется и поминай как звали. Но Поллини трижды бисы играл, в том числе и это... бесстрастным исполнение никак не назовешь. (Трансцендентный листовский этюд... запись вроде студийная, в 2008 выложена - но выглядит маэстро очень близко к тому, второе марта пятничному, как запомнился)

image Click to view




тексты, музыка, франкфурт

Previous post Next post
Up