Ода Анне.

Feb 04, 2012 16:55

I) Пришло время опер Доницетти. В "Метрополитан-опера" намечена постановка всей трилогии о королевах Тюдор и первая ласточка - "Анна Болейн" - новинка сезона, на сегодняшний день остается событием номер один - билеты проданы задолго до спектаклей, я была счастлива достать (ах, как мне повезло! - кассирша сказала)), а проще говоря, купить "вот прямо только что!" возвращенные в кассу билетики в партер (до того звучала только цена $450 - невыкупленные премиум кресла, и еще что-то насчет $390, но такие жертвы и подвиги ни к чему).

Анна Нетребко - официально объявленная генеральным менеджером "Мета" Питером Гелбом (он как приступил в 2006-ом к обязанностям, так и объявил)  "house-primadonna": она "first among equals", как ни крути. Анна, любимица не только Питера Гелба, но и Валерия Гергиева, красавица и умница, счастливая мать и жена, поет главную партию (Анна Болейн, авантюрная королева, потерявшая голову от любви).

Марко Армиллиато, признанный интерпретатор итальянской музыки - дирижирует честно. Костюмы и грим сделаны старательно, передают стиль эпохи в деталях. Слишком уж в деталях, музейный трепет.
Дотошно, тщательно поработал и режиссер - David McVicar, все по порядку, следуя ноте букве, новаторство ограничилось переделкой трехактного действа в двухактное - сегодня зритель два антракта воспринимает плохо. А все остальное - хорошо.
Аккуратные и осторожные декорации художника-постановщика - Роберт Джонс, одеяния - точные, старательно копирующие портреты воссоздаваемого периода (художник по костюмам - Дженни Тирамани).

Вроде, всех перечислила. Зачем? Да чтобы запомнить имена авторов - последние лет шесть-семь я сосредоточенно, очень внимательно слушаю, и еще более внимательно - как в лупу - рассматриваю оперные спектакли, в разных театрах мира поставленные, это первый, пожалуй, где позабытая на время "оперная традиционность" воскрешена и соблюдается.
Случайно? Или ветер поменялся - и конец пришел "оперной условности во главе угла"; условности, возведенной в квадрат и куб; условности, какое-то время делавшей оперу наиболее современным и непредсказуемым зрелищем?

Поживем-увидим, но длинная-предлинная "Анна Болейн" живет и на сцене "Мета" дышит, на самом деле, только благодаря красавице Анне - талант держать "внимание на себе" никогда не проявлялся ярче.




Это здорово, конечно, что звездная Анна, вокруг сорокалетия своего все чаще и горестней вздыхающая, что "слишком много работает", что "счастье - в семье, а не в пении" - может вдохнуть жизнь в любую постановку и даже в ее отсутствие (сурьезная режиссура, "степ бай степ" это называется:  все по порядку, "медленно и скорбно"). Во время спектакля певица,  - за то и превознесена знатоками, ценителями, критикой в т.ч. -  перестает различать грань между реальностью и вымыслом; она живет "там, где поет". Когда спросили о секретах певческой убедительности и страсти, причинах вдохновения - она рассеянно заметила: "Да нормально все, я пела арию финала, заканчивала спектакль..."

II) Длительное время я точно знала, что Доницетти - автор красивейшей музыки, а точнее, знаменитой арии из оперы "Любовный напиток". В который раз подумала, что нет незаслуженно позабытых опер. Для ремарки "редко исполняется"  всегда есть причины.

В "Анне Болейн" - есть гениальные музыкальные эпизоды. Арии, дуэты, хоры... нет, арии в большей степени, все-таки. На 30- 40 минут композиторских озарений потрясающей силы наберется. А действо продолжается четыре с лишним часа.  И две собаки короля Генриха по сцене бегают (даже настоящая лошадь  на сцене Большго театра вспомнилась - в "Хованщине" Мусргского периода гиперреализма... хотя сейчас в новом "Борисе Годунове" на сцене Большого - тоже натуральная лошадь есть... времена возвращаются, мм-м. тенденция)).
На четыре часа событий, озарений  и темпо-ритма явно не хватает. Бесконечные люди в черных одеждах движутся, белые отвороты и манжеты иногда... и яркая кровать, красная. Цветовое пятно, по назначению единица мебели в спектакле не используется. Но запала крепко, запомнилась.

Так что это здорово, когда есть в распоряжении "Мета" оружие убойной силы - "первая среди равных" Анна Нетребко - голос звучит лучше прежнего, шутит и смеется: в минуту, свободную от патетического груза "оперная дива", - платья от Lanvin со сикдкой в "Century 21" покупает - и очень этому радуется. Вслух.

Секретное оружие Анны - надежность и качество, а сама Анна - секретное оружие "Метрополитен-опера". Можно все оперы Доницетти поставить, не особо и мудрствуя. Нетребко вывезет.

Кстати, вспомнила - комическая опера Доницетти "Дон Паскуале" ("Метрополитен-опера", ноябрь 2010  тоже "везение" мне было) - хоть и поживей произведение, и поставлено с бОльшей выдумкой... но как "гвоздь сезона" благодаря Аннушке держалось, только ей благодаря...

Может, и правда - оперная  режиссура важна, когда петь некому. Впрочем, фраза прямо сейчас в голову пришла, верна или нет - подумаю...))

image Click to view




new-york, спектакли, музыка, ny

Previous post Next post
Up