Честно говоря, совершенно не хотелось писать ни о чем, что идет сейчас в кино, хотя, казалось бы, до странности много фильмов было в весеннем московском прокате. Непонятно, что такое со мной, но ни один из них на меня не произвел сколько-нибудь большого эффекта. При этом несколько раз подтвердилась истина о том, что чем больше ждешь чего-то от фильма, тем меньше в итоге получаешь. Поэтому я окончательно решил вообще ничего не ждать ни от грядущих Ангелов и Демонов, ни тем более от Трансформеров или, там, четвертого Терминатора - вот вдруг тогда это будут неимоверные шедевры.
Свое обостренное критическое внимание решил заострить на двух заметных фильмах. Во-первых, Стартрек (или как его в кои-то веки дословно перевели на русский - «Звездный путь»). Предпоследний полнометражный опыт Дж.Дж.Абрамса, создателя телесериала-который-я-никогда-не-буду-смотреть-потому-что-уже-момент-упущен, но, как утверждается, от этого не менее великого -поверг меня в почти священный трепет (я даже на радостях писал о новом киноязыке и тому подобных глупостях -
http://ralf-msu.livejournal.com/16514.html), поэтому ждал Стартрека я не менее трепетно. Реальность превзошла все ожидания: фильм развенчал, в моих по крайней мере глазах, гений этого голливудского ремесленника. Никаких откровений - все предельно зубодробильно, размыто, стандартно, неточно, искусственно и даже простовато. Какой-нибудь безумный «Сквозь горизонт» (при этом там даже, кажется, играет один из актеров Стартрека) хотя бы был в некотором роде изобретательным, а тут, если по-честному, получилась обычная голливудская экшн-мелодрама последнего поколения, только на фоне нарисованного космоса, с халтурными визуальными эффектами, длинным разгоном, традиционно смятой концовкой и заделом на будущую франшизу. Только не надо мне говорить, что это все фигня и достаточно одного культового прототипа фильма (одноименного сериала, который я не имел чести смотреть в свое время, ибо был мал), чтобы он был великим - пример Стартрека как раз наглядно демонстрирует, что еще двадцать лет назад лучшая в мире голливудская фантастическая выдумка окончательно истощилась. Грустно все это, я ведь очень люблю «космическую фантастику».
Во-вторых, Харви Милк. В преддверие вроде бы разрешенного «усеченного» гей-парада в Москве полезно посмотреть на яркого представителя прогрессивного американского гей-движения на большом экране. Причем вполне себе невинный фильм, вышедший еще в прошлом году, очень долго не прокатывали в России, опасаясь неизвестно чего. Но наконец он благополучно идет в нескольких кинотеатрах в Москве, и каждый желающий может со знанием дела пообсуждать гомосексуальную тему на конкретном жизненном примере и, в зависимости от воспитания и умственного развития, проявить свою (не)терпимость к ней. Однако более никаких эмоций фильм не вызывает (кроме вполне естественной по началу брезгливой реакции на поцелуи мужчин). Раскрученная роль Шонна Пэнна вызвает скорее отвращение ее выверенностью и правдоподобностью, чем восхищение талантом Большого Актера. Твердая режиссерская рука Гаса Ван Сента, правда, в этот раз несколько менее вопиюще мечтательная, чем обычно, что, разумеется, продиктовано законами жанра байопика. Ничего плохого нельзя сказать и о других актерах, операторе, помощниках режиссера, сценаристе, художниках, костюмерах, композиторе и прочих людях, на совесть сделавших этот фильм, но и хорошего особо сказать нечего. Все не слишком банально и даже не пошло, но до крайности беззубо. Хотел было сказать, что фильм быстро забудут, но потом вспомнил, что в разных киножурналах регулярно делают тематические подборки, и кладу кое-что на отсечение, что судьба Харви Милка с завидной регулярностью быть включаемым в списки фильмов о геях.