Итоги 2024

Jan 01, 2025 04:23


Привет жежешечка, есть тут кто? :)

Когда думал что писать в итоги за год - подумал что мало чего набралось... Но пока читал итоги за 23 и цели на прошедший год - оказалось что год вышел ужасно плодотворным! Мне кажется, я вернулся к былой продуктивности, и, чёрт возьми, это прекрасные ощущения! Но попробую обо всём по порядку, и с оглядкой на цели (которые я, разумеется, за год не открывал ни разу).

Личное и общее

Ну самое большое и значимое - новые отношения, с девушкой Дашей, из Крыма (но тут, в Канаде). Как обычно у меня бывает - довольно быстро съехались, буквально через месяц, а щас уже и собаку завели, что для меня высокий уровень коммитмента. Без того чтобы уходить в слишком личное - мне кажется у нас максимально здоровые отношения из того, что у меня было, и хоть и не без тёрок - очень много говорим, проговариваем все конфликтные и неприятные ситуации, и мне кажется впервые моему партнёру нравится что я всё расковыриваю и структурирую а не раздражает или задевает. Не без острых моментов, конечно, но динамика классная. И сам тоже стал более уверенный в себе в отношениях, что тоже очень ценное.



Второе не менее важное - собака! Назвали «Ру» («Руша») - шутим что в четь «.ru», но, на самом деле, потому что на кенгуру похожа :) Ещё очень похожа на  Австралийскую дикую собаку Динго, которая почему-то очень остро запечатлена у меня в памяти с детства :) Приехала она к нам из Кореи, по легенде - спасли с мясной фермы. Её чуть больше года, у нас она месяц, и она уже принесла в мою жизнь очень много радости от жизни просто своим присутствием. Понял как мне сильно не хватало собак после уезда из России...



Ну и я наконец гражданин Канады! Красивый паспорт :) Любить Канаду от этого больше не стал, и скорее всего свалю, когда будет адекватная возможность - вероятно лет через 3-5.

Ещё важное событие - ещё один грибной трип, про который ещё упомяну по тексту. В нём много смотрел на телесное и физическое, переосмыслял роль вербального и интеллектуализируемого. Очень продуктивно. Но сначала про универ!

Академическое

Это, с одной стороны - самое «плохое», с другой стороны - куча всего есть сказать и куча изменений (в основном добровольных). Во-первых, я таки бросил PhD. А если точнее - взял перерыв на год. Причин много, но вот кратко основное:

  • Очень устал от левизны, деколониализма, марксизма. Я наивно полагал что мне не повезло с первыми преподами на PhD, но теперь кажется что это за последние годы это стало доминирующим дискурсом, почти гегемоном. И постоянно чувствую, что я «чужой» в этом, и от профессоров и от студентов. На любую тему для изучения тебя спрашивают - «а как ваша тема поможет угнетенным? как она поможет деколонизации? как она поможет разнообразию, равенству и социальной справедливости?» При том что у меня есть ответы на все эти вопросы (и довольно убедительные) - меня сильно вымораживает что это главные критерии всего. При том что я не сильно против них - вымораживает именно монополия мысли.
  • Всё ещё сильно ухудшилось из-за Израильско-Палестинского конфликта, в котором моя кафедра взяла агрессивно-пропалестинскую позицию, с требованиями BDS и, в идеале, расформирования государства Израиля. Причём позиция именно радикально-бескомпромиссная, где даже нейтральные или умеренно-пропалестинские позиции (как моя) считаются «вражескими». Когда я ребятам сказал, что я готов подписать любое коллективное обращение о требовании остановки огня в Газе, но не готов требовать BDS или стоят рядом с лозунгами «от реки до моря» - меня в более-менее явном виде социально исключили. И хоть мне про-палестинские аргументы кажутся убедительнее - я не готов принимать такие методы солидаризации.
  • Сюда же добавим, что от одних профессоров я получал очень положительный фидбек, а от других - очень отрицательный... И один раз я даже сдал почти одинаковую работу как финальный проект в два курса (не читинг, профы знали и одобрили) - и за одну я получил 5+ а за другую 3+. И хоть мне и нравятся многие комменты и рекоммендации полученные от профа кто поставил 3+ - чувствовалось что это в значительной степени из-за идеологической антипатии, из-за моего нежелания вплетать в мою работу марксизма в той степени в которой проф хотел. Плюс это сильно пошатнуло самооценку, т.к. на тот момент оценка в академической среде была почти основной оценкой качества моей деятельности. А учитывая деятельную составляющую в моей идентичности - это было весьма болезненно.
  • И что самое ужасное - а я и не люблю писать! Я не получаю от этого удовольствия в той степени в которой мне все говорят что ученый должен. Мне нравится выразить мысль в тексте, но мне нравится это вылить в одном порыве, а не тратить потом х10 времени на совершенствование текста. А тут принято именно это - мол написать это мелочь, главное - отполировать. А у меня ноль внутренней мотивации полировать тексты - это исключительно как внешнее воздействие воспринимается мной, как насилие надо мной и моим текстом. И я должен научиться любить это? Извольте..
  • И боже мой, как я устал от чтения! Я за прошедшие 2 академических года прочитал наверное около 100 академических книг... Хотя я не уверен что готов назвать это чтением - скорее скиммингом. Помимо этого я вёл таблицу с тегами и идеями из разных книг прочитанных - своего рода расширенную библиографию всего. И это ощущалось как мучение - и насилие над своим мозгом (и структурами информации в нём), и над текстами. Настолько, что с ухода в академии я ни одной статьи не захотел прочитать в своём направлении.
  • В добавок ко всему я не получил ни одного значимого гранта, а базового финансирования не хватает ни то что на жизнь - даже на покрытие аренды. 
  • В итоге - нищебродский доход, социальная эксклюзия, занижение самооценки и процесс от которого я не получаю удовольствия. Что за хрень?

В итоге весной я нажрался грибов и помедитировал над этим всем, и обнаружил что у меня есть (была) некоторая шора в отношении себя и академии. Самое интересное - что у меня абсолютно не было такой установки по отношению к миру вообще или к другим людям - именно к себе. Мне казалось, что из-за высокого интеллекта я должен посвятить себя чему-то значимому, принести максимальную пользу, а не растрачивать себя на «ерунду». И, разумеется, делать игры - это как раз «ерунда» по сравнению с академией. Причём любому другому человеку я бы сам с радостью объяснил проблемность такого подхода. И вот во время трипа я полностью потерял эту шору. И теперь я хочу делать игры! Но об этом подробнее чуть позже.

В итоге я на тот момент решил что я продолжу в академии, но буду искать как превратить свой проект в игру, и не готов был на компромиссы типа «проект - текст об играх.» Я хочу делать игры (и полировать их), а не полировать тексты. Другое дело, что после ~10 лет вдали от всего этого - я не был вполне уверен что я могу их делать, а упомянутый мой проект с другом сдвинулся за год примерно на ~10 часов кода с его стороны. Поэтому нужно было понять могу ли я делать игры сам, а не в расчёте на кого-то. Поэтому в сентябре я ушёл в академический отпуск на год чтобы научиться делать игры (подробнее ниже).

В какой-то момент я даже готов был просто полностью бросить академию, но т.к. на лето я получил небольшие гранты на 2 месяца в Японии - я решил их отработать и поехал делать этнографию... И, блин, мне очень понравилось делать этнографию! Брать интервью, обдумывать их, искать новых людей, связывать это в какой-то нарратив... Кайф. Плюс я в тот момент понял что у меня больше друзей в Японии чем в Канаде, и в целом там более приятная социальная среда для меня, не смотря на все мои негодования о социальных невзгодах в стране восходящего солнца...

  • Интересный «сайд-квест» случился когда в Японии я пошёл, в качестве этнографа, на cyber-security сходку, типа онлайн хакатона. Моя цель была посмотреть на этих людей в процессе, ну и конешн participant-observation - так что я тоже поучаствовал... И в итоге принёс команде больше половины всех очков :D Помимо ЧСВ, которого мне так не хватало, мне это указало на явный раскол между тем как в универе я получаю в основном негативный фидбек, а тут, в «чуждой» среде - я получил фидбек весьма позитивный. И было сложно не думать о том «тем ли я занимаюсь в этих универах?»...

Но поскольку мне понравилось делать этнографию - я решил не отказываться от роли антрополога и продолжу себя таковым считать. Так что вместо отказа от антропологии - я решил поковырять поглубже. А нужен ли мне универ чтобы быть антропологом? А нужно ли мне PhD чтобы делать этнографию? А нужно ли мне одобрение университета чтобы превратить мою этнографию в Японии в антропологический материал который я хочу? А может ли антрополог производитель компьютерные игры а не тексты?

В частности - из этого родилась идея для этнографической игры, о которой ниже. Сейчас же я, с одной стороны, выключился из академической жизни (и вот, положа руку на сердце, никакого эмоционального желания возвращаться), а с другой стороны - в свободном темпе искал профессоров в универе кто не против взять студента игродела, в том числе за пределами факультета антропологии... И пока всё складывается так будто в Университете Торонто ни один профессор не готов взять студента который хочет делать компьютерную игру :D От почти десятка профессоров я получил ответ «крутая идея, у нас точно кто-то может такое супервайзить, но точно не я, т.к. у меня нет компетенции в играх». Но в крайнем случае я могу продолжить как есть - технически они не могут мне запретить делать игру, и в целом они даже не против, просто говорят что не факт что мне с таким дадут PhD защищить. Ну-с, посомтрим.

Но и для статьи есть материалы - я точно хочу написать одну статью про игры в антропологии (и кажется у меня есть нормальные наработки), и одну статью - под кодовым названием «counterfeit whiteness», про русских (и в целом востоных европейцев) в Японии. Основная идея и в том, что мы там как сумка L&V за 1000 рублей - выглядит дорого, а стоит копейки. В Японии много социальных ролей для «белых» - на работе, в отношениях и т.п., и есть некоторый фетиш на это, но «белые» обычно дорогие и видят себя выше японцев в иерархии (социльно-экономическиой). А «дешёвые» белые удовлетворяют часть из этих функций по цене китайцев или индусов (а иногда и дешевле). У меня около 30 интервью на эту тему, с кучей интересных историй и из дейтинга и, особенно, с рабочих мест, и я отлично вижу академическую нишу куда это можно применить. Другое дело что мне вообще сейчас ничего читать и писать не хочется... Но может в сентябре? А пока - игры!

Игры

Играми я действитльно решил заняться всерьёз! От вопрошания «способен ли я делать игры» я дошёл до «почему моя игра заняла только 15ое место из 100 в джеме» всего за ~2 месяца :)

К сожалению игра которую мы начали с другом не продвинулась ни на йоту, поэтому в ~мае, по окончании учёбы и преподавания в универе - я начал учить движок Godot и решил начать делать игры сам, не полагаясь что кто-то будет прогать за меня. Было очень сложно начать, т.к. я никогда не программировал полноценно, и даже «по-мелочи» я последний раз кодил 10 лет назад. А тут целый движок, на новом для меня языке, да ещё и с какой-то инфраструктурой (а я раньше кодил только мелкие скрипты). Было страшно...

На первое время мне очень сильно помог ChatGPT - с ним я сделал первую версию свой текущей игры всего за месяц (под первой версией я имею ввиду ~5 процентов базового функционала). Сказать что этот код был ужасный - значит не сказать ничего. С тех пор я 20 раз всё пепеписал... Но сам факт что он помог сдвинуться с места оказался очень ценным. Плюс я начал осваивать pixel-art, и мне кажется у меня даже получается сносно.

Потом случилась этнография, в которой мне было не до программирования, потом сентябрь, где начался универ и я пытался выжить и взять академ отпуск, и вот в октябре я вернуься к разработке, но уже фулл-тайм (с перерывом на преподавание раз в неделю), с зацелом на год вперёд! План был - выпустить минимум две игры до сентября 2025. В итоге я уже выпустил 2 джемовых игры - в ноябре и декабре, и работаю над одной полноценной.

Вот джемовые игры:

  • Space Tag - игра с зеркалами и лазерами, немного в жанре Worms, или по крайней мере мы планируем двигаться в том направлении. Это джемовая версия, сделанная за неделю - мы планируем полноценную Early Access версию в стиме где-нибудь летом, с локальным мультиплеером и rogue-like модом. Потом планируем добавить команию и онлайн мультиплеер, если игры будет иметь хоть мало-мальский успех :)
  • Frozen Bells - музыкально-кликерная игра для нового года :) Не планируем во что-то развивать, но вроде получилось не плохо. Сначала было слишком сложно играть, но после джема я сильно смягчил механики.

Обе игры делались для Godot Wild Jam (#75 и #76) - первая заняла 15 место из 97, вторая - 22 из 148 (что примерно то же самое). Каждый джем длился 9 дней, и была конкретная тема. Делались в разных командах, и в первой на мне был гейм-дизайн и чуть больше половины кода, а во второй - гейм-дизайн, весь код, и часть визуального и саунд-дизайна. И честно говоря я сильно расстроился что не попали в топ-20 со второй! Главная причина - получилось слишком сложно. Вторая причина - плохой визуальный дизайн (попался очень неопытный художник).

Теперь я планирую делать по 1 джем-игре в месяц. В январе это будет Global Game Jam, правда я подумываю не сделать ли простенькую игру для GWJ тоже :) Хочется таки забраться повыше, и думаю попробовать сделать следующую игру полностью самому.

Помимо этого - сейчас работаю над игрой с рабочим названием Mind Screwer, которая будет игрой в жанре допаминовых ловушек с мета-нарративом вокруг критики (или сатиры?) в адрес допаминовых ловушек. Эту игру я делаю сам (код и графика), но пару саундтреков попросил сделать композитора из джемов (и может попрошу сделать пару картинок для тайтла тоже). А пока осваиваем пиксель арт, получается примерно так:



Эту игру планирую выпустить уже в феврале-марте. Потом Space Tag летом. Плюс хочу всё-таки сделать ту игру что начинали с другом (рабочее название - Iron Nanny) + есть ещё две игры на стадии идеи.

Ну и конечно этнографическая игра! Но за неё возьмусь уже в сентябре. Но если в двух словах, то хочу сделать карточную игру дек-билдер на основе тропа «to play a gaijin card». Этот троп означает «повести себя как мудак в надежде что тебя простят как иностранца». И карта эта у всех разная - у американцев она почти всесильная, у русских послабее, а у китайцев почти несуществующая (а может и ухудшить ситуацию).

И вот в игре ты играешь за иностранца в Японии и проходишь через типичные ситуации - поиск работы, поиск жилья, партнёра, изучения языка и т.п.. И в зависимости от того кто ты - этничность, пол, возраст и т.п. - одни и те же действия и карты имеют разный эффект. И, конечно, всё это будет основано не на моих домыслах, а на этнографии + буду привлекать иммигрантов к тестировании игры для валидации и вовлечения в создание академического знания в форме игры :) Подробнее уже, надеюсь, напишу в итогах 2025 ;)

А ещё у меня появился патреон, и хоть вряд ли тут кто-то сможет/захочет поддержать, но чем чёрт не шутит :)

Так что на этом фронте успехи сильно круче чем я мог ожидать, хоть я и, как обычно, хотел большего в каждом джеме :D Но важными вопросами по-прежнему остаются - смогу ли я этим как-то зарабатывать на жизнь. В коммерческий гейм-дев уходить точно не итнересно...

Прочие проекты

Уже надоело писать (да и игры у меня сейчас в центре восприятия), но вот ещё краткие итоги:

  • Японский стал очень уверенным после поездки в Японию, но  в основном устный - регулярно читать так и не начал. Надо бы конешн.
  • Ещё начал (но забросил) китайский и немецкий. Думаю восстановить после выпуска первой игры.
  • Пианинку тоже забросил, но тоже хочу восстановить.
  • Сёрфинг провалился: несмотря на значительное улучшение физической формы и силы - сердце не справляется с нагрузками.
  • Решил попробовать болдеринг! Очень понравилось, но последние дни сердце стало барахлить. Пока не понял связано ли, и смогу ли умеренный режим подобрать... Но со 100+кг веса лазать - огромная нагрузка конешн...
  • Ничего не сделал в плане туторинга, и пока не понимаю хочу ли - кажется этим сложно заниматься в ограниченной степени, а серьёзно заниматься не хочу.
  • Ну и так и не сделал сайта - ни своего, ни для своей «игровой студии». Но домен уже есть :)

Плюс ещё было всякого интересного, включая игру в мафию и активную социализацию в русско-оппозиционной среде в Канаде, но не то чтобы там было о чём писать в «итоги» :)  Ещё были интересные концерты Порнофильмов, Сплина и Ляписа Трубецкого... Но очень соскучился по Борьке, и очень надеюсь Шортпарис доедет как-нибудь до нас :)

Как-то так получается) А на днях цели напишу

Previous post
Up