Сегодня я хочу рассказать моим дорогим читателям о небольшой прогулке, предпринятой мною вчера по Электрозаводскому подъездному пути, который соединяет станцию Черкизово МК МЖД и Московский электроламповый завод (МЭЛЗ или просто Электрозавод).
Схема ветки.
1. Главный ход МК МЖД. Вид в сторону станции "Черкизово", слева - Электрозаводская ветка.
История ветки начинается в середине 20-х г.г., когда Городской Электрический трест (ГЭТ) озаботился транспортными путями к новым заводам на берегу Яузы (трансформаторному, автортракторного оборудования) и Хапиловской промзоне (МЗТА - бывшему «Комета», «Вымпелу»). Данная ветка до недавнего времени являлась самой уникальной из всех промышленных железнодорожных веток г. Москвы. Начинается она, как уже говорилось, вблизи путепровода у станции Черкизово Малого кольца Московской железной дороги и заканчивается на территории «Электрозавода» - МЭЛЗа. Протяжённость ветки составляет примерно 4 км. От главного пути ветки отходят ответвления к заводам «Эталон», «Тепловой автомат», «Маяк», «Вымпел» и некоторым другим. На ветке имеется один безымянный разъезд и станция с названием «Мочальская».
2. И вид в сторону станции Лефортово. На заднем плане можно заметить работы по строительству насыпи 3 главного пути МК МЖД, который будет использоваться для грузовых перевозок после перевода Малого Кольца под пассажирское движение.
Уникальность этой ветки заключалась прежде всего в том, что, несмотря на примыкание к Малому кольцу, традиционно работающему на тепловозной тяге, её главный путь и подавляющая часть многочисленных ответвлений до конца 80-х гг. были электрифицированными. Тип контактной подвески на этой ветке был аналогичен трамвайной.
Основу парка подвижного состава ветки составляли несколько промышленных электровозов. По информации Александра Шанина на ветке работали:
4 электровоза ГЭТ типа 0-20-0 двух модификаций, выпускавшихся до 1938 г. заводом «Динамо», который в то время входил в состав Государственного электротехнического треста - ГЭТ (отсюда и наименование электровозов), Мытищинским вагоностроительным и позже Подольским крекинго-электровозостроительным заводами;
2 электровоза типа 0-20-0+0-20-0 модели II-КП4А, один из которых был построен Новочеркасским электровозостроительным заводом (этот завод выпускал данные электровозы до 1953 г.), а другой, по информации Максима Шварца, Муромским тепловозостроительным заводом.
3. Первый переезд на ветке. Окружной проезд, на заднем плане - гостиница Измайлово. Этот район славен лично для меня тем, что там осталось немало коммуналок и реально страшных мест, где живут наркоманы, уголовники и прочие колоритные личности. "Шприцы хрустят, как снег под ногами".
Во время Великой Отечественной войны Электрозавод выпускал снаряды для «Катюш”, завод «Вымпел» - светотехнику для московского метро, шахт, авиации. После войны объём выпускаемой продукции на заводах, обслуживаемых Электрозаводской веткой, увеличился. В связи с этим в 50-х г.г. на линию поступил 4-осный электровоз II-КП4А производства Новочеркасского электровозостроительного завода, а на завод «Вымпел» такой же электровоз производства Муромского машиностроительного завода.
С этого времени до середины 1980-х г.г. Электрозаводская ветка была в самом расцвете - заводы поставляли свою продукцию на крупнейшие всесоюзные стройки. Помимо электровозов на манёврах работали тепловозы ТГМ1, а с 1970-х г.г. ТГМ23Б.
1986 год стал последним в истории электрификации подъездного пути к Электрозаводу. Авария с двумя электровозами, а также износ подвижного состава и отсутствие современных аналогов привело к прекращению эксплуатации электровозов. Контактная сеть была демонтирована, а ГЭТы (возрастом 60 лет) впоследствии были порезаны на металлолом. Только № 4 был отреставрирован в 2000-х г.г., и теперь он является экспонатом музея на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Электровоз II-КП4А № 302 до 1989 года оставался на путях завода «Вымпел”.
4. Другой план.
Работу электрозов стали выполнять тепловозы ТГМ1, ТГМ23В, ТГМ40 и ЧМЭ2 №444,который в конце 90х был списан и порезан на металлолом. Помимо трансформаторов они возили вагоны со складов Электрозавода. С развалом СССР Электрозаводская ветка и окружавшая её промзона пришли в упадок: закрыты многие подъездные пути, будки на переездах и др. инфраструктура. Объёмы перевозок существенно снизились.После перевода ветки на тепловозную тягу, судьба этих электровозов сложилась почти одинаково печально. Остов одного из электровозов II-КП4А ещё недавно ржавел на тупиковых путях станции Черкизово. Фотографии его останков можно найти в фотогалерее сайта «Паровоз ИС». Судьба второго неизвестна. Электровозы ГЭТ судьба немного «пощадила». По имеющейся информации, один из электровозов несколько лет простоял вблизи станции Черкизово, до состояния полного проржавения. Другой электровоз ГЭТ был разрезан прямо на «Электрозаводе», где до последнего дня работал на подъездных путях, а вот третий был передан Трамвайно-ремонтному заводу в качестве музейного экспоната. Его фотографию можно увидеть на сайте Александра Елагина
«Путеводитель по трамвайной Москве ...и не только по ней!» в подразделе
«Ретро-техника на ТРЗ» раздела «Трамвайный ремонтный завод (ТРЗ)». По последней информации, этот электровоз сейчас находится на реставрации. Что стало с четвёртым электровозом неизвестно, возможно он до сих пор ржавеет в каком-нибудь забытом тупике. Помимо этого, на ветке работало несколько маневровых тепловозов, которые можно было увидеть и на других предприятиях железнодорожного транспорта, т.к. они являлись локомотивами широко распространённых моделей.
5. Ветка круто берёт вправо от Окружного проезда и здесь начинается наше путешествие.
6.
7. Бывшее путевое развитие. Раньше здесь явно грузили что-то в вагоны. Что за предприятие - я, к сожалению, не знаю.
8. Далее ветка ещё раз поворачивает направо.
9. Взгляд назад.
10. Далее заросли вокруг пути образуют вот такой вот живописный "тоннель".
11.
12. Местная наскальная живопись.
13. Остатки электрификации. Столбы, которые поддерживали контактную сеть.
14. Ближе.
15. Здесь ветка ныряет влево, в большую промзону вблизи ул.Ибрагимова.
16.
17. Подходим к бывшей грузовой станции Мочальская у пересечения ветки с ул.Ибрагимова.
18. Недействующая стрелка к какому-то предприятию.
19. И правее тупик, остаток ещё одного пути станции Мочальская.
20. Станция Мочальская названа так по бывшей улице Мочальской, ныне улица Ибрагимова, которая заканчивается у станции. Значительная часть станционных путей к настоящему времени разобрана, часть стрелок демонтирована.
21. Недействующий путь справа.
22. И ещё одна недействующая, судя по всему, стрелка.
23. Пересечение с улицей Ибрагимова.
24. Несколько исторических фото станции Мочальская с
сайта "Ж/д экзотика".
25.
26.
27.
28. ОАО «Московский машиностроительный завод „Маяк”». Созданный в 1943 году завод «Маяк» был акционирован в 1994 году. В настоящее время акционерами ОАО ММЗ «Маяк» являются государство (60,39%), ООО «ПК Альянс» (9,8%) и ряд физических лиц. Завод производит автоматы защиты для систем электроснабжения, реле и другие комплектующие для гражданских и военных самолетов, а также начинку для военной техники.
29. Ещё одна недействующая стрелка.
30.
31. Ещё один переезд на бывшей Мочальской.
32. Окрестный пейзаж.
33. Недействующая стрелка.
34. Стрелки на ветке с ручным переводом.
35. И ещё одна стрелка - ответвление к заводу "Маяк", а через его территорию дальше выходили из промзоны, пересекали улицу Ткацкая и вновь ныряли на территорию завода "Вымпел". Завод был создан в 1916 году на базе артиллерийских мастерских «Мастяжарт». Специализируется на изготовлении, испытаниях, монтаже и наладке технологического и специального оборудования для технических и стартовых комплексов. В рамках конверсии разрабатывает и выпускает установки для рентгеновской диагностики в области здравоохранения, такие как психодиагностические комплексы РДК-50/6, бесплёночные флюорографы «Ренексфлюоро» и другое оборудование рентгеновских медицинских кабинетов. Изготавливает каркасы вагонов с ходовой частью для поездов Московской монорельсовой дороги. В настоящее время переезд через Ткацкую улицу заасфальтирован.
36. Заброшенности за колючей проволокой и видеокамерами.
37. Идём дальше. Ветка поворачивает вправо.
38.
39. И взгляд назад - в сторону Мочальской.
40. Привет из прошлого.
41. Ещё одна стрелка. Пути уходят в сторону территории бывшей Семёновской мануфактуры.
42. Взгляд назад. Кто-то оставил велосипед.
43. Впрочем, хозяин скоро объявился. А мы подходим к улице Преображенский вал, где путь пересекается на одном уровне с трамвайными путями. Переезд в этом месте серьёзный со светофорной сигнализацией.
44. На снимке видно закреплённое на столбе устройство при помощи которого машинист локомотива управляет сигнализацией на переезде.
45. Преображенский вал.
46. Движение здесь интенсивное, поэтому и был установлен светофор. В былые годы, когда ветка использовалась активно здесь был и шлагбаум.
47. Одноуровневое пересечение железнодорожных путей и трамвая. Довольно редкое явление для Москвы.
48. А мы идём дальше.
49.
50.
51.
52. Переезд через улицу Девятая Рота.
53. Окрестная застройка.
54.
55. А мы, тем временем, потихоньку приближаемся к конечному пункту нашего маршрута - МЭЛЗу. Бывшее ответвление.
56. Кривая.
57.
58. И мы выходим к последнему переезду. Через Электрозаводскую улицу.
59. Поезд дальше не идёт, просьба освободить вагоны.
60. МЭЛЗ. Старейшее предприятие в советской и российской электронной промышленности. Производитель различных источников света, тугоплавких металлов, электровакуумных и газоразрядных приборов и пр. Основоположник серийного производства ламп накаливания в России.
Основан в 1907 году. В советское время, как предприятие оборонной промышленности, МЭЛЗ кроме открытого названия носил порядковый номер, затем - п/я 3843. Готическое здание завода, спроектированное архитектором Г. П. Евлановым в 1914 г., в настоящее время передано Холдинговой Компании «Электрозавод».
61. А ещё рядом расположено ещё одно интересное с точки зрения архитектуры здание - особняк купца Носова.
62. Купец В. Д. Носов в 1903 нанял Л. Н. Кекушева для постройки собственного дома по соседству - № 12, б. Лаврентьевская, ныне Электрозаводская улица. Дом Носова - уникальный для Москвы пример реализации франко-бельгийского, раннего, модерна в деревянной постройке.
63. Ещё одним архитектурным шедевром района является собственно станция метро Электрозаводская, которую я считаю самой красивой станцией Московского метро. Станция построена в 1944 году, во время войны. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала - 9,5 метра, диаметр боковых залов - 8,5 метра. Архитекторы:
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии П. Г. Капланского и Л. А. Шагуриной. Архитекторы вестибюлей: В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин.
64.
Спасибо за внимание.
При создании материала была использована информация сайта
http://www.wikipedia.org/ и сайта
"Ж/д экзотика".