Данный пост является продолжением
репортажа-ретроспективы, посвящённого истории трамвая 27 маршрута от ст. метро "Дмитровская" до кольца "ул. 8 марта".
В этот раз речь пойдёт об одном из самых старых маршрутов московского трамвая - 23-м, половина линии которого была изменена в связи со строительством 3-го транспортного кольца и Большой Ленинградки.
При создании данного рассказа были использованы материалы таких сайтов, как
http://tram.rusign.com/http://tram.ruz.net/http://23.tramway.ru/http://oldmos.ru/http://wikipedia.org/http://wikimapia.org/ Отдельную глубокую благодарность хочу выразить автору сайта
http://tram.rusign.com/ Александру Елагину, без чьей помощи и любезно предоставленных фотографий и материалов создание данного поста было бы невозможным.
Также хочется выразить благодарность авторам снимков с сайта
http://oldmos.ru/ и других источников, в частности А. Шанину, Ю.Акимову, Д.Касаткину, Е. Куйбышеву и другим авторам, чьи фотографии были использованы.
Заранее хочу извиниться перед читателями за небольшие несовпадения в ракурсах нескольких снимков, ввиду того, что в настоящий момент просто физически не везде представляется возможным сделать аналогичный снимок на местности, а кое-где местность вообще изменилась почти до неузнаваемости.
Для лучшего понимания и ориентирования на местности представляю Вашему вниманию схему маршрута 23 трамвая, датированную 2000 годом, с разбивкой по цветам, каждый из которых соответствует году снятия определённого участка. Салатовая линия делит этот репортаж на части. В данной части речь пойдёт об участке от кольца на Шмитовском проезде до станции метро "Динамо".
1. Итак, бывшая конечная остановка трамвая 23-го маршрута - кольцо "Шмитовский проезд". Ранее остановка называлось «Тестовский поселок». Трамвайная конечная станция 23-го маршрута «Шмитовский проезд», существовала до укорачивания линии до Ваганьковского кладбища, с 1931 года до 30 октября 2000 года. Здесь также была конечная маршрута 25 (из Ростокино, до 1967 г.) и Аннушки (с Зацепской площади, до 1963 г.).
Ещё одно фото этого места.
Современный вид. Немного другой ракурс. Как мы можем видеть, фактически ни следа не осталось от трамвайного кольца.
2. То же место. Другой ракурс. 1998 год.
И современный вид. Июль 2012.
3. Далее трамвай шёл по Шмитовскому в направлении Трёхгорного вала. Фото 30-х гг. XX века в районе пересечения Шмитовского с улицей Сергея Макеева. Видны рельсы и контактная сеть трамвая. На заднем плане дома т.н. посёлка имени 1905 года, построенные в стиле конструктивизм примерно в 1929 г.
Наши дни. Строения полностью сохранились, а вот от трамвая не осталось и следа.
4. Идём дальше. Трамвай 23 маршрута на пересечении Шмитовского и ул. Анны Северьяновой. 2000 г.
То же место. 2012 г. Сам пейзаж несильно изменился за 12 лет, но здесь больше нет и не будет трамваев.
5. Трамвай 23-го маршрута подъезжает к перекрёстку с улицей 1905 г. 2000 г.
Даже знак "ограничение скорости - 40" сохранился, хоть и несколько в другом месте.
6. На пересечении Трёхгорного вала с ул. 1905 года. Фото 1997 г.
Современный вид.
7. Другой ракурс этого места. 2000 г.
Современный вид. На заднем плане можно видеть парк имени Декабрьского восстания 1905 г. и четырёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом (ул.Трёхгорный вал, 8) постройки 90-х гг. XIX века.
8. Трамвай следует по Трёхгорному валу. 2000 г., за 5 дней до закрытия участка.
Трамвая нет. И на заднем плане вместо уютного дореволюционного домика вырос очередной гигант из кирпича - ЖК "Трилогия".
9. Подходим к площади Краснопресненская застава. Последний месяц работы на маршруте трамвая № 23. 8 октября 2000 г.
Современная фотография. Обратите внимание как за 12 лет изменилось количество машин в городе. Тогда - почти пустая улица, сейчас - сплошь паркинг.
10. Площадь Краснопресненская застава. Тогда.
И сейчас.
11. Трамвай подъезжает к остановке м.Ул.1905 года. 1989 год.
Июль 2012 года.
12. Остановка станция метро Ул.1905 года. 1985 год.
Тот же вид сейчас.
13. И другой ракурс. 2000 г.
Наши дни. Реклама, 100500 объявлений на столбах и нескончаемая пробка.
14. А так эта площадь выглядела в 1914 году. Трамвайная линия шла прямо посреди площади. Такой же ракурс поймать в наши дни уже невозможно.
15. Трамвай 23-го маршрута пересекает улицу 1905 года. Начало Звенигородского шоссе, тогда - тихой зелёной улицы. 1999-2000 гг. Справа можно увидеть информационный щит об открытии очередного участка Третьего транспортного кольца, которое погубило эту и другие линии трамвая.
Прошло 12 лет.
16. Звенигородское шоссе. 1965 год.
Кроме сталинского дома слева - ничего похожего.
17. Остановка «Улица Сергея Макеева». Май 2000 г.
Неподалёку. Контактную сеть уже сняли. 4 ноября 2000 г.
Сейчас точно даже не определишь это место. Остановка была где-то здесь.
18. Трамвай, следующий по улице Сергея Макеева. 1989 г.
Примерно тот же ракурс. Улица Сергея Макеева разделяет два кладбища: Ваганьковское и Армянское (слева, за краснокирпичной стеной). 2 июня 2000 г.
Наши дни. Улица на удивление пустая, хотя время съёмки было незадолго до часа пик.
19. Остановка «Ваганьковское кладбище». 1989 г. Трамвай 23-го маршрута, следующий из Михалково до конечной остановки «Шмитовский проезд».
Немного другой ракурс того же места в наши дни. На заднем плане за зданием Церкви Андрея Первозванного можно увидеть магазин ритуальных принадлежностей 24 часа. Чего только не взбредёт иной раз людям в голову.
20. Трамвай поворачивает на улицу Сергея Макеева с Ваганьковского путепровода. 1987 г.
Примерно там же. Остановка «Улица 1905 года». Это последняя из остановок на закрытой в 2000 году линии. Дальше находится Ваганьковский мост, построенное специально к закрытию линии на Шмитовский трамвайное кольцо «Ваганьково» и служебные пути, ведущие в Краснопресненское депо. Следующий участок - от Ваганькова до Боткинского проезда - был закрыт два года спустя. 8 октября 2000 г.
Этот же поворот. Наши дни.
21. Трамвай съезжает с Ваганьковского путепровода. Прямо пути к Шмитовскому проезду, слева - в Краснопресненское трамвайное депо. Незадолго до снятия путей на ул.Сергея Макеева. 2000 г.
2012 год.
22. Ноябрь 2000 г. Закрытие линии к Шмитовскому проезду. Укладывается дорожка к новой конечной остановке «Ваганьково».
Наши дни.
23. Укладка нового разворотного кольца «Ваганьково». Октябрь 2000 г.
Вагон урезанного маршрута 23 на конечной остановке «Ваганьково». 4 ноября 2000 г.
Теперь ни этого кольца, ни этой остановки уже не существует в природе.
24. А с другой стороны моста располагалось Краснопресненское трамвайное депо.
История Краснопресненского трамвайного депо началась в 1909 году. Летом этого года рядом с Ваганьковским кладбищем был заложен Пресненский трамвайный парк на 126 вагономест. Из-за экономии средств в 1912 году он был превращён в резервный трамвайный парк, из которого только по воскресеньям и большим праздникам выходило 19 вагонов. Пуск в эксплуатацию намечался на осень 1914 года. Однако, началась Первая мировая война, и парк, благодаря близости с железной дорогой, был превращён в эвакогоспиталь.
В мае 1919 года в Пресненском парке началось восстановление полуразрушенных трамвайных вагонов, собранных со всей Москвы за все годы Первой мировой и гражданской войн и стоявших на Ходынском поле, и регулярный выпуск пассажирских трамвайных вагонов. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо.
Название «Краснопресненское трамвайное депо» появилось в 1925 году.
В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства в депо была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.
В 1973 году была разобрана трамвайная линия по Большой Грузинской улице, которая соединяла тогдашнюю конечную 23-го маршрута «м.Краснопресненская» (на Шмитовском тогда была конечная трамвая № 25 («Шмитовский проезд» - «Ростокино») с ныне также не действующей, но и не разобранной линией на Лесной улице у Белорусского вокзала. В результате в Москве образовались две изолированных друг от друга сети трамвайных линий, одну из которых стало обслуживать полностью только Краснопресненское депо (остальные депо оказались отрезанными от этой части сети), а в 1-м Земельном переулке, где находятся его (депо) служебные пути, была построена специальная эстакада для погрузки вагонов на трейлер, который отвозил неисправные вагоны на ТРЗ и привозил отремонтированные вагоны обратно.
В 2002 году в связи со строительством транспортной развязки третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было перенесено в Строгино на новую площадку. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая. После этого депо было отрезано от остальной сети. До середины июля 2002 года на Пресне производился ремонт вагонов, которые доставлялись туда на трейлере.
Фото 1999 г.
Теперь здесь живут троллейбусы. С июля 2009 г. депо носит название 5-го троллейбусного парка имени Артамонова. Радует хотя бы то, что не снесли под очередное высотное строительство, а продолжают использовать для транспортных нужд.
25. Трамвай 27-го маршрута выходит из депо на работу. 1995 г. Обогнув мост снизу, он взбирался на него с другой стороны и следовал до м.Войковская, откуда уже шёл непосредственно по своему маршруту к ул.8 марта. Ему тоже предстояло быть урезанным, об этом был прошлый репортаж, ссылка на который лежит вверху поста.
Современный вид. Выросли гиганты ЖК «Дом на Беговой».
26. Проехав по Ваганьковскому путепроводу, трамваи выезжали на тогда ещё не слишком широкую Беговую улицу. Это их и погубило, ибо Беговой было суждено стать частью ТТК. Фото 1967 г. (на улице ещё нет никаких пробок, также можно увидеть старенький троллейбус).
2000 год.
Теперь такой план довольно-таки трудно взять. Да и Беговая уже не та.
27. Беговая улица. Трамвай следует в сторону Ленинградского проспекта по выделенной линии. 2000 г.
А теперь выделенной линии нет и пассажиры общественного транспорта вынуждены вместе с автомобилистами стоять в пробках, кои здесь случаются каждый день.
28. Пересечение со 2-м Боткинским проездом. А через Беговую улицу здесь был проложен подземный переход с удобными выходами к трамвайным остановкам. Правда, в настоящее время, он, кажется, перестроен и спуск в него смотрит в другую сторону. Фото 2000 г.
Немного другой ракурс, снятый чуть раньше - в 1998 г.
Сейчас это всё является частью ТТК.
Меня, наверное, кто-то будет критиковать, говоря, что ТТК нужная дорога и нечего здесь жалеть. Скажу сразу, что ТТК - вещь, конечно, нужная, сам пользуюсь, но осадочек, как говорится, остался. В угоду одному, нужному, уничтожили, не задумываясь, другое, тоже нужное.
29. А вот как выглядела площадь перед московским ипподромом, где пересекаются Беговая ул., 2-й Боткинский проезд и Беговая аллея в 1947 г. Как видно, трамвай № 23 шёл прямо посреди улицы (из Михалково аж до Петровских ворот! (а ещё раньше, до 1943 г. ходил по М.Дмитровке, Страстному, Петровскому, Рождественскому, Сретенскому, Чистопрудному бульварам ещё и до Покровских ворот).
Другой ракурс этой площади. Трамвай на фоне ипподрома. Фото примерно 1998-2000 гг.
Nowadays.
30. 16 июля 1992 г. Трамвай 23-го маршрута уходит, что символично, как бы - в прошлое, а троллейбус ЗиУ-5 (который здесь явно для каких-то съёмок, потому что такого маршрута на Беговой никогда не было) - в будущее, которое, хочется верить, когда-нибудь всё-таки станет светлым.
В этом году - 10 лет, как убрали эту линию. Зато у нас понастроили восточных ресторанов типа вот этого - «Бабай клаб» на другой стороне Беговой и другие архитектурные «шедевры», которые теперь украшают этот район.
31. Поворот в сторону 1-го Боткинского проезда. 1986 г.
В марте 1968 года в связи со строительством тоннеля по Беговой улице под Ленинградским проспектом была снята трамвайная линия вокруг стадиона Юных пионеров (по Беговой улице и Ленинградскому проспекту), таким образом, ликвидирована трамвайная петля вокруг стадиона, а с южной стороны стадиона был организован однопутный перегон длиной около 200 метров с подпружиненными стрелочными переводами и светофорной сигнализацией (на фото слева также - будка стрелочника, которая в 80-е гг., по некоторым данным, уже не использовалась). До этого трамваи объезжали вокруг стадиона, причем развернуться было можно как со стороны Беговой, так и со стороны Ленинградского проспекта. Запасной путь был по 1 Боткинскому проезду. Этот круг долго служил местом сбора учебных вагонов со всех депо. Второй путь был уложен в марте-апреле 1987 года.
Сейчас это место выглядит вот так. Справа вместо старенькой трибуны стадиона здесь вырос комплекс зданий гостиницы «Ренессанс Москва Монарх Центр» и многофункционального комплекса «Градекс».
32. Вид в обратную сторону, к Беговой улице. Давно уже уложен второй путь. 30 апреля 2002 г.
Ну и 10 лет спустя. Комментарии излишни, я думаю.
33. Ещё цела стена и этот безымянный проезд преставляет собой живописную зелёную улицу. 2000 г.
Немного другой план того же места. Трибуна велотрека слегка нависает над проезжей частью, правда, немного не доходя до трамвайных рельсов. 19 апреля 2002 г.
В наши дни зелень и велосипедный спорт не в моде.
34. А это уже очередной сокращённый вариант линии. Новая конечная 23-го трамвая - кольцо «1-й Боткинский проезд».
А деревца-то подросли :), но трамвая здесь уже нет и не будет никогда.
35. Бывший диспетчерcкий пункт московского трамвая, здесь распологалась конечная станция «Стадион им. Томского», а с 1933-34 гг. - «Стадион Юных пионеров». 1980-90-е гг.
После сноса линии здание было надстроено и теперь там располагается страховой центр «Позитив».
36. Линия поворачивает с 1-го Боткинского проезда на Ленинградский проспект. Ещё торчат красавцы-прожектора центрального стадиона Динамо, которые в детстве, гуляя с дедушкой и глядя через забор закрытой ещё тогда для людей Ходынки, я принимал за гигантские светящиеся расчёски. Фото 1990 г. Троллейбус 12-го маршрута (Больница МПС - Проспект Маркса).
Тот же поворот. Трамвай № 28 - 5652 - нулевой рейс в депо, № 6 - 1002 - нулевой рейс из депо. 29 апреля 1992 г.
Немного другой ракурс, сам поворот справа за кадром. 27 июля 2012 г.
37. Трамвай на фоне старого-доброго стадиона Динамо, с которого во время футбольных матчей можно было в отличие от других стадионов выйти, погулять в Петровском парке, выпить кружечку пива и поесть сосисок у метро, гораздо дешевле, чем в буфетах. 8 мая 2002 г.
И сейчас. Прожекторов уже нет, большая часть стадиона снесена, а оставшийся фасад завешен характерной грязно-зелёной сеткой. Скоро здесь вырастет суперсовременный комплекс «Стадион «Динамо»-ВТБ Арена», а слева, под Театральной аллеей, которую уже начали потихоньку огораживать будет станция метро «Петровский парк» Третьего пересадочного контура с пересадкой на «Динамо».
38. Вид с другой стороны Ленинградского проспекта. Остановка «Ст.метро «Динамо». 1990 г. Серое здание на заднем плане - фасад одного из цехов ОАО «РСК МиГ» (Московский машиностроительный завод «Знамя Труда»), который был основан в 1893 г. как императорский самолётостроительный завод «Дукс» (до 1917 г.). До недавнего времени, а именно - начала 2000-х к заводу вела
железнодорожная ветка, которая ныне практически полностью ликвидирована..
Сейчас сделать такой же кадр ох как непросто из-за огромного количества машин на превращённой в автобан Ленинградке.
На этом, первая часть нашей ретроспективы подошла к концу. В скором времени я постараюсь отснять и написать продолжение этого репортажа от станции метро «Динамо» до ул.Панфилова. Ещё раз благодарю всех, чьи материалы были использованы, а также читателей. Надеюсь, что было интересно. Замечания по сути приветствуются.
Продолжение следует...