Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня у нас четвёртая и заключительная часть рассказа о поездке в Гороховец в июне 2022 года. В
прошлом выпуске мы по большей части завершили осмотр собственно города, а сегодня я хочу сделать больший акцент на некоторых тамошних музеях. Впрочем, на сам город мы тоже ещё посмотрим. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начинаем.
1. От уже знакомой нам центральной площади Патоличева, мы поворачиваем на тихую и уютную Нагорную улицу. С правой стороны располагается комплекс зданий постройки начала ХХ века. В прошлом здесь располагался трактир П. И. Гладышева. В передней половине оба этажа занимали помещения трактира; в задней половине: в нижнем этаже - кухня и кладовая, в верхнем - жилые покои владельца. Позднее был построен объём, соединивший трактир с домом усадьбы Карликовых. Проект был выполнен техником-строителем А.Ф. Ворониным в 1914 г. Одно из складских помещений было приспособлено под фойе синематографа Михаила Ивановича Калелейкина, занимавшего нижний этаж дома Карликовых.
По линии улицы Нагорной также пристроена одноэтажная типография Александра Николаевича Карликова. Многие местные авторы печатали здесь свои произведения и стихи, а в 1917 году здесь был издан первый и единственный номер газеты «Гороховецкий листок» - первая попытка начала периодической печати в Гороховце.
2. Далее, пройдя по улице, мы выходим к очередным местным палатам. Это один из двух домов уже известного вам самого богатого местного купца Семёна Никифоровича Ершова, построенный в 1680-е годы. Также известен как Дом Сапожникова.
Его монументальный объём возвышается среди деревянной застройки. Фасадный декор характерен для русского узорочья конца XVII в. Этому же периоду соответствуют интерьеры: сводчатые стены и лестницы внутри стен. Первоначально дом, как и сейчас, имел три этажа, включая подвальный (подклет), но верхний был деревянным, как и у большинства подобных посадских домов Гороховца. В конце XVIII в. деревянный этаж из-за ветхости был заменён существующим каменным, выполнена входная пристройка в три этажа. От древней ограды участка сохранились ворота - пример древнерусской архитектуры малых форм; единственный во Владимирской области памятник деревянного зодчества XVII в.
В 1730-е гг. гороховецкие Ершовы (часть семьи в начале XVIII века перешла в московское купеческое и дворянское сословие) разорились. Усадьбой затем последовательно владели несколько других гороховецких семей, и, наконец, с 1842 по 1918 гг. - семья купцов Сапожниковых (отсюда и второе название). В советские годы в особняке Ершова были коммуналки, затем здесь открылся один из филиалов Гороховецкого историко-архитектурного музея. Сам музей был основан в Гороховце в 1972 г., и первоначально он размещался в здании церкви Иоанна Предтечи ансамбля Благовещенского собора. Сбором экспонатов для музея ещё с конца 1960-х годов занималась инициативная группа, состоящая из краеведов и энтузиастов, изучающих родной край. В 1974 г. Гороховецкий народный музей вошёл в объединение Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1989 г. Гороховецкий филиал этого объединения преобразован в Гороховецкий историко-архитектурный музей.
В 1974-1979 гг. палаты Ершова восстановили сотрудники Владимирской научно-реставрационной мастерской в его прежних архитектурных формах (проект архитектора Л. С. Филипповой). В 1981 г. в нём открылась экспозиция, где был воссоздан купеческий быт конца XVII в. Для посещения на втором этаже открыты сени, красная палата, комнаты хозяина, хозяйки, девичья, где воссозданы интерьеры рубежа XVII-XVIII веков, представлены мебель, посуда, одежда, которыми пользовались семьи богатого гороховецкого купечества. Из комнаты купца по внутристенной лестнице посетители могут спуститься в подклет с хозяйственной утварью и припасами. Эти экспозиции Дома Ершова (Сапожникова) как нельзя лучше помогают посетителям увидеть образ купеческого Гороховца, прочувствовать атмосферу допетровского прошлого.
3. На территории музея.
4. Комната для чаепитий.
5. Кабинет хозяина. Примерно так здесь всё выглядело во времена купца Сапожникова.
6. А вот гостиная.
7. В ней даже фотоаппарат тех времён имеется. Тогда это входило в моду, но процесс был весьма трудоёмким. Это вам не на айфон или цифровой фотоаппарат щёлкать тысячи кадров.
8. Общий вид.
9. Красная палата по праву считается сердцем купеческого дома. Здесь встречали и потчевали самых дорогих гостей. Сама красная палата в обычное время держалась закрытой, как место для приёма пищи домочадцами не использовалась, а для пира могла открывать свои двери всего два или три раза в год. Ещё эта комната носит название «Крестовая палата», потому что здесь находится красный угол. Именно тут по большим церковным праздникам домашние собирались на молитву.
Пиршества в такой палате могли затягиваться на несколько дней, а подавали гостям до 120 блюд даже в самый строгий пост.
10. Комната хозяйки. Именно здесь обедали все жильцы этого дома в обычное время. Обедали за этим небольшим столом, который раскладывался в несколько раз. В повседневной жизни обедали не из золотой и серебряной посуды, английского или китайского фарфора, а из обычной недорогой посуды - из дерева, латуни и олова, меди (чайники, кофейники и тарелки). Посуда хранилась в поставце, распахнутые дверцы которого были олицетворением радушия и гостеприимства дома.
Для приготовления пищи использовали самовар-кухню, который имел два отсека. Одновременно в нём могли готовить, например, щи и кашу. Это было удобно. Во-первых, экономия времени, во-вторых - дров. Хозяйка не занималась чёрной кухарской работой, эта обязанность была возложена на домашнюю прислугу. Но хозяйке было не зазорно по случаю больших праздников приготовить то или иное кушанье собственными руками, очень популярны были пряники, которые хозяйка готовила с помощью пряничных досок.
Купец, хозяин дома очень часто уезжал в командировки и во время его отсутствия все хозяйственные дела брала на себя хозяйка. С этой целью её комната выходила окнами во двор, чтобы сверху можно было руководить жизнью всей усадьбы. Но дальше усадьбы её власть не распространялась, она была полностью зависимой от мужа. Все свои силы она отдавала семейному очагу.
Хозяин не жалел денег на дорогие подарки - золотые и серебряные украшения, шитые золотой нитью наряды. Сундуки были полны и парчи, и бархата, и недорогих, но ярких сарафанных тканей.
Своеобразным композиционным центром комнаты хозяйки был образок Богородицы - покровительницы домашнего очага, хранительницы семейного благополучия. Именно здесь большую часть времени проводила хозяйка, где занималась рукоделием - пряла и шила.
11. Изразцовая печь - традиционная деталь жилых домов XVII - XIX вв. Безусловно, в зависимости от века, цвета и манера исполнения изразцов были различны, также много зависело от региона и достатка конкретного владельца. Изразцы пришли на Русь уже в XVI в., внося следом неповторимую атмосферу в любую комнату. Изразцовая печь в доме Ершова непроста - топившаяся из сеней, в жилых палатах она словно делилась пополам стеной, становясь украшением сразу двух половин дома - женской и мужской.
12. Комната хозяина по облику напоминает рабочий кабинет. И, хотя, это слово тогда не использовалось для обозначения делового помещения, именно эти функции комната и выполняла. Здесь и рабочий стол, за которым можно и письма перечитать, и прибыль посчитать, и посетителей, просителей выслушать. Для молитвы икона Николая Угодника - покровителя путешествующего люда.
Торговый оборот Ершова был велик - на прибыль от него построил Семён Никифорович все пятиглавые соборы в камне и целый монастырь. Жертвовал он много средств, и о себе оставил память как самый щедрый меценат XVII в.
13. Из комнаты купца по внутристенной лестнице посетители могут спуститься в подклет с хозяйственной утварью и припасами.
14. Ещё один вид гостиной.
15. И покидаем этот гостеприимный дом.
16. Ещё один дом Шориных, конец XIX - начало XX вв.
17. Нагорная улица.
18. Двигаемся по центральной улице в сторону следующего музея.
19.
20. И на этот раз речь пойдёт об усадьбе купца Морозова, где сохранились подлинные элементы интерьера.
21. Музей открыл свои двери для гостей в октябре 2017 года. Открытие экспозиции было продиктовано необходимостью проведения реставрации основных музейных зданий. Предназначение музея, в том числе, в показе собрания фондов, просветительская и образовательная деятельность.
Экспозиции Музея технической мысли «Марфа Посадница» раскрывают тему появления и развития котельно-судостроительного промысла как результата преемственности поколений на основе династий судостроителей Гороховецкого уезда и окрестностей посредством популяризации редкой забытой профессии крестьян-отходников, представители которой оставили яркий след в истории России в виде сохранившихся до настоящего времени сооружений. Эта выставка является данью памяти и благодарности людям, прославившим Гороховец на всю Россию и за её пределами.
22. Разделы экспозиции концентрируют внимание на отходничестве, котельных мастерских, семейных династиях котельщиков и создателях судостроительных заводов.
Начало строительства металлических судов на реках Клязьма и Ока было обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы для производства изделий из листового и сортового металлического проката - котельщиков. А строительство в Гороховце крупнейшей в мире нефтеналивной баржи «Марфа Посадница» историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении.
Отдельно рассказывается какое отношение к Гороховцу имеет великий русский инженер В. Г. Шухов.
23. Несмотря на то, что экспозицию нельзя назвать огромной, о походе не жалею благодаря экскурсоводу Розе, которая очень подробно рассказала обо всём перечисленном. Чувствовалось, что она очень любит свой город и рассказывает о нём с большим энтузиазмом. Если будете в Гороховце, обязательно постарайтесь попасть на экскурсию к Розе.
24.
25. Пока мы были в музее, на улице прошёл дождь. На фото вновь уже знакомый нам особняк Пришлецова.
26. Улица Ленина после летнего дождя.
27. Торговые ряды на базарной (Благовещенской) площади (ныне площадь Патоличева) были торжественно заложены 30 июля 1893 г. в присутствии членов всей городской Думы и Земской управы. По случаю закладки подавали шампанское с тостами и чай. Городской глава А. М. Кобяков на углах фундамента заложил серебряные рубли.
Первоначально вокруг первого этажа шла крытая галерея с колоннами. На втором этаже располагалась городская Управа и ломбард, открытый на средства купца М. Ф. Сапожникова. Сейчас в здании расположены мебельный и продуктовый магазины, а также прокуратура Гороховецкого района.
28. Уже знакомое нам заброшенное здание бывшего начального училища.
29. И собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Кстати сказать, ещё несколько лет назад купола были
синего (ближе к голубому) цвета, потом в процессе реставрации купола приобрели нынешний золотой цвет. В этот день наконец удалось побывать внутри.
30. Дело в том, что реставрационные работы по каким-то причинам (вероятнее всего, финансовым) идут крайне медленно и большую часть времени собор закрыт, открывая свои двери для служб, как я понял, только по большим праздникам. В то же время нам подсказали телефон, по которому можно за 200 рублей можно было заказать экскурсию с посещением собора и подъёмом на колокольню.
31. Фрески внутри собора сохранились, но фрагментарно. Кое-где они доселе скрыты под слоем штукатурки и постепенно очищаются для дальнейшей реставрации.
32. Но посмотреть есть на что.
33.
34.
35. Памятная надпись о посещении собора цесаревичем Александром Николаевичем (будущим императором Александром II) 11 августа 1837 г.
36. Вид с колокольни на стоящий рядом храм Иоанна Предтечи. Туда мы тоже заходили внутрь.
37. Экскурсовод рассказала, что этот фрагмент росписи в советское время несколько раз закрашивали, но она неизменно проступала.
38. Ещё немного фото с колокольни.
39.
40.
41.
42.
43. Удачно они сбежались на собрание.
44. И в завершение рассказа пройдёмся ещё немного по городу.
45. Набережная.
46. ЗАГС.
47. Ещё немного резных наличников.
48.
49. Красота!
50.
51. Ещё разок Благовещенский собор.
52. И ещё один дом Ершова, более скромный. Также известен как дом Судоплатова. Построен в середине XVII века для купца Ершова. Является одним из первых каменных жилых зданий построенных в Гороховце. Отличительная особенность старинного дома - его огромный размер. Тридцатиметровый в длину и десятиметровый в ширину, этот двухэтажный дом был самым большим в древнем Гороховце. Но сооружён он был, как уже сказано выше, очень простым по форме, с традиционными для «избы со связью» двумя палатами, расположенными по бокам сеней. Кирпичного крыльца, типичного для более поздних гороховецких жилых домов, не было. После Ершова домом затем владели Ширяевы, Ларины, Судоплатовы.
В настоящее время внутри расположен гостевой дом (по сути гостиница), где мы, к слову, и останавливались. И остались очень довольны. Только осторожнее с завтраками, кормят вкусно и просто на убой, трудно потом встать из-за стола, особенно для таких людей как я, кто не привык плотно завтракать.
53. Компанию за завтраком нам с удовольствием составлял вот этот дымчатый красавец, живущий в гостевом доме.
54. Ну и закончу я повествование видами того же места, откуда начал, а именно станции Гороховец Горьковской железной дороги.
55. На этом о Гороховце всё.
Надеюсь, что вам понравилась моя тетралогия об этом замечательном городке, который я настоятельно рекомендую к посещению. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
P.S. И не забывайте, что у меня есть телеграм-канал, где я публикую не только ссылки на ЖЖ, но и другие моменты из жизни, запечатлённые на камеру или телефон:
https://t.me/rajon_pride