Осенняя трамвайная прогулка от Сокольников до ВДНХ. Часть 2-я

Jun 26, 2024 19:09

Приветствую вас, дорогие друзья!

Неделю назад я опубликовал первую часть рассказа о прошлогодней осенней прогулке по трамвайным рельсам от Сокольников до ВДНХ, а также немного об окрестностях этой живописнейшей линии. А сегодня у нас вторая и завершающая часть материала. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. А начнём мы там, где остановились в прошлый раз, а именно у перекрёстка улицы Космонавтов, улицы Бориса Галушкина и Ростокинского проезда, который заканчивается на одноимённом путепроводе. Улица Бориса Галушкина. Вид в сторону ВДНХ.



2. А это вид в сторону Ростокинского путепровода и Ростокинского же проезда. Справа примыкает улица Космонавтов. Также справа к перекрёстку примыкают более узкие и тихие улица Павла Корчагина и Рижский проезд. Этот перекрёсток имеет и своё собственное название - площадь Академика Люльки. Она названа так в 1984 г. в память об Архипе Михайловиче Люльке (1908-1984) - конструкторе авиационных двигателей, под руководством которого был создан первый отечественный турбореактивный двигатель.


3. Улица Бориса Галушкина в свою очередь получила своё название в 1965 году в память о Герое Советского Союза лейтенанте Борисе Лаврентьевиче Галушкине (1919-1944), который с 1943 года был командиром специального партизанского отряда в Белоруссии и погиб в бою. Прежнее название - 3-й проезд Алексеевского Студгородка - было дано в 1936 году по студенческому городку в селе Алексеевское, которое вошло в черту Москвы в начале XX века.

Улица неширокая уютная и зелёная с преимущественно невысокой застройкой. Кстати, обратите внимание на дом из красного кирпича справа. Сейчас мы взглянем на него поближе и поподробнее.


4. Но сначала немного осенней природы. На улице растёт боярышник. Осенью он смотрится очень красиво.


5. Костры рябин боярышника.


6. Взгляд назад.


7. И в сторону ВДНХ. Здание слева - общежитие № 4 Московского педагогического государственного университета (МПГУ) 1964 г. постройки, а на заднем плане - восьмиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1960 году по индивидуальному проекту.


8. Ну, а теперь давайте взглянем на упомянутый выше кирпичный дом, который безо всякого преувеличения можно назвать самым красивым на этой улице.


9. Более того, он ещё и уникален. Это дом экспериментальной серии II-02, построенный в 1958 году и являющийся последним в этой серии. В народе - «Красный дом».


10. Построен для членов ЦК КПСС, украшен барельефными листьями лавра и окантовкой из хвои. Архитектор серии Дмитрий Бурдин.


11. Данный дом переменной этажности (семи-восьми-девятиэтажный) имеет 20 подъездов и образует собой полуколодец в форме скобы.


12. Необъятный двор с большим количеством зелени.


13. Ещё два точно таких же, стоящих рядом друг с другом дома были построены в 1952-1954 гг. на улице Строителей, 4-6. Расстановка «красных» домов в плане напоминает две обращенные навстречу друг другу скобы (из семи корпусов каждая), между которыми расположился удивительно уютный, замкнутый но при этом просторный и обильно озелененный двор. А вокруг массива «красных» домов расстилается другой, внешний двор, окруженный со всех сторон домами, стоящими по границам квартала. Рядом с домами располагается первый в Москве полуподземный гараж в том же архитектурном стиле.


14. А ещё один такой дом расположен на улице Куусинена (дом 6, корпуса 1-3), только там он состоит лишь из трёх восьмиэтажных корпусов и девяти подъездов. Был построен в 1956 (правое крыло и центральная часть) и в 1957 (левое крыло) годах специально для лётчиков авиационной Краснознамённой дивизии особого назначения (АКДОН). Преобладали двухкомнатные коммуналки. В подвале находились: кинозал, бомбоубежище, помещения для занятий различных кружков и «красный уголок».


15. Других таких же домов в Москве не существует. Есть похожие, но они всё же достаточно сильно отличаются.


16.


17. С открытого торца двора можно встретить редкий по нынешним временам гараж. На заднем плане двухэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1933 году.


18. Посмотрите какой громадный и зелёный двор. Хотели бы здесь жить? Или предпочли бы коробки dickПИКа со товарищи?


19.


20.


21. С другой стороны через арку можно выйти к улице Касаткина.


22. Улица названа так в 1966 г. в память художника Николая Алексеевича Касаткина (1859-1930), жившего и работавшего в этом районе. До 1966 г. - 1-й проезд Алексеевского студгородка (бывшая Фабричная улица/линия). Студенческий городок был построен в 1928 г. близ села Алексеевское.


23. Слева за забором - территория опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки. Является филиалом ОДК-Уфимского моторостроительного производственного объединения - ведущего отечественного конструкторского бюро по разработке двигателей для боевой авиации и стационарных энергетических приводов для газоперекачивающих агрегатов и электростанций.

За годы своего существования ОКБ имени А. Люльки разработало пять поколений газотурбинных двигателей, осуществило первую в России конверсию боевого двигателя для газоперекачивающих станций. Коллектив ОКБ также создал первый в мире ЖРД с тягой 40 тс (Д-57) для ракетно-космического комплекса лунной программы «Наука-1», функционирующий на жидком кислороде и водороде.

История предприятия начинается в 1946 г., когда постановлением правительства № 472-191 от 26.02.1946 г. и приказом № 182 от 30.03.1946 г. министра авиационной промышленности СССР М. В. Хруничева Государственный Союзный завод № 165 передан в ведение 8-го Главного Управления МАП для развития опытно-конструкторской базы по реактивным двигателям. Главным конструктором и ответственным руководителем завода назначен Архип Михайлович Люлька.

В 1947 г. успешно прошёл государственные испытания первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1 для истребителя Су-11 конструкции П. О. Сухого, бомбардировщика Ил-22 конструкции С. В. Ильюшина и экспериментального самолета ОКБ С. М. Алексеева.

В 1948 г. проведены государственные испытания ТРД ТР-3. Для него впервые в отечественной и зарубежной практике в конструкторском бюро Архипа Люльки разработаны и испытаны автономные двухвальные турбостартёры оригинальной конструкции.

В 1950 г. завершились государственные испытания турбореактивного двигателя АЛ-5, созданного на базе двигателя ТР-3 и признанного одним из лучших двигателей в СССР. Двигателям, создаваемым в КБ А. М. Люльки, присвоены инициалы главного конструктора - «АЛ».

Более подробно о славной истории предприятия, до которого пока ещё чудом не дотянулась всеразрушающая длань Сергея Семёновича, можно почитать на официальном сайте ОКБ.


24. Вид в сторону Ярославской улицы.


25. Вернёмся ненадолго во двор.


26. Как он прекрасен. Кстати, про аналогичный дом на улице Куусинена у меня в запасниках тоже есть материал, как и про всю улицу. В будущем доберусь и до улицы Строителей.


27.


28. Красота!


29. А ещё здесь кино частенько снимают. Во всяком случае, мне не раз этот двор попадался в разных детективных сериалах, под которые я люблю засыпать иногда, когда не спится :)


30. Но пора уже возвращаться обратно к трамваям.


31. Прощальный взгляд на дом.


32. И вот мы вновь на путях. Вид в сторону Ростокинского путепровода.


33. И в сторону ВДНХ.


34. Витязь 25-го маршрута до Сокольнической Заставы.


35.


36. И 11-й до 16-й Парковой улицы.


37. Взгляд назад. Красивый там рельеф.


38. Ну, а мы потихоньку приближаемся к перекрёстку с Ярославской улицей.


39. Взгляд назад. 25-й до Останкино.


40. И ещё один. С необычным маршрутоуказателем красного цвета.


41. Перекрёсток с Ярославской улицей. Красивая кривая. Слева расположен комплекс зданий Академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Справа шестнадцатиэтажный одноподъездный блочный жилой дом серии II-68-01/16Ю-2/78. Построен в 1984 году.


42. Приближаемся к проспекту Мира. В симпатичной сталинке 1940 г. слева во время Великой Отечественной войны располагалось ведомство товарища Берии с Лубянки. Учебный отряд ВПО УПО (пожарной охраны) города Москвы в этом здании был организован только в 1953 году, а до этого была спецшкола НКВД. Теперь принадлежит Академии МЧС.


43. Вид в сторону перекрёстка с проспектом Мира в телевик. На заднем плане виден павильон № 70 «Москва» («Монреальский»). Был спроектирован как выставочный павильон СССР на международной выставке «Экспо-67» по проекту архитекторов М. Посохина, А. Мндоянца, Б. Тхора, инженера А. Кондратьева, главного художника Р. Кликса.

Главным достижением СССР, демонстрировавшимся в Монреале, был сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, поэтому павильон сконструирован так, чтобы самолёт был центром экспозиции - потолок украшен декоративными элементами, являющимися проекцией его профиля, а площадки 2-го и 3-го этажей «расступились» по обе стороны фюзеляжа Ту-144.

После окончания «Экспо-67» было решено павильон восстановить в Москве на территории ВДНХ, однако возводился он здесь длительное время и был собран лишь к 1975 году. В процессе восстановления высота павильона была увеличена на три этажа, он получил новое название - павильон межотраслевых выставок № 3, но в публикациях часто его именовали «Монреальским» павильоном, отчего в народе закрепилось это название.

С 1990-х гг. павильон носит название Центр внедрения достижений науки и техники «Москва» (кратко - «Москва»). Памятник архитектуры, выявленный объект культурного наследия.


44. И поближе.


45. Ну, а справа у нас располагается известный многим москвичам и не только «Дом на курьих ножках», 25-этажный экспериментальный жилой дом на основе серии II-57/17 из вибропрокатных панелей, возведённый в 1968 году по проекту архитекторов В. Андреева и Т. Заикина.


46. Отличается нестандартной планировкой квартир: при входе в квартиру вы не найдёте привычного коридора - здесь предусмотрены крошечные холлы, откуда можно попасть в изолированные комнаты, так что проходных помещений в доме нет. Единственный недостаток - очень низкие потолки. Всего в доме 480 квартир.


47. Это третий дом из серии II-57/17. Первый расположен на проспекте Мира у станции метро «Алексеевская», второй - на Смоленском бульваре. По этому же проекту в 1967-1969 гг. также были построены четыре жилых дома в Киеве.


48. И вот мы у перекрёстка с проспектом Мира.


49. За ним расположен трамвайный треугольник. Прямо и налево трамваи следуют в Останкино, а направо в сторону Медведково. Те линии я вам уже показывал, поэтому хочу на этом завершить данный рассказ.


Так что на сегодня всё. Но с трамваями пока не прощаемся. В следующий раз я расскажу вам о ещё одной линии (и её окрестностях), которую отснял не так давно. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, Ростокино, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up