Лихоборская обводнительная система. Часть 2-я

May 12, 2024 02:12

Приветствую вас, дорогие друзья!

С наступившими праздниками! Надеюсь, что вы проводите их ярко, интересно и душевно, несмотря на похолодание.

Но, к сожалению, они подходят к концу и пора морально возвращаться к рабочим будням, а, значит, и к ведению блога тоже. Накануне майских праздников, я выпустил первую часть прошлогоднего летнего похода вдоль Лихоборской обводнительной системы. Чем она собственно является и для чего предназначена, вы можете прочесть по ссылке в первом выпуске. Ну, а сегодня часть вторая, а именно поход от Головинских прудов до СВХ и соединительных ветвей между Ховрино и Лихоборами. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. И начнём мы там, где закончили в прошлый раз, а именно у зарешёченного верхнего ступенчатого водосброса на Головинском канале в северной части Большого Головинского (или Михалковского) пруда. Вид на юг. Здесь вода уходит вниз.



2. Бурлит.


3. Спустимся вниз. Здесь довольно большой перепад высот, отсюда и такая система водосброса.


4. Вид на водосброс с пешеходного мостика снизу.


5. Далее продолжается Головинский канал.


6. Нижний портал системы водосброса.


7. Место очень живописное. Правда, попадаются крысы, которые спускаются к водопою. К тому же здесь люди кормят уток, остаётся еда. Впрочем, они вообще сразу сваливают обычно, но лучше всё же внимательно смотреть под ноги.


8. Местным жителям очень повезло. Прямо за окном вода и зелень.


9.


10. Вот они и выходят помедитировать.


11. Парочка огарей. Хорошо мордахи вышли. Или что там у птиц?


12. Вид в сторону следующего (на этот раз нижнего) ступенчатого водосброса у пересечения с Кронштадтским бульваром.


13. Детская площадка прямо рядом с водой. Мало кому так везёт.


14. Поднялся наверх, прошёлся немного по прогулочной зоне вдоль канала. Довольно уютно.


15. Верхняя камера водосброса и очередной пешеходный мостик.


16.


17. Здесь внимательные читатели могут заметить небольшое примыкание внизу слева.


18. Оно прячется в зарослях.


19. Это обходной коллектор Головинского ручья (ручей каскада бывших Антиповых прудов). Он собирает воду, которая просачивается из прудов, понижая уровень грунтовых вод. Некоторые считают эту точку местом впадения речки Норишки, но настоящее её русло расположено севернее. На карте Москвы 1968 года видно, что этот канал тёк в сторону метро «Водный стадион».

Тем не менее, как пишут, из старой топографической карты становится понятно, что пруд в районе современного Головинского кладбища, многократно зафиксированный на других старых картах, являлся лишь остатком целого каскада прудов - Антиповых. Этот ручей - последнее напоминание об этих прудах, которые больше не встречаются ни на каких других картах в силу того, что пригороды Москвы (каким и был Головинский район в годы существования этой второй системы прудов) фиксировались с меньшим вниманием, чем сам город (источник).


20. Устье ручья.


21. Здесь я решил затариться водичкой и парой сникерсов, ибо было жарко. И голодно. А ты не ты, когда голоден.


22. Сходив в магазин на Кронштадтском, я двинулся дальше. Взгляд назад с мостика на предыдущем фото.


23. И на северо-восток. Слева примыкает устье теперь уже настоящей реки Норишки.


24. Норишка (Каришка, Аксиньин ручей) - река в Москве, правый приток Головинского канала (по другим данным - реки Лихоборки, хотя, на мой взгляд это неверно).

Длина реки - около 3 км, почти на всём протяжении она протекает в коллекторе. Начиналась она из сети болот (в районе нынешнего кинотеатра «Нева», точнее того, что из него сделали), проходила вдоль домов 18 по Беломорской улице и школы 167, пересекала нынешнюю Фестивальную улицу в районе дома 39, текла мимо бывшего села Аксиньино, затем мимо нынешнего Дворца спорта «Динамо» и под безымянным проездом между Флотской улицей и Кронштадтским бульваром. При заключении в коллектор участок между Беломорской и Фестивальной улицами проложили под существующим сквером.

От верховьев реки до начала XXI века долгое время сохранялся лишь пруд около церкви иконы Божией матери «Знамение» на Фестивальной улице.

И вот тут далее спорный момент. Поскольку русло Норишки было спрямлено для переброски волжской воды из Химкинского водохранилища через Головинские пруды и Головинский канал, ныне считается, что Норишка впадает в Головинский канал. И я тоже так считаю, но некоторые утверждают, что она впадает в Лихобрку, хотя до Лихоборки мы ещё немного не дошли.

На сайте «Малые реки Москвы» утверждается, что Норишка выходит из коллектора на Кронштадтском бульваре поблизости от дома № 30 корпус 4 и почти сразу сливается с Головинским ручьём; по другому источнику, это обгонный коллектор плотины Головинских прудов, который начинается между МИИГА и Головинским кладбищем, настоящего ручья на месте которого никогда не было. А это как раз то устье, которое я вам показывал ранее. Так что, на мой взгляд, это именно Норишка. Впрочем, если у меня тут есть диггеры, которые знают лучше, то пусть подскажут в комментариях. С этими малыми реками иной раз можно так запутаться...


25. Пятиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом серии II-14 1958 года на берегу. Здесь местность становится потихонечку всё более простой. Ну, в том плане, что прогулочные зоны вдоль берегов не слишком оборудованы для прогулок.


26. Дальше вообще промзона пойдёт.


27. Перепускные трубы канала (точнее уже, судя по всему, Норишки) под Онежской улицей.


28. Онежская улица. Названа в честь Онежского озера, реки Онега или города Онега в 1964 году. До этого с 1927 года делилась на две улицы: Лихачёвское и Октябрьское шоссе. Слева - семнадцатиэтажный пятиподъездный панельный жилой дом серии П-44 1988 года, справа пятиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1950 году.


29. Симпатичная сталинка.


30. Вид обратно от Онежской улицы.


31. И идём дальше. Перепускные трубы с другой стороны. С симпатичной берёзовой рощей.


32. Здесь ещё немного цивилизации.


33.


34. Но качество благоустройства уже похуже. Такое себе лужковское, а не собянинское, если можно так выразиться.


35. Ещё какой-то маленький приток.


36. Начинается промзона № 45 «Автомоторная».


37. Необычные берёзки. Колоритные.


38. Переходный пункт воздушного участка ЛЭП-110 кВ «Новобратцево - Ховрино» в подземный кабельный участок.


39. А вот и, наконец, собственно Лихоборка, самая длинная из малых рек столицы (если не считать таковой Яузу) - её протяжённость составляет 30,2 километра, из них 10,4 км - в открытом русле, 17,4 км - в подземном коллекторе и 2,4 км - в обводном канале. Бассейн реки составляет около 58 км². Берёт начало у посёлка Ново-Архангельское, устье расположено у бывшего села Леоново, впадает в реку Яузу рядом со станцией метро «Ботанический сад».


40. Река берёт начало в лесах рядом с бывшим посёлком Ново-Архангельское. В районе Коровино принимает свой правый приток - Бусинку, течёт в подземном коллекторе. Выходит на поверхность в районе Лихоборской набережной (здесь), пересекает Октябрьскую железную дорогу, Савёловское направление Московской железной дороги, а также протекает вдоль действующего электродепо ТЧ-19 «Лихоборы» Московского метрополитена, где над ней устроен служебный метромост. Далее по коллектору река следует под действующим электродепо ТЧ-14 «Владыкино». Течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу напротив станции метро «Ботанический сад».

Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, сбрасываемой из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский канал и реку Норишку (вот эта самая Лихоборская обводнительная система).


41. Место слияния Норишки и Лихобрки.


42. Мост через теперь уже Лихоборку.

Предположительно, название реки Лихоборки происходит от окружавших её боров - в XVI веке местность рядом с рекой была покрыта холмами, дубравами и берёзовыми рощами. Название реки также могло произойти от «Лихого Бора»: дорога на Дмитров в районе реки была опасной, в густых лесах вдоль неё прятались разбойники, в древнерусском языке - «лихие люди». Река также может носить название с XVI века в честь деревень Нижние и Верхние Лихоборы. На берегах Лихоборки находились другие сёла: Бусиново (сейчас в его честь называется верхнее течение Лихоборки), Ховрино с усадьбой Грачёвка, Новое и Старое Владыкино.

По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва-Волга. На карте 1760 года исток Лихоборки обозначен рядом с селом Киреево, севернее Бусиново и Фуниково, стоящих вниз по течению Лихоборки. С запада в Лихоборку впадала река Норишка. Севернее пруда, находившегося недалеко от истоков реки, было село Аксиньино.

Неподалёку от Верхних Лихобор находилась фарфоровая фабрика, построенная английским купцом Францем Гарднером в 1765 году и сохранившаяся до наших дней. На карте XIX века начало Лихоборки обозначено уже к востоку от села Коровино, а на реке - две мучные мельницы. К началу XX века около Верхних Лихобор было построено три кирпичных завода - Калинина, Стриженова и Юдиной.


43. На карте Москвы 1952 года на месте снесённой ныне недостроенной Ховринской больницы находился ручей (река Лихоборка), заболоченная местность и очистные сооружения санатория, находившегося неподалёку. Эти все факторы повлияли на стройку: она была остановлена на долгое время, подвальные этажи больницы оказались затопленными.

В годы Второй мировой войны на территории Ботанического сада были окопы, на берегу Лихоборки располагались позиции артиллерии, до настоящего времени дошли остатки блиндажей и орудийные дворики. В апреле 2017 года на берегу Лихоборки в районе парка «Отрада» были найдены остатки сооружений, которые могут относиться к московскому укрепрайону.

В 1990 году за линией Московской окружной железной дороги рядом с рекой построили электродепо «Владыкино» (ТЧ-14) московского метрополитена, а реку под ним убрали в коллектор.


44. Имеет множество притоков.


45. Небольшая излучина реки. За ней Лихачёвский мост 1983 года, по которому проходит 4-й Лихачёвский проезд.


46. Симпатичное промышленное здание 4-го Лихачёвского и Автомоторной улицы. В каком году оно построено и что в нём располагается - история умалчивает, но прямо в его дворе находится типография газеты «Комсомольская правда» 1956 года. Вероятно, что и это здание построено тогда же.


47. Лихоборка. Взгляд назад с моста.


48. 4-й Лихачёвский проезд. Назван 8 сентября 1950 года по бывшему Лихачёвскому шоссе - дороге к подмосковному селу Лихачёво. Слева - некое ООО «Термокул», справа - химическое производство «Аурат», про которое я уже рассказывал когда-то, поэтому не буду углубляться вновь. Кому интересно - можно почитать на их официальном сайте.


49. Лихоборка в сторону соединительных ветвей и СВХ.


50. Люблю виды промзон.


51. Далее Лихоборка течёт между собственно промзоной и единственной проезжей здесь дорогой - Лихоборской набережной, которая, как вы, наверное, догадались названа в честь этой самой Лихоборки в 1966 году.


52. Лихоборская набережная.


53. Дальше река несколько отдаляется от дороги, а берега становятся совсем уж труднопроходимыми.


54. Поляна у набережной.


55. Дореволюционный мост соединительной ветви № 2 Лихоборы - Ховрино. Точнее, не вполне. Правильнее будет сказать, что дореволюционные, конечно, только опоры моста, а пролёт современный.


56. И автомобильный мост в промзону к бывшей территории бывшей же автобазы № 2 ПАО «МГТС».


57. Вид обратно.


58. Мост соединительной ветви № 2. Граница Московской и Октябрьской железных дорог. На заднем плане - логистический центр у станции Ховрино и нагромождение отвратных человейников на месте бывших окрестных промзон.


59. Вид в сторону станции Лихоборы МОЖД (МЦК).


60.


61. И вид на долину реки с моста.


62. Дальше идёт большая стройка, в частности ВСЖМ-1 (Москва - Санкт-Петербург). В кадре несущая конструкция будущего моста высокоскоростной магистрали через Лихоборку. Лазить по стройкам после рабочего дня и такой длительной прогулки по жаре было уже не в кайф, да и набережная Лихоборки дальше такая себе. Плюс не везде там можно ходить вообще, насколько я помню. Поэтому я решил это оставить на какой-нибудь другой раз.


63. Входной светофор Ховрино. Граница двух дорог.


64. И хорда. Далее я перекурил под сенью опор СВХ в тени и пошёл на МЦК.


Поэтому на сегодня (и по этой теме вообще) пока что всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Лихоборы, жд, архитектура, история, фото, прогулки, краеведение, малые реки, Михалково, МОЖД, Россия, Головинский, Лихоборка, Москва, Ховрино

Previous post Next post
Up
[]