Донбасская трамвайная эстакада и окрестности

Jan 23, 2024 23:16

Приветствую вас, дорогие друзья!

Давненько здесь не было ничего о трамваях. А у меня как раз в запасниках пылится небольшой материал, отснятый пятничным вечером в начале июля прошлого года. Тогда мы с коллегой randomshchik решили, несмотря на штормовое предупреждение выбраться в Нагорный район и прогуляться по как бы закрытой (но, если очень хочется, то открытой) для пешеходов Донбасской трамвайной эстакаде, что начинается у Симферопольского бульвара, пересекает Варшавское шоссе и Павелецкое направление МЖД у горловины станции Коломенское, а затем идёт на север вдоль Варшавки в сторону Серпуховской заставы. Про саму линию я хотел в будущем снять более детальный обзор, сегодня речь пойдёт конкретно об эстакаде, сняв которую, мы прошлись чуть-чуть по окрестностям и уехали гулять дальше на Москву-Товарную-Павелецкую (о чём впоследствии будет отдельный рассказ). Ну, а теперь усаживайтесь поудобнее, берите напитки с закусками и начнём.

1. И начнём мы от пересечения Симферопольского бульвара с Нахимовским проспектом близ развязки оного с Варшавским шоссе. Здесь и начинается эстакада, которая была построена как часть этой развязки в 2003 году. Более подробно про линию в Чертаново я расскажу, когда сниму про неё обзор, но небольшой исторический экскурс, считаю, всё же необходим. По данным разных источников, в конце 1934 года или в 1935 г. существовавшая к тому моменту трамвайная линия из Даниловской слободы до Нижних Котлов была продлена до деревни Верхние Котлы, которая располагалась приблизительно там, где сейчас расходятся в разные стороны Варшавское и Каширское шоссе.

Уже вскоре, а именно в 1937 году линия была продлена до посёлка, где проживали рабочие ЗИС (Завод им. Сталина, позже ЗИЛ). На тот момент (и вплоть до начала 2000-х) линия не являлась полностью обособленной и пересекала Варшавское шоссе в одном уровне, вслед за чем проходила над путями Павелецкого хода по отдельному трамвайному путепроводу, закрытому для движения других видов транспорта. Он носил название Малый Донбасский путепровод. Торжественное открытие движения по путепроводу и всей линии состоялось 7 ноября 1937 года. На открытии даже присутствовал кукурузник № 1 всея Союза ССР первый секретарь МГК ВКП(б) Н. С. Хрущёв. По новой линии пустили от Курского вокзала (с 1943-го - от Таганской площади) маршрут № 49, с историей которого более подробно можно ознакомиться здесь. Заканчивалась линия нынешним кольцом «Москворецкий рынок» (тогда «Посёлок ЗИС»), которое тогда было развёрнуто не на юг, как сейчас, а на север.



2. Симферопольский бульвар. Вид в сторону кольца «Москворецкий рынок» и Чертанова.


3. В настоящее время на этом участке ходят трамваи маршрутов № 3 (Станция метро «Чертановская» - Станция метро «Чистые пруды») и № 16 (Чертаново Южное - Новоданиловский проезд).


4. Трамвай № 3 прибывает к остановке «Симферопольский бульвар».


5. Остановка и начало эстакады.

Старый железобетонный Малый Донбасский путепровод, рассчитанный на пропуск наиболее современных в те далёкие годы вагонов модели М-38, за длительные годы эксплуатации сильно обветшал, в связи с чем в январе 2001 г. движение с пассажирами по нему было закрыто. Вплоть до сооружения эстакады, которая была окончательно сдана в эксплуатацию 8 марта 2003 г., старый путепровод в целях безопасности использовался только для прохода пустых трамваев в/из депо. Причём, несмотря на то, что участок двухпутный, здесь возник своеобразный реверс. По путепроводу было разрешено проходить единовременно строго по одному вагону. Даже висела табличка «Пропусти встречный вагон». Сразу после открытия эстакады старый путепровод был разобран, а одноуровневое пересечение Варшавки и трамвайных путей ушло в историю.


6. Эстакада сооружена корпорацией «Трансстрой» к марту 2003 года полугодом позже Нахимовско-Варшавской развязки (открыта в сентябре 2002 г.), с которой она образует по сути единый комплекс. Длина эстакады составляет 528 м, а длина максимального пролёта через Варшавское шоссе - 98 м. Пролётное строение новой трамвайной эстакады - неразрезное балочное, коробчатого сечения, с наклонными стенками, сталежелезобетонное на длине 243,6 м и цельнометаллическое с ортотропной плитой на длине 275,6 м. Общий вес металлоконструкций пролётного строения составил 1830 т.

Справа виднеется парадная сталинка 1954 года (архитектор З. Розенфельд) по адресу Каширский проезд, 1/1, которая интересна тем, что в башенке на крыше этого дома, которая не попала в кадр, находятся неиспользуемые ныне водяные баки - конструкции для создания напора воды в котельной. Как они выглядят можно увидеть, например, здесь.


7. Взгляд назад. Трамвай 16 маршрута поворачивает к остановке и эстакаде с Симферопольского бульвара.


8. Поехал дальше.


9. А навстречу ему приехала Морковка, которых там ходит пока ещё достаточно много. Во всяком случае, летом было так.


10. Ну, а мы пошли на эстакаду, хотя как бы и нельзя. Впрочем, мы были такие не одни. Да и служебные тротуары там достаточно широки, чтобы чувствовать себя в безопасности. В это время набежала туча, стало греметь, пошёл мелкий дождик.


11. Поэтому некоторые фотографии вышли темноватыми.


12. Виды с эстакады. Территория Всероссийского научно-исследовательского и проектного института тугоплавких металлов и твердых сплавов (ВНИИТС).


13. ВНИИТС основан в 1946 году и является головным научным центром России, отвечающим за исследования и разработку технологии производства твёрдосплавной продукции на всех технологических переделах, керамики, тугоплавких металлов и сплавов на основе вольфрама и молибдена. Впрочем, в сети пишут, что его уже, как это водится у собянинской команды дефективных манагеров, развалили. И по состоянию территории это хорошо видно.


14. Девчонки тоже нарушают гуляют по эстакаде.


15. Варшавское шоссе и развязка с Нахимовским проспектом и Коломенским проездом. Вид на юг. Справа виднеется кусочек рампового участка тоннеля, в котором стыкуются Нахимовский проспект и Коломенский проезд.


16. Поднимаемся выше.


17. Варшавка на север в сторону её развязки с Каширкой. На заднем плане можно увидеть очередное нагромождение человейников ЖК «Скай Форт», выстроенный на территории бывшего Нагатинского завода строительных материалов.


18. В наивысшей точке эстакада делает резкий поворот и пересекает Павелецкий ход.


19.


20. Нахимовский тоннель.


21. Красивая кривая.


22. Задумчивый вагоновожатый.


23. Вид обратно.


24. Павелецкое направление. Входные светофоры и северная горловина станции Коломенское.


25. В этой точке уютно пить пиво, провожая поезда и трамваи.


26. Автомотриса контактников притаилась.


27. Очередная Морковка из-за поворота.


28.


29. Развязка. Здесь на заднем плане хорошо видно башенку с водяными баками на сталинском доме, которую я упоминал выше.


30. Эстакада поворачивает на север.


31. Далее следует спуск. Старый Малый Донбасский путепровод располагался левее сквера слева в кадре, далее пути тоже поворачивали на север, но по несколько иной оси.


32. А вот та (уже нынешняя) кривая впереди образовалась после переноса путей на новую эстакаду.


33.


34.


35. Здесь (слева) пути выходили со старого путепровода, затем делали крутой поворот налево там, где сейчас проходит дорога справа и уходили на север к существующей линии.


36. Старая голубятня на углу Проектируемого проезда № 2147А. И даже вполне себе обитаемая.


37. Линия выходит к Варшавскому шоссе.


38. Взгляд назад.


39. Далее линия следует на север уже по своей исторической трассе.


40. Но туда мы решили прогуляться как-нибудь в следующий раз.


41. Взгляд назад.


42. А в этот день мы решили прогуляться по местным задворкам в сторону Нагатинской улицы и затем на трамвае уже оттуда доехать до Москвы-Товарной-Павелецкой. Хлебозаводской проезд. Образован 12 мая 1956 года и получил название по находящемуся вблизи хлебозаводу (ныне Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское»).


43. А вот и сам булочно-кондитерский комбинат. Кстати, в отличие от большинства своих собратьев до сих вполне себе успешно работает. Вокруг в воздухе царит приятный запах свежей выпечки и сладостей. Относится к промзоне № 29 «Нагатино». Точнее к тому, что от неё осталось.

История комбината началась в 1956 году, когда в районе развилки Варшавского и Каширского шоссе был построен хлебозавод №15. Уже тогда он заметно выделялся среди аналогичных предприятий города Москвы высоким уровнем технического оснащения. На нём были установлены автоматизированные линии по выпечке белого хлеба, и его производственная мощность составляла около 80 тонн в сутки.

В девяностые годы изменение ситуации на рынке потребовало кардинального пересмотра экономической политики предприятия. В короткие сроки была проведена полная реконструкция хлебобулочного производства, установлены современные производственные линии в кондитерском цехе, значительно расширен ассортимент продукции. В связи с этим изменился и статус предприятия: завод был переименован в Булочно-кондитерский комбинат «Коломенское».

В течение последних 10 лет на предприятии осуществлена замена технологического оборудования. Производство хлебобулочных изделий возросло с 65 до 120 т в сутки, вафельной продукции с 10 до 60 т в сутки. В два раза увеличился ассортимент хлебобулочных изделий, кондитерских - в 5 раз.
С вводом полностью автоматизированной линии фирмы “Hebenstreit", комбинат стал самым крупным производителем вафельных тортов в России и СНГ. Всего на комбинате производится 26 товарных позиций вафельных тортов.

На сегодняшний день здесь выпускается свыше 30 наименований хлебобулочной продукции (различные сорта черного и белого хлеба, сдоба), 15 видов вафельных тортов, а также серия глазированных вафель и вафель глубокого рифления. Объём производства хлебобулочной продукции в настоящее время составляет 120 тонн, а вафельной - 30 тонн в сутки.


44. Эстетика ЛЭП.


45. Далее мы сделали то, что всем детям обычно велели не делать, а именно зашли за гаражи.


46. И вышли к просеке у заброшенных садовых участков ЦНИИХМа.


47. Я вам уже показывал как она выглядит зимой. Теперь давайте посмотрим на неё летом.


48. Вместо былых садов/огородов здесь теперь целые плантации борщевика.


49.


50. Слева на территории бывшего автокомбината № 16 ОАО «Мострансагентство», основанного в 1945 году, растут очередные ПИКовские страшилища.


51. Взгляд назад.


52. На границе двух миров. Собянинские каменные джунгли против нетронутой московской природы.


53.


54. Безысходненько.


55.


56. Вслед за этим мы вышли к Нагатинской улице и прыгнули в трамвай до Новоданиловского проезда, сойдя с которого, затем и посетили Москву-Товарную-Павелецкую. Но это уже совсем другая история... (с)


57. В качестве бонуса - закат, снятый на ходу из трамвая.


И на этом на сегодня всё. А про Москву-Товарную-Павелецкую мы поговорим в следующий раз. Надеюсь, что вам был интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, архитектура, история, Нагорный, Павелецкое направление, фото, прогулки, промышленность, краеведение, трамвай, промзона, Нагатино-Садовники, Коломенское, Россия, Москва

Previous post Next post
Up