Строительство МЦД-2 и МЦД-4 на участке Карачарово - Курский вокзал

Dec 05, 2023 01:03

Приветствую вас, дорогие друзья!

С конца января не был на участке Карачарово - Курский вокзал, где ведётся реконструкция и новое строительство инфраструктуры для Курского и Горьковского направлений, в т.ч. МЦД-2 и МЦД-4. В связи с тем, что прошёл почти год, решил посмотреть в прошедшую пятницу, как там обстоят дела, а теперь хочу поделиться с вами. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. Но, прежде чем начать повествование непосредственно о железной дороге, я хочу сделать маленькое краеведческое лирическое вступление с прогулкой от ТПУ «Нижегородская» через уютный 79-й квартал Хохловки. По пути, у развязки ЮВХ с Нижегородской улицей можно увидеть открытый участок реки Нищенки.

Нищенка (также Гравороновка, Граворна) является левым притоком Москва-реки и третьим по длине её притоком внутри МКАД. Длина реки - 12,4 км. Площадь водосборного бассейна - 70 км². Среди малых рек Москвы принимает наибольшее количество притоков: Пономарка, Хохловка, Коломенка (в других источниках Коломенка указывается как наименование Нищенки в верхнем течении), Угрешский, Карачаровский, Дангауэровский и Перовский ручьи (последний упоминается также как левый исток Нищенки).

Упоминаются две версии происхождения названия. Первая - в связи с маловодностью (река «нищая», то есть «скудная»). Вторая - в связи с тем, что в её верховьях, где прощались с родными ссыльные, которых гнали на каторгу по Владимирскому тракту, собиралось много нищих. На берегах реки существовали деревни и посёлки: Хохловка, Грайвороново, Садки (позже Чесменка и Текстильщики), Печатниково (Кутузово). Нищенку стали заключать в коллекторы после Великой Отечественной войны, начиная с верховьев. Строительство коллекторов было завершено в 1969 году. Последний участок коллекторов был проложен в середине 80-х годов от ул. Грайвороновская, дом 9 стр. 9 до станции Новопролетарская на ветви Перово - Бойня.

Река берёт начало вблизи болота в юго-западной части Измайловского парка, недалеко от Главной аллеи, и протекает в открытом русле на запад до промзоны у станции Лефортово, где уходит в коллектор, поворачивающий в южном направлении, пересекающий шоссе Энтузиастов (в этом месте труба двухметровая) и далее следующий вдоль путей Малого кольца МЖД по территории завода «Нефтепродукт».

Выходит на поверхность вблизи парка Перово-IV станции Перово и далее ещё неоднократно протекает в коротких коллекторах: под путями Перово-IV, под путями главного хода Казанско-Рязанского направления МЖД, под улицей Пруд Ключики, под 5-й Кабельной улицей, под Горьковским ходом МЖД, под насыпью бывшей соединительной ветки МК МЖД, под Нижегородской улицей и заводскими постройками вблизи неё. В районе Нижней Хохловки река окончательно уходит в большой коллектор, продолжающийся до устья. Устье реки - ниже Перервинской плотины. В устье реки - два пруда-отстойника. Является одной из самых загрязнённых рек в Москве.



2. Заходим в 79-й квартал Хохловки. Здесь сразу, словно бы начинается другой мир. После монструозных развязок - тишина, покой, старая застройка.


3. Симпатичное здание гостиницы 1961 года постройки.


4. Жилая застройка в основном представлена пятиэтажками разных серий. Как кирпичными, так и панельными. Вдоль квартала с севера проходит Горьковское направление.


5. Один из немногих домов с чертами сталинской архитектуры, хотя и построен 1957 году.


6.


7.


8.


9. Необычный жилой дом 1960 года, таких в Москве не столь уж много встретишь. Будет снесён по реновации.


10. Улица Верхняя Хохловка, проходящая через центр квартала. Названа 27 июня 1928 года в честь деревни Хохловка, которая ранее существовала на данном месте. Деревня Хохловка известна с 1686 года и получила название по прозвищу своего владельца князя Юрия Хохла Мещерского. В 1960 году деревня Хохловка была включена в состав Москвы и через некоторое время упразднена, однако название бывшей деревни до сих пор сохранено.


11. Дома первой половины 60-х. Их таких три пары, в каждой два дома, стоящих в шахматном порядке.


12.


13. И, наконец, выходим к железной дороге. Новый надземный переход через Горьковский ход. Открыт 17 июня 2022 года.


14. Но нас переход не интересует, нас интересуют пути.


15. Станция Карачарово, вдали платформа Нижегородская и электричка на отстое.


16. Из-за реконструкции III главный путь Горьковки сейчас разобран от Курского вокзала до Карачарова, поэтому используется как станционный тупик для отстоя электричек, у которых конечной значится Нижегородская.


17.


17а. Кстати, по традиции, для лучшего понимания будущего устройства путей продублирую схему реконструкции участка. По клику на неё откроется полный размер ( источник).



18. Взгляд назад. Входные светофоры станции Карачарово.


19. Исторический телеграфный пост 2-й версты (4-й километр), относившийся сразу к двум железным дорогам: Московско-Нижегородской (Горьковской) и МОЖД.
Построен в начале ХХ века.


20. Будем надеяться, что при расширении участка до 4-х путей его не сломают.


21. ЭД4МКу из Апрелевки смотрится на Горьковке очень необычно.


22. Взгляд назад в телевик.


23. А ещё было бы неплохо, если б здание поста отреставрировали как на Кутузово.


24. Ну, а теперь собственно стройки.


25. Первая площадка на участке. Здесь сооружается двухпутный путепровод над улицей Рогожский посёлок.


26. Здесь должна быть устойная опора, но пока лишь торчат из грунта оголовки свай и установлена временная, с помощью которой надвигали пролётное строение на промежуточные опоры над проезжей частью.


27. А вот собственно и само пролётное строение.


28. С противоположной стороны. 10 месяцев назад их только возводили, но вообще, надо сказать, темпы работ на всём участке не самые ударные.


29. С этой стороны по устою идут лишь буровые работы.


30. В будущем слева будут пути для ПДС, дальнего пригорода и экспрессов, а справа для МЦД-4.


31. Оси путей претерпят изменения. Два пути (дальние) уйдут вправо к станции Москва-Товарная-Курская, пути МЦД сместятся левее. На существующем путепроводе над Курским ходом останется один, второй будет на новом путепроводе (см. схему выше).


32. Пролётное строение нового однопутного путепровода над Курским ходом также надвинуто.


33. Но устои пока также не сформированы. С этой стороны только свайное поле.


34.


35. Сам пролёт пока на времянках.


36. Другой устой потихонечку сооружается.


37. Но прогресс за почти год тоже не столь уж значительный. Вероятно, что камнем преткновения в плане строительства всех искусственных сооружений являлось здание у будущего ТПУ Серп и Молот (или Рогожская, или как-то ещё его назовут), которое долго не могли снести и которое не позволяло достраивать платформы и затем перекладывать пути на новые оси. Такое впечатление сложилось, что как там всё встало - так и на других участках встало или сильно замедлилось.


38.


39. Дальше пока никаких работ.


40. Равно как и там, где были тупики Москвы-Товарной-Курской и где в будущем пойдут экспрессные пути Горьковки. По новым III и IV путям Курского направления, которые в итоге будут между двумя парами Горьковских путей, тоже никаких работ.


41. Вид обратно.


42. Тишина и белое безмолвие. Справа ворота будущего гейта в электродепо «Нижегородское» (ТЧ-21) московского метро.


43. Но заработает гейт не раньше, чем здесь всё закончат.


44. Старые рельсы и погашенные светофоры.


45. И тишина. Идти там было невозможно, снега по колено.


46. Поэтому сместимся к главным путям Курского хода и МЦД-2.


47. Приближаемся к платформе Москва-Товарная.


48.


49. Эта платформа будет закрыта, когда на месте Серпа и Молота построят новые для обоих диаметров.


50. Напомню, всего здесь будет восемь путей.


51. Согласно схеме, существующие двухпутный и четырёхпутный путепроводы над шоссе Энтузиастов трогать были не должны, но я так понял, что-таки будут.


52. Один пролёт уже разобран. После перезапуска движения Горьковки на новый двухпутный путепровод слева, вероятно, демонтируют оставшиеся пути Горьковки и соберут новый, затем переключат туда пути Курского и возьмутся за последний справа. Но это я предполагаю.


53. Новый двухпутный путепровод надвинут, но пока не установлен в проектное положение.


54. Симпатичная ферма.


55. Пролёт над трамвайными путями тоже надвинут.


56. Правда, вместо путей там на время работ сделали временную автодорогу. Пути, судя по всему, сюда вернутся не раньше окончания всех работ.


57. Видимо, решили, что старые опоры свой срок уже отслужили и требуют замены.


58. Платформа Серп и Молот.


59. Здесь после сноса мешавшего строительству здания ТЦ наконец-то появились в значительном количестве рабочие.


60. И закипела жизнь. Строительство будущего схода с конкорса в сторону метро и транзитного подземного перехода под путями.


61.


62.


63.


64. Активно строится основание продления платформ в сторону конкорса. Сюда на первых пора переедет Горьковское направление.


65.


66. А нынешнюю платформу закроют и будут строить две новых.


67. Сюда будет интересно зайти и подробно посмотреть на прогресс весной. Работа закипела, но здание снесли совсем недавно, так что прогресс пока небольшой.


68. Ну, а то, что справа построили уже давно.


69. С путепроводами над Волочаевской улицей тоже работы ещё много предстоит.


70. Сначала на этот новый готовый путепровод переедут пути Горьковского направления, а также впоследствии один путь Курского.


71. Взгляд назад.


72. Историческая застройка на улице Прямикова. Прямо рядом с ней пройдут пути.


73. Существующий путепровод будет перестроен заново, а за ним появится ещё один двупутный путепровод. В какой последовательности всё это будет я сказать не решусь. На схеме одно, на местности всё кажется иначе.


74. Вид обратно.


75. Слева к югу от Волочаевской улицы никаких работ замечено не было.


76. Ну, а с севера, как мне показалось, прогресс с начала года очень небольшой. Работы были практически остановлены.


77. Вот разве что здесь связали участок арматуры для будущего бетонирования.


78. Здесь без перемен.


79. Ну, а тут участок забетонировали. Взгляд назад.


80. Дальше до самой Яузы без перемен.


81. Взгляд назад. Перед Яузой пути двух направлений теперь расходятся в разные стороны.


82. Здесь никаких подвижек.


83. Всё как 10 месяцев назад.


84. Да и людей нет.


85. Правда, готовность устоя почти полная. В январе была процентов 50.


86. Но это всё равно очень мало за такой срок. Может быть, проблема ещё в том была, что отсюда сняли людей и кинули их на постройку к выборам всего необходимого для D3 и D4? Ну не мог же лишь один ТЦ на Рогожской заставе так затормозить здесь работы?


87. Пути Горьковки полностью убрали с исторического Андроникова виадука на новые мосты (времён Лужкова и открытый в этом году). Пути Курского должны переместить на новый мост, который как раз строится, после чего подвергнуть виадук реконструкции.


88. Новый мост и построенный при Лужкове справа.


89. Взгляд назад.


90. Возвращаемся на другую сторону. Устойная опора будущего двупутного моста, на который по временной схеме перекинут пути Курского хода (МЦД-2). Когда всё закончат, то он будет служить уже экспрессным путям Горьковки.


91. Промежуточная береговая опора готова давно, а вот русловую в январе только начинали.


92. Сейчас она уже достаточно подросла.


93. Здесь вообще самый активный участок работ.


94.


95. Также начато строительство промежуточной опоры на северном берегу.


96. Но здесь пока только свайное поле готово.


97. Зачищают оголовки свай, скоро будут формировать ростверк.


98.


99. Взгляд назад с северного (правого) берега.


100. Северный береговой устой. Возобновились какие-то бетонные работы.


101. Но пока не очень активно.


102.


103. В итоге здесь будет восемь путей. Слева направо: Горьковское (МЦД-4), Курское (МЦД-2), Курское (дальнее + экспрессы), Горьковское (дальнее + экспрессы). Но это всё потом.


104. Горловина Москвы-Пассажирской-Курской по Курскому направлению сейчас выглядит вот так непривычно сиротливо.


105. Здесь, кстати, как мне показалось, работы в целом завершены и восемь путей влезет.


106. Горьковский ход. В сторону области.


107. И к вокзалу. Стрелки уложены для отправления ПДС из двух оставшихся тупиков.


108. А вот Сыромятнический тоннель, похоже, не хотят открывать, потому что здесь располагается подъездная дорога для техники на насыпь.


109. Горловина по Горьковскому направлению.


110. И взгляд назад.


111. Бонусом немного поснимал трамваи в 3-м Сыромятническом переулке. Татры выгнали из города, Песы отстранили от работы. Теперь из необычного ПС у нас остались только Морковки.


112.


113. Хотя, ждал я не их.


114. А вот его. ГС-4 (КРТТЗ)-0114 из депо Апакова (сейчас - площадка ТРЗ).


115. Я ещё с насыпи увидел, как он проехал к Курскому вокзалу, поэтому понял, что надо его дождаться.


116. Ну и дождался.


117. И на этом на сегодня всё.


Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Москва-Пассажирская-Курская, история, фото, прогулки, строительство, МЦД, Карачарово, Серп и Молот, архитектура, МЦД2, МЦД4, инфраструктура, трамвай, краеведение, малые реки, Москва-Товарная, Россия, Москва-Товарная-Курская, Москва

Previous post Next post
Up