Летняя прогулка по путям Жуковского ППЖТ. Часть 2-я

Oct 27, 2023 14:33

Приветствую вас, дорогие читатели!

Как и обещал, сегодня продолжаем прогулку по путям Жуковского ППЖТ, начатую в первой части, где мы осмотрели участок от станции Быково Рязанского направления до промышленной станции Ильинская в Жуковском. Сегодня идём дальше смотреть всё, что мы успели отснять до наступления полной темноты, когда снимать стало уже почти физически невозможно. Усаживайтесь поудобнее, запасайтесь чем-нибудь вкусным и поехали!

1. Итак, в прошлый раз мы остановились у переезда на улице Мичурина, где мы со Стасом сделали небольшой привал. Ранее здесь была стрелка с ответвлением налево на территорию таможенного поста. За деревьями расположены бывшие въездные ворота. По ссылке можно посмотреть как она выглядела (правда, издали).



2. Взгляд назад. Переезд на улице Мичурина и горловина станции Ильинская вдали.


3. Впереди сохранившаяся стрелка и ответвление на территорию муниципального предприятие г. Жуковского «Теплоцентраль».


4. Вид обратно.


5.


6. Наката на рельсах подъездного пути «Теплоцентрали» не наблюдается.


7. На главном пути накат напротив отличный.


8. Зато на подъездном пути можно увидеть вагон-думпкар (вагон-самосвал) - грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов. Судя по всему, стоит он здесь уже долго.


9. Далее главный путь ветки пересекает улицу Менделеева, сквер и затем улицу Гагарина.


10.


11. Переезд на улице Гагарина.


12. Сквер носит название «Физтеховский». В центре сквера в 1975 году бы установлен памятник самолёту МиГ-21Ф-13.


13.


14. Далее ветвь на довольно продолжительном отрезке идёт параллельно улице Мясищева среди зелёных зон, автостоянок и заброшенных строений. Слева в кадре здание БЦ «Чайка».


15.


16. Уютно.


17. Далее по левую сторону начинается территория ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского).

Этот центр авиационной науки был основан 1 декабря 1918 года в Москве пионером отечественной авиации Н. Е. Жуковским на базе аэродинамической лаборатории МВТУ и авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ). В 1919 году была присоединена кучинская аэродинамическая лаборатория, созданная Д. П. Рябушинским (КуЦАГИ); оснащённая лучше, чем лаборатория МВТУ, она позволила расширить объём экспериментальных работ.

Институт быстро вышел во флагманы отечественной авиационной науки, объединил вокруг себя цвет отечественных учёных и специалистов. В семинаре теоретического отдела ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина была воспитана плеяда учёных, внёсших выдающийся вклад в математику и механику (М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский).

Первые юбилеи ЦАГИ (15-летие, 25-летие) широко отмечались в стране с участием руководителей государства. В связи с 15-летием восьми работникам ЦАГИ (С. А. Чаплыгину, А. А. Архангельскому, А. Н. Туполеву, И. И. Сидорину) были вручены ордена. Высокими государственными наградами более 100 ведущих сотрудников ЦАГИ были отмечены в связи с 25-летием.

ЦАГИ посетили известные учёные-механики и конструкторы: Л. Прандтль (1929), Т. фон Карман (1927, 1937), У. Нобиле (1931), Т. Леви-Чивита (1935). В 1924-1934 годах на улице Радио в Москве был построен комплекс зданий ЦАГИ (архитекторы: А. В. Кузнецов - руководитель, И. С. Николаев, Г. Я. Мовчан, В. Я. Мовчан, Б. В. Гладков, А. С. Фисенко, инженеры: Г. Г. Карлсен, Л. Мейльман). В 1941 году была построена «штопорная» аэродинамическая труба Т-105 (рядом с Инженерным корпусом ЦАГИ).

С 1935 года ЦАГИ расположен в городе Жуковском Московской области с филиалом в Москве. В 1992 году московский филиал стал самостоятельной организацией и был преобразован в ГУП «ГосНИЦ ЦАГИ». В феврале 2003 года в результате реорганизации ФГУП «ГосНИЦ ЦАГИ» был вновь присоединён к ФГУП ЦАГИ города Жуковского. На базе ФГУП «ГосНИЦ ЦАГИ» образован филиал ФГУП ЦАГИ «Московский комплекс ЦАГИ». В июле 2010 года филиал был преобразован в научно-исследовательский московский комплекс ЦАГИ (сокращённо - НИМК ЦАГИ).

Из отделов и подразделений ЦАГИ были образованы и впоследствии выросли в крупные самостоятельные организации ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, специализированные КБ. С 1977 по 1992 годах (до распада СССР) в селе Отважном в Крыму находилась научно-исследовательская планёрная база ЦАГИ. Сейчас это центр планёрного спорта «Коктебель».

В 1994 году указом президента Российской Федерации ЦАГИ получил статус государственного научного центра.

Более подробно об истории института и многом другом можно прочесть на его официальном сайте.

В кадре можно увидеть шаровые газгольдеры, являющиеся составной частью компрессорно-баллонной станции высокого и низкого давления общей сети института. Баллоны со сжатым воздухом низкого давления (объемом 2000 м.куб. каждый) используются аэродинамическими трубами периодического действия, стендами прочностных испытаний.


18. Электроподстанция и гаражи.


19. Много гаражей. А ещё здесь расположен строительный рынок. И между всем этим великолепием и петляет наша ветка.


20.


21. Справа располагается микрорайон № 5 города Жуковский, далее вдоль ветви тянутся многочисленные СНТ.


22. А по левую продолжаются гаражи и громадная территория ЦАГИ.


23.


24. Очередная кривая.


25.


26.


27. Выходим к разъезду, от которого отделяется подъездной путь ЦАГИ.


28.


29. Судя по всему, он не используется. Или используется нечасто.


30. Здесь мы устроили ещё один привал, любуясь закатом под душевную беседу и пенное.


31.


32. Не сказать, что привал у нас затянулся, но внезапно стало смеркаться.


33. Пришлось вставать и двигать дальше.


34.


35. Взгляд назад.


36. Пути берут правее в сторону небольшой промзоны.


37. Горловина разъезда. За ней пути вновь расходятся.


38. Вид обратно.


39. «Витязь на распутье».


40. Правый путь короткий. Он обслуживает небольшую складскую базу.


41. Взгляд назад.


42. А мы движемся по левой ветви. Заброшенное ответвление вправо ведёт на территорию монтажного управления № 22 «Спецстальконструкция».


43. Живописно.


44. Впереди очередной поворот.


45. И отрезанный подъездной путь. Он обслуживал завод железобетонных изделий «ЖБИ-7». Слева здание гостиницы.


46.


47. Далее ветвь идёт по опушке Цаговского леса.


48. Вид обратно.


49. Красиво.


50. Внезапно послышался характерный гудок. Всё-таки без движухи мы не остались!


51. ТГМ6А-1374 Жуковского ППЖТ. Построен на Людиновском тепловозостроительном заводе в 1980 году.


52.


53. Ветвь проходит под путепроводом дороги № 46К-5480 (подъезд к г. Жуковскому (ЛИИ им. Громова) от автомобильной дороги М-5 «Урал»). Строительство велось с 2010 года. В 2011 году введена I очередь, в 2012 году - II очередь.


54. Здесь когда-то, похоже, было ответвление влево к котельной ЛИИ (Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова). Во всяком случае ворота как бы намекают.


55. Приближаемся к улице Наркомвод. Влево уходит путь к испытательному аэродрому Раменское, входящему в комплекс ЛИИ. С 30 мая 2016 г. в комплекс также входит международный аэропорт Жуковский.


56.


57. Судя по виду, он не особенно используется.


58. Выходим к улице Наркомвод. Далее будем двигаться параллельно ей. А она в свою очередь параллельно Москва-реке.


59.


60. Взгляд назад.


61. Процитирую местное сообщество Вконтакте, ибо статья занимательная:

Наркомвод - название этой улицы и района в промышленной окраине города известно всем жителям. Здесь помимо складских помещений и очистных сооружений находятся воинская часть и аварийно-спасательный центр МЧС. А еще Наркомвод напрямую связан с новым аэропортом - ведь въезд на его территорию как раз идет с этой улицы. Наверное каждый из жуковчан хоть раз в жизни задумывался над этим странным названием. Теперь мало кто знает, что еще относительно недавно - чуть более полувека назад - на этом месте находился достаточно большой населенный пункт, где жили свыше 1000 человек. Здесь стояли дома-бараки, а дети учились в местной школе. Само название «Наркомвод» прямо указывает на Народный комиссариат водного транспорта СССР, выделенный из Наркомата путей сообщения в 1931 году.


62. Вид обратно. Здесь раньше было ответвление влево к бетонному заводу, который некогда использовался по прямому назначению во время строительства взлётно-посадочной полосы Лётно-исследовательского института.


63. Как раз в эти годы на Москве-реке проводились грандиозные работы по строительству каналов и плотин, и новый Наркомат курировал эти стройки. По планам правительства рядом с комплексом Большого ЦАГИ, площадку под строительство которого официально утвердили в 1933 г, на пойменных землях предполагалось создание обширного гидродрома для испытания гидропланов - не надо забывать, что аббревиатура ЦАГИ расшифровывается как Центральный аэрогидродинамический институт. В то время именно испытаниям гидропланов уделялось большое внимание. Сохранилась карта, на которой схематично изображен комплекс ЦАГИ и огромный гидродром, по своим размерам значительно превосходящий проектируемый аэродром. Если бы эти планы осуществились, то на месте промышленного района был бы огромный искусственный водоем.

Жуковский краевед Андрей Даньшин нашел в архивах интересные документы, проливающие свет на историю района Наркомвод. Первые деревянные и каркасно-засыпные дома здесь были построены в 1931-32 гг. для строителей Михайловской плотины, необходимой для создания гидродрома. Среди сооружений, бывших в поселке, в архивных документах упоминается помещение, где располагались Центральные партийные курсы политического управления Наркомвода. В 1938 году эту территорию передали комплексу ЦАГИ и вскоре были оборудованы первые очистные сооружения для поселка. В годы войны многие жители Наркомвода доблестно сражались на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Документы о безвозвратных потерях сохранили адреса домов ныне не существующего поселка. Аэродром ЛИИ, называвшийся в военных документах вначале как «Кратово», а с 1944 г. и «Раменское» использовался для размещения частей бомбардировочной авиации. Жители села Новорождествено и поселка Наркомвод становились свидетелями налетов вражеской авиации, стремившейся уничтожить аэродром. К сожалению, имели место и летные происшествия на самом аэродроме, приводившие к гибели летчиков. Погибших авиаторов хоронили на старинном кладбище в Новорождествено, где также обретали последний покой и жители Наркомвода. После окончания Великой Отечественной войны благодаря усилиям начальника ЛИИ генерала Ивана Федоровича Петрова территория испытательного аэродрома значительно расширилась. На месте села Новорождествено была построена самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса. При этом сельские дома в течение нескольких лет были перенесены ближе к городу Раменское. Так возникло современное Новое село.


64. В самом Наркомводе рядом с жилыми домами для обеспечения работы ЛИИ и аэродрома было возведено топливохранилище ЛИИ. Тогда же, в конце 1940-х - начале 1950-х гг. появилась и строительная войсковая часть под номером 93846. При ней был оборудован бетонный завод. Многие годы жители Наркомвода сталкивались с проблемой транспортной доступности - поселок, бывший своеобразным удаленным «анклавом», не имел дороги и автобусного сообщения с основной частью города. Согласно архивным документам, только в 1951 году к Наркомводу построили асфальтированную дорогу и был запущен автобусный маршрут. В 1952 году в поселке открылась начальная школа, получившая порядковый номер семь. До этого дети из поселка были вынуждены добираться пешком до ближайших школ. Но это учебное заведение просуществовало совсем недолго. Согласно архивным документам в поселке помимо школы также были клуб (вероятно, бывшее помещение Центральных курсов политического управления Наркомвода), медицинский пункт и продуктовые лавки. Бытовые условия жителей не отвечали многим нормам - из благ цивилизации присутствовали водопровод и электричество. В 1953 году на оказавшемся вплотную к аэродрому кладбище бывшего села Новорождествено были прекращены захоронения и в городе осталось только одно действующее кладбище, известное теперь как Быковское мемориальное.


65. Дальнейшее расширение промзоны стало поводом для решения неоднократно уже поднимавшегося вопроса о расселении Наркомвода. В 1955 году исполком жуковского горсовета решил, что поселок, который слишком отдален от основной застройки, необходимо ликвидировать, ветхие, а зачастую и аварийные дома (многим из которых на тот момент было всего по 20-25 лет) снести, а жителей - расселить. Процесс расселения растянулся на несколько лет. Известно, что школа № 7 работала вплоть до 1961 года. В начале 1960-х гг. территория Жуковского увеличилась за счет включения в городскую черту деревни Колонец. В это же время началась застройка Нового проезда, ставшего затем улицей Мясищева. За короткое время с 1962 по 1967 г. на месте пустыря вырос большой квартал типовых пятиэтажных панельных домов-хрущевок. Именно здесь многие бывшие жители поселка Наркомвод получили отдельные квартиры. Для новоселов, ютившихся до этого в малоприспособленных для жилья каркасно-засыпных бараках, отдельные, пусть и маленькие по площади, квартиры были настоящим счастьем. В 1965 году на улице Дугина была открыта школа № 7, ставшая преемницей начальной школы в Наркомводе. В настоящее время только название большого промышленно-складского района «Наркомвод» сохраняет память об интересной странице истории города. Старых построек здесь почти не сохранилось, за исключением нескольких зданий послевоенного периода на территории воинской части МЧС. Любопытно, что в Наркомводе спустя более чем полвека с момента расселения до сих пор есть один жилой дом, где проживают члены семей военных воинской части.

Автор выражает благодарность краеведу Андрею Даньшину, без чьей помощи не появилась бы эта статья.


66. Двигаемся дальше. Слева территория аэропорта Жуковский, справа - улица Наркомвод и за ней Москва-река.


67. Почти совсем стемнело.


68. Дальше на улице полностью отсутствуют фонари, поэтому фокусироваться приходилось на свет фар едущих навстречу машин и автобусов.


69. Да, это вам не автобан в Шереметьево.


70. Горловина разъезда 11 км. Это грузовая железнодорожная станция Жуковского ППЖТ, обслуживащая промышленные предприятия в районе Наркомвод. Сюда множество раз предлагалось пустить Аэроэкспресс с Казанского вокзала и здесь бы он был очень актуален, т.к. транспортная доступность у Жуковского ужасная. Но воз пока и ныне там.


71. Взгляд назад.


72. Практически сразу за забором разъезда находится парковка аэропорта, а за ней и пассажирский терминал. Так что было бы удобно. Конечно, пришлось бы здесь всё перестроить, но станция АЭ бы тут совсем не помешала.


73. Полувагоны на разъезде.


74. И уже знакомый нам ТГМ у горловины.


75. Стало совсем темно.


76. Вид обратно.


77.


78. Ну, а наш локомотив покатил в громадную промзону «Наркомвод», которая включает в себя ООО «Юнис», cклады ЗАО «Инко», ООО «Кримелте», нефтебазу аэродрома Раменское, Жуковское монтажное управление и др.


79. И на этом мы решили, что пора и честь знать и вызвали такси до метро «Котельники».


79а. Добавлю в качестве бонуса для ценителей карт и схем уже устаревшую несколько схему путей Жуковского ППЖТ, некогда размещённую (сейчас найти не могу) на их официальном сайте.


На этом всё. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, история, разъезд 11 км, Ильинская, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, Московская область, промзона, Жуковский, Жуковское ППЖТ

Previous post Next post
Up