Весна на Стрелке

Mar 17, 2023 02:25

Приветствую вас, дорогие друзья!

Как вы, наверное, знаете, я нечасто пишу о центре Москвы, да и не столь уж люблю там гулять, потому как что я там не видел? Но сегодня пост будет именно о самом что ни на есть центре, а именно о стрелке острова Балчуг (также известен как Садовники, Садовнический, Болотный, Безымянный, Кремлёвский и Золотой остров) и вот почему. Дело в том, что, зависая на днях в телеге, я узнал от камрада, что готовится застройка элитным жильём данной территории, где, как вы знаете располагается бывшая кондитерская фабрика «Эйнем», более известная ныне как «Красный Октябрь».

Хочу сразу сказать, что вандализма, подобного учинённому на месте бывшего завода «Союз», про который я недавно писал, здесь не предполагается, но историческая местность претерпит изменения. И работы, кстати, уже начинаются. Поэтому я решил запечатлеть для истории как там всё выглядит сейчас, тем более, что погода в среду была просто загляденье и в воздухе отчётливо чувствовалось приближение долгожданной весны. Ну, а о том как и что будет - я расскажу по ходу. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начинаем прогулку по весеннему центру.

1. Начал я свою прогулку от метро «Парк Культуры», хотелось в обязательном порядке снять вид на Стрелку с Крымского моста.



2. Этот вид, правда, уже долгие годы портит памятник Колумбу Петру I авторства небезывестного Зураба Церетели, но никуда не денешься. Я старался по возможности в кадрах избегать этого непотребства, но не всегда удавалась.


3. Телевик в этом плане здорово выручает, можно издали снимать именно то, что нужно, убрав из кадра почти всё окружение.


4. Спустился я на пешеходную ныне Крымскую набережную и ещё раз снял одноимённый мост, ибо он красив. Вообще считаю его одним из самых красивых в Москве наряду с мостами на западе МОЖД, метромостом Филёвской линии, соседним с ним Бородинским и Живописным. К тому же он уникален в своём роде, других висячих мостов в Москве нет.


5. На набережной особенно чувствовалось ещё робкое, но уже ощутимое дыхание весны. Снег таял на глазах, а солнце грело так, что стало жарко и впервые в этом году я гулял полностью распахнув куртку, несмотря на ощутимый ветер, который круглый год дует с Москва-реки.


6. Красивое здание Московского экономико-энергетического колледжа на Пречистенской набережной напротив. Построено в 1905-1906 гг. году по проекту архитекторов Н. Г. Фалеева и Н. Е. Маркова как здание Технического училища им. Ф. Я. Ермакова. Является первым в Москве зданием, при постройке которого применены железобетонные основания и сваи.

Флор Яковлевич Ермаков - купец-благотворитель, известный владелец текстильных фабрик в Москве и в Вышнем Волочке. К старости он закрыл все свои фабрики, а накопленный огромный капитал передал на благотворительные цели. В 1895 году Ф. Я. Ермаков скончался. Он завещал 3 миллиона рублей в пользу бедных. На его деньги были построены Ермаковское техническое училище и 3 ночлежных дома. Сохранились мастерские училища (1899 год). Здесь в 1930-х годах жил профессор механики академик Л. С. Лейбензон.

Этот техникум более 100 лет готовил специалистов энергетиков высокой квалификации. Вся энергетическая система Москвы и других городов России обслуживалась выпускниками этого уникального учебного заведения. В 2009 году Московский экономико-энергетический колледж был присоединён к Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Также в этом здании расположен храм мучеников Флора и Лавра при бывшем Ермаковском училище.


7. Приближаемся к Стрелке. Справа уже видно начало Водоотводного канала, создание которого в екатерининские времена и превратило эту местность в остров.


8. Московская весна.


9. Помимо комплекса бывшей фабрики, превращённой ныне в пространство с разномастными лофтами/барами/офисами, на Стрелке располагается ещё один памятник архитектуры, а именно Императорский московский речной яхт-клуб.


10. Московский Императорский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта был основан в 1867 г. Первоначально там занимались только гребным спортом. К 1911 г. в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Помимо увлечения греблей и парусом руководство яхт-клуба активно популяризировало плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. Императорский московский речной яхт-клуб имел, помимо основного здания, лесную станцию с особым театральным фойе на Воробьёвых горах, каток на Петровке, лыжную станцию на Б. Царицынской, около дома Бармина, а также хорошо оснащённые мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.

В половодье на Москва-реке яхт-клуб ежегодно устраивал спасательные станции. Командором яхт-клуба и основным меценатом в 1915 г. был известный предприниматель, владелец огромной водочной и коньячной империи, пожалуй, самой крупной в России того времени, - Сергей Николаевич Шустов, директор товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями». Его бренд «Коньяк Шустова» до сих пор, спустя столетие, известен жителям России. Сам Сергей Николаевич был страстным, увлечённым и талантливым гребцом, чемпионом России, выигравшим первый кубок на «Первенстве России», учреждённом в 1892 г. 22 гребными клубами России. Впоследствии он ещё несколько раз становился победителем в гребных гонках одиночек в 1893 и 1896 гг.

После революции здесь расположилась гребная база «Стрелка» с детской спортивной школой, ставшая некоммерческим структурным подразделением ОАО МКФ «Красный Октябрь» в 1989 г. Здесь же в 1966 г. снимался художественный фильм «Королевская регата».

К сожалению, сейчас этой базы не существует - последние её лодки в прогнившем состоянии были сложены на грузовик для дальнейшей утилизации. Домик, ранее принадлежавшей базе теперь отреставрирован под гостевые нужды. В частности, использовался для проживания Йоко-Оно во время её визита в Москву.


11.


12. Справа виднеется сильно перестроенное здание бывших рабочих казарм Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий. Построены они были в 1910 г. в стиле модерн, архитектор В.В. Шервуд. В настоящее время реконструированы почти до неузнаваемости и носят название клубный дом «Голутвинский двор». За ними в кадре новодел - БЦ «Голутвинский двор» на месте ДК «Красные текстильщики», а ещё дальше - бывший корпус Голутвинской текстильной мануфактуры («Красный текстильщик»). Ныне в составе БЦ «Голутвинский двор» («Новый двор»).


13. Весна весной, а там до сих пор новый год празднуют.


14. Вид на Болотную набережную на другом берегу. Скоро его ждут перемены.


15. 4-й Голутвинский переулок. Название этой группы переулков известно с XIX века. Здесь находилась Голутвинская или Голутвина слобода. В завещании Ивана III (1504 г.) сказано: "а сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободу Колычевскую да монастырь Рождество Пречистые на Голутвине". Переулок назван по подворью коломенского Голутвина монастыря (в летописи Голутвинский двор монастыря назван уже под 1472 год), который, видимо, наименован по урочищу Голутвино (Голутва - "просека, вырубка в лесу" - от слова голый, без растительности).

Здесь же в середине XIX века возникла Голутвинская мануфактура - одно из крупнейших текстильных предприятий России, основанное Михаилом Рябушинским и просуществовавшее (в советское время - под названием «Красные текстильщики») до 1990-х годов. Комплекс зданий мануфактуры занимал квартал между улицами Большая Якиманка, 1-м и 3-м Голутвинскими переулками и Якиманской набережной. Большая часть бывших корпусов мануфактуры (красно-кирпичных) сохранилось и по сей день в более-менее аутентичном виде, хотя и не без пристроек. Все они теперь часть упомянутого БЦ.


16.


17. Ну, а теперь пришло время потихоньку начать рассказ о том, что будет дальше со Стрелкой. ГК «Гута», которая является нынешним владельцем зданий бывшей фабрики планирует перестройку комплекса зданий «Красного Октября» уже около 20 лет. В начале 2000-х годов в рамках городской программы «Золотой остров» предполагалось строительство на Болотном острове около миллиона квадратных метров недвижимости, включая жильё, офисы и гостиницы. Для этого в 2006-м «Гута» начала вывод мощностей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», собственником которой является, в район метро «Красносельская». Все эти годы территория сдавалась различным арендаторам под офисы, клубы, бары, экспозиции и прочую хипстерскую хрень. Теперь этому, вероятнее всего, придёт конец. «Гута» представила дизайн-проект нового ЖК. Визуализации проекта давно гуляли по Сети. В прошлом году компания анонсировала старт продаж. Реализацией проекта развития территории площадью шесть гектаров занимается «Гута-Девелопмент».

Первый объект жилого комплекса «Красный Октябрь» заявлен к сдаче в эксплуатацию в третьем квартале 2026 года. Дом будет выстроен из красного кирпича и будет состоять из трех корпусов в 4-5 этажей. Там планируют обустроить 21 квартиру и 69 машино-мест на двухуровневом подземном паркинге. Здания возведут на первой линии Болотной набережной рядом с ГЭС-2. Кроме того, на территории появятся также современные офисы, ретейл, гостиницы, разные объекты инфраструктуры, парк с пешеходным мостом в «Музеон» и прогулочная зона по Водоотводному каналу. Два светлых строения слева совершенно точно ждёт незавидная судьба, но, судя по всему, когда дело дойдёт до второй очереди. А первую уже начинают возводить справа за забором.

Большая часть исторических построек (но не все) по концепции должна сохраниться, но те, что не обладают статусом памятника могут сильно видоизмениться.


18. Дом директора фабрики Товарищества Голутвинской мануфактуры, 1826 г. (перестраивался в 1840-е гг. и 1900 г.), архитектор А.М. Калмыков.


19. На стройплощадку 1-й очереди элитного ЖК уже прибыла буровая установка.


20. А вот как красиво (нет) это будет выглядеть, когда построят (источник). Впрочем, по старым проектам лужковских времён здесь всё было ещё хуже.


21. Памятник воинам-работникам фабрики «Красные текстильщики», павшим в Великой Отечественной войне.


22. Переберёмся на остров. Вид на Малый Каменный мост и красивый семиэтажный жилой дом (архитектор А. Г. Мордвинов) на углу Большой Полянки и Кадашёвской набережной. Построен в 1940 г. с элементами «сталинского мавританского» стиля.


23. Башенка реконструированной под дом культуры бывшей ГЭС-2.


24. Вид на противоположный берег со смотровой площадки около скульптуры «Куча говна» «Большая глина № 4». Слева направо: Бывший дом купцов Рыловых, Котовых, Левиных (затем - Реальное училище им. Н. М. Урвачева), построен в 1773 г., но в его объём включено более древнее здание, затем в 1888 г. пристроен объём с лестницей; консульство Италии в здании 1860-х гг; БЦ «Александр Хаус» (1998 г.).


25. Бывшая ГЭС-2. Пресловутую скульптуру я снимать по этическим соображениям не стал.


26. Двигаемся в сторону стрелки. Справа стройплощадка первой очереди.


27. И комплекс бывшей мануфактуры. С этого берега его лучше видно.


28. Если я ничего не путаю, это бывший ореховый цех фабрики. По концепции застройки он должен быть сохранён, однако может сильно видоизмениться, ибо статусом памятника не обладает. Процитирую на тему предстоящих изменений Рустама Рахматуллина, москвоведа, культуролога, координатора движения «Архнадзор»:

«На мой взгляд - это продолжение общей линии на уничтожение старой промышленной архитектуры Москвы после вывода самой промышленности, ради новых площадей. Разумеется, здесь, на «Красном Октябре», это выглядит компромиссно, поскольку часть зданий является памятниками. Правда всего два корпуса по Берсеневской набережной, 6 - это общий адрес, строение 2 и строение 3. Вот это всего два объекта охраняются. Застройщик «Гута-девелопмент» по доброй воле сохраняет больше, но сохраняет очень по-разному. Например, дом Берсеневская набережная, 8 - это дом, который обращен таким скругленным углом к Кремлю и лучше всего виден от Патриаршего моста, от храма Христа Спасителя, вообще со стороны Кремля, этот дом, судя по картинке, получает мощное остекление в своей верхней части, и еще и надстройку вровень с соседними зданиями-памятниками. То есть линия застройки повышается в направлении Кремля, при этом исторический кирпичный фасад превращается в такой кирпично-стеклянный, он осовременивается. Повторю, речь идет о корпусе, который не является памятником, насколько можно понять по картинке, он физически сохраняется, но на самом деле сама такая реконструкция может осуществляться методом сноса, в этом всегда есть опасность. Во-вторых, по этому варианту проекта нас ожидает снос Болотной набережной, то есть со стороны водоотводного канала. Там речь идет о небольших особняках, которые не имеют охранного статуса. Опять-таки один из них сохраняется, а вот дом 7, состоящий из двух корпусов, - это такой двухэтажный ряд домов, уничтожается ради новой застройки. То есть здесь уже никакой доброй воли не проявляется. Со стороны стрелки, где памятником является яхт-клуб, стоящий рядом с памятником Петру, здесь тоже мы видим снос со стороны уже Берсеневской набережной, такого советского корпуса с колоннадой, который был долгие годы образом стрелки. Это здание, на мой взгляд, довольно выразительное, но в проекте оно отсутствует. «Красный Октябрь» - бывшая кондитерская фабрика, не уничтожается полностью, но претерпевает значительные изменения» (источник).


29. Поэтому фото на память как оно выглядит сейчас.


30. Вот эти строения точно снесут.


31. «Проулок» в недрах бывшей фабрики. Кстати, рекомендую там погулять всем, кто хочет пока всё ещё на месте и проход почти везде свободный.


32. На месте автостоянки на Стрелке уже огораживают стройплощадку с бытовками.


33. Это всё, как я понимаю, под снос.


34. И вот эта советская полукруглая пристройка с колоннадой, если верить вышеупомянутому Рустаму Рахматуллину, тоже.


35. Корпуса по Берсеневской набережной с охранным статусом. На переднем плане административный корпус. Здесь размещались проходная, раздевалки, медпункт, радиоузел фабрики и прочие непроизводственные помещения. В северной части работал картонажный цех - изготавливались коробки для шоколадных наборов.

На заднем плане (более высокий) административно-производственный корпус. В этом здании размещались варочный цех (приготовление ирисочной массы из молока), ирисочный цех, конфетный цех и карамельный цех. Самым интересным был карамельный цех, там работали искусницы, которые, между делом, лепили из цветной карамели потрясающие фигурки. Был также и законсервированный спец. цех для приготовления брикетов каш, киселей, брикетов кофе и какао.

Оба здания построены в 1905-1907 гг. Архитектор А. М. Калмыков, техник архитектуры А. Ф. Карст.


36. Очень классные эти «проулки», атмосферные, особенно этот, с аутентичными переходами между зданиями.


37.


38. Смотрите как здорово!


39. Арка в соседний «проулок».


40. Прогулку по ним можно совместить с посещением какого-нибудь бара или ресторана, коих тут великое множество на любой вкус. Думаю, что всё это будет впоследствии прикрыто, вряд ли пресловутая «элита», которая тут будет жить захочет такого соседства. Хорошо, если вообще не сделают полностью приватную территорию, что весьма вероятно, ибо на официальном сайте упоминается «персонализированная система услуг и защита приватности жизни».


41. Так что спешите погулять.


42. Мемориальная табличка павшим на полях Великой Отечественной работникам фабрики.


43. А теперь заглянем в следующий «проулок».


44. Здесь тоже атмосферно.


45. Можно заглянуть и в один из подъездов, посмотреть старые интерьеры.


46.


47.


48. Подниматься не стал :)


49.


50.


51. Летняя веранда готовится к сезону. Вполне может быть, что последнему. Даже, если здания сохранят, то их всё равно будут переделывать.


52.


53. Я как-то всё больше вечерами бывал в этих дворах, а днём первый раз пришёл. Конечно, многочисленные трубы вентиляции и кондеи сильно портят вид, но всё равно очень атмосферно.


54. На противоположном берегу Москва-реки тоже очень красивая архитектура: бывший особняк И. Е. Цветкова, он же Бывшая Цветковская галерея - дом И. Е. Цветкова, подарившего свою картинную галерею Москве. Построен в 1899-1901 годах. Авторы: архитектор Л. Н. Кекушев и художник В. М. Васнецов. Правее - Бывшая водозаборная станция Сандуновских бань (1896), ныне консульский отдел посольства Швейцарии. Ещё правее - двухэтажный особняк архитектора И. А. Мазурина, использующий стилистику французского ренессанса. Построен в 1886 году по проекту владельца. Ныне - посольство Мадагаскара. Затем - Особняк А. А. Левенсона. Построен в 1897 году. Архитектор К. Гуров. Переделки подвального этажа в 1898-99 годов производил архитектор Ф. О. Шехтель. В настоящее время - резиденция посла Сирии. И, наконец, на углу Соймоновского проезда - одно из моих самых любимых зданий в Москве - жилой дом Перцевой. Построен в 1906-1910 гг. в стиле модерн по заказу инженера П. Н. Перцева архитекторами Б. Н. Шнаубертом и Н. К. Жуковым по эскизам художника С. В. Малютина (создателя русской матрёшки). В подвале с 1908 по 1910 гг. размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа. До революции квартиры сдавались внаём. Здесь жил пианист К. Н. Игумнов, после революции - А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, П. П. Соколов-Скаля, Н. И. Альтман. После революции здание использовалось как офицерское общежитие. В настоящее время здесь располагается ГлавУпДК при МИД России.


55. И, конечно, нельзя не упомянуть и об истории виновника прогулки. Датой основания фирмы Эйнема считается 1849 год. В этот год 6 декабря кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем «имел счастье поставлять» изделия своего мастерства к столу членов императорской семьи, и за те изделия удостоился высочайшего одобрения Императрицы и Великих княгинь. Уже через два года, в 1851 году, на Арбате начала работу мастерская по изготовлению конфет и шоколада, открытая подданным Вюртемберга Теодором Фердинандом фон Эйнемом. В 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» появляется запись: «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений». В 1869 году к Эйнему присоединился предприниматель Юлиус Гёйс (Julius Heuss; 1832-1907). Вдвоём они открыли кондитерский магазин на Театральной площади, закупили за рубежом новейшую паровую машину и построили первое здание фабрики на Софийской набережной Москва-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. К 1867-му году фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864) и серебряную (1865) медали. Фирма производила: карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Гёйс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал. В 1889 году в связи с расширением производства Гёйс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько производственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики Эйнема на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнем» награждена золотой медалью и удостоилась Государственного Герба. К началу XX века фирма «Эйнем» владела двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. В 1900 году фирма получает два Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнем» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.


56. После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая „Эйнем“», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Производство на фабрике не останавливали, и уже к 1925 году уровень производства 1913-1914 годов был перекрыт. В это время разрабатываются: шоколад «Золотой ярлык», конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Южная ночь», ирис «Кис-кис». В конце 1930-х годов была проведена масштабная реконструкция зданий фабрики на Берсеневской набережной.

Во время Великой Отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике было практически приостановлено: выпускались шоколад «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина. Кроме этого, производились концентраты каш и сигнальные шашки. За доблестный труд во имя Победы коллектив «Красного Октября» семь раз награждали переходящим Почётным знаменем Государственного комитета обороны. В 1946 году знамя было передано фабрике на вечное хранение.

После войны на фабрике внедрены комплексно-механизированные поточные линии по производству карамели и ириса. Производство продолжало расти, и в 1960-х годах потребовалось расширение помещений фабрики на Берсеневской набережной; некоторые корпуса были надстроены (как этот на фото).

В 1966 году фабрика награждена орденом Ленина, а её директор Анна Гриненко стала Героем Социалистического Труда. В 1981 году директором «Красного Октября» был назначен Анатолий Даурский. В 1992 году фабрика преобразована в ОАО. В 1999 году компания приобрела петербургскую Кондитерскую фабрику имени Самойловой (бывшее «Товарищество Ж. Бормана»). В 1994 году в здании фабрики на Берсеневской набережной был создан музей.

В 2000-е годы фабрика вошла в компанию «Объединённые кондитеры» российской финансово-промышленной группы «Гута», консолидировавшей значительные кондитерско-промышленные активы, в частности, в компанию также вошли Бабаевская кондитерская фабрика (бывшее товарищество «Абрикосов и сыновья») и фабрика «Рот Фронт» (бывший «Торговый дом Леновых»). 2004 году открылась первая очередь Патриаршего моста, обеспечившего удобный подход к ближайшей станции метро («Кропоткинская»), с этого времени началось формирование выставочно-торгового комплекса на территории фабрики. 18 сентября 2004 года в помещениях бывших гаражей фабрики «Красный Октябрь» по инициативе художника Владимира Дубосарского был открыт культурный центр «АРТСтрелка», просуществовавший до 2009 года. Позднее на территории фабрики проходили многочисленные художественные выставки, ярмарки современного искусства, открылись художественные галереи.

В 2007 году производство было перенесено в новый корпус площадью 48 тыс. м² на территории Бабаевской фабрики на Малой Красносельской улице, производственные мощности выросли на 45 %. Сохранено юридическое лицо «Красный Октябрь». Новый владелец бывших фабричных корпусов - «Гута-девелопмент» - сдал помещения в аренду. Теперь начинает и застройку.

В частности, этот надстроенный в советское время шоколадный цех будет сильно видоизменён (см. цитату Рустама Рахматуллина выше).


57. Здесь предполагается постройка элитного жилья, насколько я понял.


58. И, что символично, здесь расположен ресторан с жизнеутверждающим (нет) названием «Магадан». Впервые я увидел этот ресторан на территории Бадаевского (Трёхгорного) пивзавода перед началом его застройки элитным жильём. Отсюда вывод: где появился ресторан «Магадан» - жди беды.


59.


60. Цех первичной обработки (слева) - под снос. Он, правда, не особо красивый, но всё равно жаль.


61. Ореховый цех вроде бы сохраняют.


62. Вид со двора.


63. Поднимемся на Патриарший мост. Вид на стройплощадку первой очереди. Я бы символически назвал это фото «Начало конца».


64. Тяговая подстанция общественного транспорта № 4 ГУП «Мосгортранс». Построена в 1957 году. Питала близлежащие троллейбусные линии. Дальнейшая судьба неизвестна. Территория не относится к владениям «Гута-девелопмент».


65. Вид на Замоскворечье (хотя, территориально это район Якиманка).


66. Модное общественное пространство с берёзками на ГЭС-2 так и не открыто. Точнее, говорят, что туда водят группами за деньги. Нафиг оно такое нужно вообще?


67. Всем известный вид.


68.


69. Вид на остров от храма Христа Спасителя. Слева направо: дом причта Никольской церкви (палаты XVII в); сама Никольская церковь или храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках (построен в 1656-57 гг. Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха); палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1657 года, построенные по легенде на подклете палат Малюты Скуратова. Отец, живший в детстве в Доме на Набережной на заднем плане, рассказывал, что как-то в советские годы во время реставрации там обнаружили замурованную в стену девушку. Во всяком случае, такие слухи ходили у них во дворе в те годы и считалось, что замуровал её лично Малюта.


70. Упомянутый мной выше красавец-дом Перцевой. Очень его люблю.


71. Особняк И. Е. Цветкова. Вероятно, что сейчас там резиденция посла Ливана, судя по флагу.


72. Ну и в завершение - несколько видов с разных точек Пречистенской набережной на комплекс бывшей фабрики в её нынешнем виде. На память.


73.


74.


75.


76.


77.


78. И на этом наша прогулка по центру подошла к концу.


Впрочем, у меня ещё будет в ближайшее время рассказ о прогулке в том числе и по центру, снятый прошедшей весной. Но там речь будет совсем о другом. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Якиманка, Россия, Москва

Previous post Next post
Up