Поздняя осень в Дангауэровской слободе

Feb 16, 2023 20:44

Приветствую вас, дорогие друзья!

Как я и обещал в прошлый раз, в этом повествовании речь вновь пойдёт об архитектуре. Сегодня мы с вами перенесёмся в солнечный ноябрьский день прошедшего 2022 года в район метро «Авиамоторная» и посмотрим на ещё один чудом сохранившийся среди московского хаоса конструктивистский уголок - Дангауэровскую слободу или попросту Дангауэровку.

Этот звучный и не совсем обычный для Москвы топоним возник в 1869 году, когда немецкие коммерсанты Генрих Карл (Андрей Карлович) Дангауэр и Христиан Вильгельм (Василий Васильевич) Кайзер выкупили здесь землю для размещения мощностей котельно-литейного «Товарищества Дангауэра и Кайзера». После революции 1917 года завод был переименован в «Котлоаппарат» и переориентирован на выпуск холодильных установок по немецким чертежам, а с 1931-го носит уже знакомое нам название «Компрессор». В этот период слобода включала в себя около 20 рабочих посёлков, а вся местность получила название Дангауэровская слободка, или просто Дангауэровка. В XIX веке Дангауэровка представляла собой неблагоустроенную окраину Москвы с простыми строениями без водопровода, мостовых и освещения. Слева от Дангауэровской слободы проходил Владимирский тракт - кандальная Владимирка, по которому ссыльных вели на каторгу из Москвы в Сибирь. Сейчас на его основе выстроена федеральная трасса М-7, а часть Владимировского тракта в пределах Дангауэровки в 1919 году по инициативе Луначарского переименована в шоссе Энтузиастов.

С течением времени численность рабочих быстро росла и уже к 1916 году в производстве котлов и паровых машин были заняты 615 человек. Также количество жителей слободы увеличивалось и за счёт подселения рабочих стального производства «Гужон» (с 1922 года завод «Серп и молот») и кабельного «Товарищества для эксплуатации электричества „М. М. Подобедов и Ко“» (на его базе в 1933-м появился «Москабель»). Все они вместе с семьями размещались в одноэтажных домиках по соседству с заводом. За прилегающий микрорайон всерьёз взялись лишь в середине 1920-х годов.

В 1927-1928 гг. на месте старой Дангауэровки появился проект постройки нового, показательного рабочего посёлка, так называемого соцгородка. В 1929-1932 гг. часть посёлка была реконструирована, и здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» - «Новые дома» (проект архитекторов Р. Вегнера, М. Мотылева, Н. Молокова, И. А. Звездина, Е. Ю. Шервинского и др.). Отсюда, кстати, и название железнодорожной платформы Казанско-Рязанского направления - Новая. Микрорайон состоит из 24 многосекционных трёх- и шестиэтажных многоподъездных жилых домов, архитектура которых отмечена определённой пластической выразительностью, характерной для конструктивизма.

Изначально предполагалось, что в соцгородке будут жить более 40 тысяч человек, но во время строительства началась индустриализация и проект не был реализован до конца, т.к. часть земель, выделенных под Дангауэровку, превратили в промзону, которая как и большая часть бывшего соцгородка дожила до наших дней. Но, хватит предисловий, давайте же посмотрим, что ныне из себя представляет Дангауэровка. Берите чай/кофе/что покрепче, усаживайтесь поудобнее и начинаем!

1. В настоящее время Дангауэровка состоит из упомянутых 24-х домов, большая часть которых располагаются с чётной стороны Авиамоторной улицы, но мы начнём с нечётной стороны, где расположено четыре дома. Этот пятиэтажный кирпичный дом построен в 1929 году.



2. Но основная часть массива, как я уже сказал выше, расположена с чётной стороны, куда мы пойдём чуть позже. Дом 1930 г.


3. Вид в сторону шоссе Энтузиастов и метро «Авиамоторная». Слева довольно изящный дом 1932 г., который также относится к соцгородку.


4. Один из самых необычных домов Дангауэровки - 11-ти подъездный кирпичный дом 1934-го года. Во двор мы ещё заглянем.


5. А пока пройдёмся по дворам нечётной стороны, где все дома были выстроены в период 1928-1929 гг.


6. 2-я Кабельная улица разделяет два квартала по нечётной стороне.


7. Состояние некоторых домов, к слову, оставляет желать лучшего, несмотря на то, что они относятся к выявленному культурному наследию. Но, надо сказать, что процесс реставрации Дангауэровки идёт.


8. Этот П-образный дом был сдан одним из первых. В 1928 году.


9. Во дворе немного парковочных мест, имеются детская и спортивная площадки, словом, типичный старый московский двор.


10. Лифтов в домах изначально предусмотрено не было, они пристраивались позже. А ещё часть домов Дангауэровки были запроектированы и построены без горячего водоснабжения, ванные комнаты в них также не были предусмотрены. Тогда предполагалось, что жители Дангауэровки будут использовать для водных процедур в баню на шоссе Энтузиастов. Позже, когда стали появляться газовые нагреватели, жители домов начали самостоятельно обустраивать ванные комнаты, отгораживая, к примеру, часть кухни. По прошествии времени, когда в домах стали происходить капремонты, многие проводили горячую воду и делали уже типовые, привычные нам ванные комнаты. Ещё одно из любопытных бытовых особенностей было наличие в кухне холодильных шкафов: в то время холодильники в СССР, да и вообще в мире были ещё слабо распространены.


11. Эти два дома были построены в 1929 г. и имеют почтовый адрес по улице Пруд Ключики, которая в свою очередь получила название в 1948 году по пруду Ключики, располагавшемуся ранее в верховьях реки Нищенки.


12. Надо отметить, что и Дангауэровка, и другие подобные «рабочие посёлки» конца 1920-х гг. не строились исключительно для простых рабочих, многие из которых продолжали в те годы проживать и в бараках. Они предназначались для служащих самых разных ведомств. В Дангауэровке, например, как пишут, селили и сотрудников таких ведомств как ОГПУ и НКВД.


13. Отмечу, что погода в день съёмки выдалась отменная. После снега выглянуло низкое ноябрьское солнце и кадры выходили контрастные. Дом № 5 по улице Пруд-Ключики (слева), отгораживающий треугольный двор, выстроен нетипично: вместо одной угловой секции, срезанной под 45 градусов, в этом здании сделано два таких повышенных элемента. А дом № 3 (справа) надолго был заселён американскими специалистами, имел высокую проездную арку и балконы с глухими парапетами на углах. Этот дом можно встретить фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (переименованный в «Застава Ильича»), в котором «жил» главный герой.


14.


15. Очень интересный дом.


16. Те самые повышенные элементы.


17. В целом, данная жилая застройка считается по праву считается лучшим произведением уже знакомого нам архитектора Михаила Мотылёва, который руководил авторским коллективом. В случае полной реализации генерального плана 1927-1928 годов, который в итоге претворён в жизнь не был - Дангауэровка стала бы самым большим жилым комплексом столицы.


18. Вид на дом № 3 со стороны улицы Пруд Ключики.


19. А это П-образный дом 49/1, который мы с вами уже видели со двора.


20.


21. Со стороны улицы Пруд Ключики во двор можно попасть через арку.


22. На углу дома можно встретить вот такую презабавную вывеску, намекающую нам, что рядом находится магазин, торгующий разливным пенным.


23. Дом 22/12 по Авиамоторной, который мы уже видели на 4-м фото со стороны улицы Пруд Ключики. К нему мы скоро вернёмся.


24. Рядом с ним расположено здание Межотраслевого научно-исследовательского института «Интеграл», которое также относится к Дангауэровке. Изначально здание было построено в 1931 г. как школа. Архитектор Д.Ф. Фридман. Позже здесь располагался факультет института Дружбы народов.


25. Напротив здания бывшей школы расположен мемориально-парковый комплекс с фонтаном, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


26. Справа от сквера стоит ещё одно симпатичное здание учебного корпуса № 5 Московского образовательного корпуса им. В. Талалихина (бывшая школа № 735). Правда, построено оно в 1955 году и собственно к Дангауэровке уже не относится.


27. Ну, а теперь переместимся на чётную сторону Авиамоторной улицы и сначала двинемся в сторону метро.


28. Краски поздней осени.


29. Интересно, что угловые балконы были остеклены ещё в 40-е - 50-е гг. Правда, я почему-то уверен, что тогда вблизи это выглядело гораздо изящнее. Другие балконы при этом оставались нетронутыми.


30. А вот эта арка, ведущая во двор, изначально была высотой в два этажа и шириной более 10 метров, но была значительно сужена, для того чтобы создать дополнительные помещения под аренду.


31. Подходим к ближнему к метро кварталу, что стоит на углу 2-й Кабельной улицы.


32. Двор.


33. Этот дом в 2010-м году сильно пострадал от пожара по вине строителей, но всё же, к счастью был восстановлен. Правда, теперь несколько отличается от своих соседей.


34. Таких корпусов как слева и справа внутри двора было четыре. Дом 20Г по шоссе Энтузиастов, построенный последним из четырёх корпусов 20-го дома, был снесён в 2000-е годы. Вместе с корпусами А, Б и В (дом справа) он составлял единый ансамбль 1929 года постройки - «квартал строчной застройки», выходящий торцами на шоссе Энтузиастов. На этом месте разместили спортивную площадку.


35. Покидаем двор и выходим на 2-ю Кабельную. Этот дом довоенный, 1939 г., хотя формально и относится к Дангауэровке. Но чисто формально, т.к. он был сильно перестроен в 2007 году. Была изменена планировка, надстроены 2 этажа и пристроен новый 5-этажный корпус.


36.


37. А это дом-погорелец с фото № 33, только со стороны 2-й Кабельной.


38. Красивая перспектива с трубами ТЭЦ-11.


39. Безымянный переулок, соединяющий 2-ю и 3-ю Кабельные улицы.


40. А вот этот дом 1935-го года по адресу 2-я Кабельная ул., 10 являет собой, на мой взгляд, нечто переходное от конструктивизма к сталинскому ампиру. Во всяком случае он несколько отличается от других домов Дангауэровки, при этом не будучи перестроенным в более поздние времена.


41. Авиамоторная ул., 20/17 со стороны 2-й Кабельной.


42. И уже несколько раз упоминавшийся в рассказе дом 22/12.


43. К слову, раньше он был песочного цвета. Потом его зачем-то перекрасили в серый.


44.


45. А вот и дом 1935-го года со двора. Очень красивый он!


46. Пишут, что планировка квартир в доме удобная и продуманная, а сами квартиры очень тёплые и тихие за счёт толстых кирпичных стен.


47. На лестничных клетках сохранились аутентичные окна.


48. А ровно посередине расположена вот такая изящная арка, ведущая в упомянутый выше безымянный переулок.


49. Двор между этими двумя домами тоже очень уютный. В наше время всё бы привычно закатали в асфальт под парковку, а тогда строили для людей.


50.


51.


52. В общем, двор на загляденье. Хотелось бы увидеть его летом, но я специально выбрал для съёмки ноябрь, потому что летом обильная листва бы скрыла множество деталей.


53. Торец дома.


54. Двигаемся в сторону 3-й Кабельной улицы. Из канализационного люка густо поднимался пар.


55. Что создавало вот такой эффект на солнце.


56. Учебный корпус «Авиамоторный» МФЮА. Здание также относится к застройке жилого массива Дангауэровка. Построено в 1937 году. Ранее здесь располагалась школа НКВД (разведшкола), а после войны - конная школа милиции.


57. И вот мы на 3-й Кабельной. Здесь перед нами предстаёт ещё один ансамбль, на этот раз из двух S-образных домов, относящихся к Дангауэровке. В одном из них (дом № 2 по 3-й Кабельной) в настоящее время проводится капитальный ремонт.


58. А в доме № 28/4 по Авиамоторной улице он недавно завершился и дом выглядит как новенький.


59. Эти два одинаковых тринадцатиподъездных дома из пяти секций, высотой в пять-семь этажей S-образной формы - редкий образец «советского ар-деко». Они образовали квадратный двор, в котором даже сохранился поставленный при строительстве памятник Ленину. Дома предназначались для американских специалистов, приглашённых для модернизации завода «Рускабель» и презентации опыта ускоренного строительства. Однако они проживали в домах недолго, позже в квартиры заселили семьи рабочих.


60. Посмотрите какая красота! Вид портят только несчастные кронированные деревья.


61.


62. Реконструируемый дом.


63. И Ильич в центре двора.


64. Вот, что рассказывает жительница одного из этих домов про свою квартиру:

В доме все очень хорошо продумано. Небольшая кухня - это идеологически важный нюанс. Она должна была избавить женщину от традиционных обязанностей. У нас раздельный санузел, в ванной - окно. Окно есть и в коридоре, оно освещает прихожую - днем не нужно включать свет. Между ванной и туалетом тоже окно, чтобы экономить электричество в дневное время. Ванная освещается естественно, оттуда свет попадает и в туалет. Когда строились эти дома, была актуальна проблема распространения туберкулеза, поэтому одна из особенностей планировки - окна на противоположные стороны, чтобы лучше проветривать квартиру и снизить риск распространения инфекции.


65.


66. Завершает квартал здание школы № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики, построенной в те же годы.


67. Теперь прогуляемся в сторону Авиамоторной улицы. Хаоса в местную архитектурную гармонию привносит шестнадцатиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом 1979 года на другой стороне улицы вдали. В здании справа ранее располагался детский сад, теперь там какая-то структура МВД.


68.


69. Переносимся на другую сторону Авиамоторной улицы и смотрим на венчающий квартал дом 30, построенный в 1940-м году. Этот дом скорее можно отнести уже к эпохе сталинского ампира.


70. Нельзя не упомянуть и красивейший дом по адресу Авиамоторная ул., 51, построенный в том же 1940 году. Он, хотя формально, и не относится к Дангауэровке, но при этом являет собой часть довоенного архитектурного ансамбля улицы.


71. А вот башня, которую к нему пристроили справа смотрится неплохо разве что в отражении в луже.


72. Двор дома № 30. На заднем плане уже почти современный типовой дом серии И-491А 1994-го года. Но за счёт тарелки на крыше смотрится интересно.


73. Общий вид Авиамоторной улицы в сторону метро. Справа ответвляется улица Генерала Яковлева и виднеется корпус № 1 АО «Российские космические системы» 1956-го года постройки.


74. Далее я направился в сторону станции Северный Пост, чтобы посмотреть, что от неё осталось нынче и по ходу дела снял ещё несколько примечательных зданий улицы. Это бывший морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники (МНИИРЭ) «Альтаир», который занимался разработкой зенитных ракетных комплексов и РЛС морского базирования. 22 декабря 2010 года в результате объединения ОАО «МНИИРЭ „Альтаир“», ОАО «НИЭМИ», ОАО «МНИИПА» и ОАО «НИИРП» создан межвидовый головной разработчик систем ПВО ГСКБ «Алмаз-Антей». ОАО «МНИИРЭ „Альтаир“» как юридическое лицо было ликвидировано, коллектив образовал НТЦ «Альтаир» в составе концерна «Алмаз-Антей». Ранее, в 2001 году часть сотрудников организовали самостоятельное предприятие АО «Альтаир-НТПЦ», базирующееся в том же комплексе зданий.


75. Небо было роскошным!


76. Перед тем как идти на Северный Пост, я счёл, что просто грешно будет пройти мимо ещё одного шедевра конструктивизма, а именно здания «Гаража для Госплана».


77. Здание было построено в 1936 г. по проекту архитектора К.С. Мельникова при участии В.И. Курочкина. Оно завершило серию построенных за то десятилетие гаражей, ни один из которых не повторяет другой, но имеет ярко выраженный творческий почерк. Нарастание пластического начала достигает здесь апогея, превращая здание в трёхчастную скульптурную композицию. Распластанный спокойный объем гаража с тянутой лентой окон врезается в куб, стена которого прорезана круглым окном, охваченным снаружи гибкой спиралью, прорезанной, в свою очередь, вертикалью трубы. Примыкающий справа прямоугольный объём прижат сплошь каннелированным торцом к круглящемуся обрамлению гаража и напоминает сжатые меха гармони. Выражение сжатой энергии, не находящей выхода, вероятно, свойственное К.С. Мельникову в тяжёлые для него годы, воплотилось в этом отдаленном от центра города, но принадлежащем одному из центральных государственных ведомств техническом сооружении.

В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк города Москвы. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства.

В 1990 году гараж для Госплана включён в Список объектов культурного наследия регионального значения.


78. Правда, вот, стёкла в круглое окно было бы вернуть, мягко говоря, неплохо.


79. Ну, а затем я направился в промзону к станции Северный Пост.


Но об этом читайте уже следующей части. А на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, Лефортово, фото, прогулки, краеведение, Россия, Москва

Previous post Next post
Up