Электрозаводская ветка и окрестности. Часть 2-я

Jul 06, 2022 11:15

И вновь приветствую вас, дорогие читатели!

Продолжаем наш поход по Электрозаводской ветке и окрестностям, начатый в первой части. Впрочем, окрестности мы с вами уже осмотрели, а сегодня идём по ветке в сторону станции Черкизово. И, согласно установившейся уже традиции, предлагаю скрасить этот досуг чаем/кофе/чем покрепче и закусками. А теперь давайте гулять!

1. Итак, мы с вами снова на улице Девятая Рота, которая за переездом поднимается вверх. А что там примечательного есть наверху, я уже показывал, например, здесь, поэтому дальше по ней я не пошёл, а решил сосредоточиться на веточке.



2. Такая вот весна на Электрозаводской ветке.


3. Взгляд назад в сторону Электрозавода.


4. А вот и уже знакомое вам по первой части творчество какого-то граффитчика с погонялом ПИВО на фоне также знакомых вам расселённых конструктивистских домов для рабочих Электрозавода.


5. Этот товарищ ПИВО, кажется, все окрестные стены изрисовал. Видимо, чтобы вызвать у всех проходящих мимо жгучее желание взять холодного пенного.


6. Слева под гаражным кооперативом практически строго параллельно ветке протекает в коллекторе река Хапиловка.


7. Вид обратно.


8. Выходим к Хапиловскому железнодорожному переезду через улицу Преображенский Вал. Точнее, не совсем. Левее у нас Преображенский Вал, а справа уже Измайловский.


9. Устройство управления сигнализацией переезда. По-видимому, сейчас, оно не используется и просто сигналист с флажком тормозит автомобили. А, может быть, при реконструкции просто установили более современные средства СЦБ. Хотя, проводов и характерных ящичков я на этом месте не заметил.


10. Хапиловский переезд был уникален ранее и остался уникальным сейчас. До 1986 г. это было единственное в Москве глухое пересечение трамвая с электрифицированной железнодорожной линией. После этого электрификацию ветки сняли и она стала тепловозной. Также кое-где пишут, что здесь имелся и своеобразный гейт (соединение) с трамвайной линией, но подтверждений этому я не нашёл. В частности, вот на этой фотографии 1986 г., где трамвайные пути пересекает ещё электровоз, никаких соединений не видно.


11. А сейчас Хапиловский переезд является уникальным уже просто тем фактом, что остался единственным в Москве действующим глухим пересечением между трамвайной линией и железной дорогой. Другие такие пересечения либо довольно давно не функционируют и частично (на Волочаевской и Сходненской улицах) либо полностью (на Симоновском Валу, Угрешской, Дубининской, Краснобогатырской и Орджоникидзе) ликвидированы, а времена их работы остались запечатлены только на старых фотографиях и в воспоминаниях очевидцев.


12. Преображенский вал. Вдали виднеются строения Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря, в частности Надвратный храм Воздвижения Креста Господня, построенный в 1801 г. для федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни по образцу Поморской киновии по проекту архитектора Ф. К. Соколова и освящённый святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 г. В тех краях надо будет как-нибудь прогуляться отдельно.


13. Взгляд назад.


14. Справа по курсу вы можете лицезреть ещё одно устройство управления сигнализацией переезда, а слева двух искателей приключений на жопу закладок. Во всяком случае, из их странного поведения с копошением с телефоном в кустах у замусоренного подъездного пути и внезапного деланно беззаботного перекура при виде прохожего иные выводы сделать трудно.


15. Похоже, что старая система управления сигнализацией всё.


16. Одна из двух стрелок, сохранившихся на ветке со времён её былого величия.


17. Правда, зачем её сохранили при недавней реконструкции не вполне ясно. Этот ус наглухо заброшен уже много лет. Когда-то он обслуживал территорию бывшей Семёновской мануфактуры (красильно-отделочной фабрики). Её история началась во второй половине XIX века. Первую ткацко-от­бельную фабрику на берегу Хапиловского пруда в 1860 г. основал «временно мос­ковский купец» Алексей Дмитриевич Пфей­фер. На ней работало всего 20 человек.

В 1907 г. организовано Товарищество Московской ткацко-белильной фабрики «М.Д. Пфейфер и сын». В 1916 г. по Ткацкой (бывшей Николаевской) улице числятся две фабрики - Товарищество ткацко-белильной фабрики (владение 3) и отбельная фабрика Ф.З. Симонова (владение 5). В 1923 г. называлась «Семёновская ткацко-белильная фабрика» и относилась к Московскому тресту хлопчатобумажных фабрик МСНХ. В 1936 г. упоминается как Семеновская ткацко-отделочная фабрика треста «Пестроткань» (адрес Ткацкая ул., 3). С 1938 г. фабрика стала называться Семёновской красильно-отделочной, с 1946 г. - Государственной Семёновской красильно-аппретурной фабрикой.

В 1990-е гг. фабрика была закрыта, а на ее месте открылся огромный супермаркет, где можно купить товары для ремонта дома или офиса: керамическую плитку, керамогранит, товары для ванной, линолеум, ламинат, краску, межкомнатные двери и многое другое.


18. И вот к этому супермаркету сейчас по сути и ведёт этот тупиковый ус. И не использовался он уже лет 10 так точно.


19. А мы идём дальше. Слева территория бывшей свалки отходов стекла по одним данным Электролампового завода, по другим - завода Хроматрон, выпускавшего кинескопы. Также видно артефакт прошлого - опору контактной сети, оставшаяся со времён, когда ветка была электрифицирована.


20.


21. Атмосферное место, конечно. Но девушкам, думаю, здесь гулять было бы страшновато. Во всяком случае, без компании друзей.


22. Взгляд назад. Не знаю, что искали те мужики вдали, но, по-моему, клад. Причём в прямом, а не в переносном смысле, так как они оба сосредоточено ходили с металлоискателями вокруг рельс.


23. Потихоньку приближаемся к улице Ибрагимова, которая до 1957 г. носила имя Мочальская. Это название было дано по фамилии учёного-лесовода Д. И. Мочальского, заведовавшего ближним Измайловским парком с 1875 по 1927 г. Переименована в память о советском деятеле Шайдармане Нуримановиче Ибрагимове (1899-1957). По бывшему названию улицы была названа и разобранная ныне промышленная станции Мочальская на Электрозаводской ветви.


24. Слева начинаются бывшие склады машиностроительного завода «Маяк», который сам расположен справа.


25. По сути они представляют из себя руины, но сама территория огорожена двумя рядами колючки с датчиками и видеокамерами. Мне ещё десяток лет назад было очень интересно почему вокруг руин такая защита.


26. Вдали виднеется переезд на улице Ибрагимова и вторая сохранившаяся на ветке стрелка.


27. Эта ветка обслуживала сам машиностроительный завод «Маяк» и соседний машиностроительный завод «Вымпел».


28. Ворота завода «Маяк». Он был основан в 1943 году, а в 1994-м был акционирован. В настоящее время акционерами ММЗ «Маяк» являются государство (60,39%), ООО «ПК Альянс» (9,8%) и ряд физических лиц. Завод производит автоматы защиты для систем электроснабжения, реле и другие комплектующие для гражданских и военных самолетов, а также начинку для военной техники.


29. Но путь свой он уже не использует давно. Как, впрочем и «Вымпел», основанный как артиллерийские мастерские «Мастяжарт» в 1916 году и первоначально располагавшийся в Лефортово на территории между улицами Ирининской (ныне Ф. Энгельса), Ладожской, Огородной (ныне Рыбинской), Госпитальным переулком и рекой Яузой. Впоследствии переехал на Ткацкую улицу. Специализируется на изготовлении, испытаниях, монтаже и наладке технологического и специального оборудования для технических и стартовых комплексов.

В рамках конверсии разрабатывает и выпускает установки для рентгеновской диагностики в области здравоохранения, такие как психодиагностические комплексы РДК-50/6, бесплёночные флюорографы «Ренексфлюоро» и другое оборудование рентгеновских медицинских кабинетов. Изготавливал каркасы вагонов с ходовой частью для поездов Московской монорельсовой дороги.

А подъездной путь ранее, пройдя сквозь территорию «Маяка», пересекал Ткацкую улицу и нырял в ворота «Вымпела». Если мне не изменяет память, переезд на Ткацкой был закатан в асфальт где-то в середине или второй половине 2000-х. Кстати, путь на «Маяк» также был электрифицирован. Обратите внимание на фрагмент бетонной опоры в кадре слева. Это бывшая опора контактной сети.


30. А вот ещё две сохранившихся опоры и даже с консолями.


31. Я всегда гулял по этой ветке в конце мая, поэтому никогда не было возможности снять их так, чтобы было видно, а тут поздняя весна подарила такую возможность. Листва ещё только появлялась.


32. Взгляд назад.


33. Стрелка. Слева видны шпалы от ещё одного пути. Это уже бывшая станция Мочальская. Всего, если мне не изменяет память, здесь было три полноценных пути, не считая ответвлений.


34. Взгляд назад.


35. Переходим улицу Ибрагимова. Здесь по обе стороны были станционные пути.


36. Ещё разок взгляд назад.


37. А вот и остатки станционных путей.


38. И в обратную сторону. Если вы внимательно приглядитесь, то найдёте фрагменты былого полотна с обеих сторон от ветки.


39. Идём дальше. Слева территория типографии «ЮтВик», куда когда-то также вёл путь от Мочальской, справа - мясоперерабатывающий завод «Вегус», а за ним ещё и Московский завод тепловой автоматики (МЗТА), основанный в 1926 г. как котельно-механический и газоарматурный завод «Комега», изготовлявший паровые и прочие котлы, газовые колонки, железные трубы, металлоконструкции.

В годы Великой Отечественной войны выпускал реактивные снаряды и комплектующие для «Катюш». В 1960 г. завод был переориентирован на выпуск средств автоматизации для энергетики и получил новое название - Московский завод тепловой автоматики (МЗТА). Так что в этом районе ещё жив дух старой промышленной Москвы. Хотя и всё меньше. Например, человейники ЖК «Мироновский» вдали построены нашим с вами «нежно любимым» ПИКом на территории бывшего трикотажного предприятия ЗАО «Красный Восток».


40. Примерно здесь начинается река Хапиловка. Она образуется из слияния Сосенки и Серебрянки. Сосенка является правым и основным истоком (притоком) Хапиловки. Берёт своё начало в посёлке Восточный, далее течёт через Гольяновский и Черкизовский пруды и здесь в подземном коллекторе соединяется с Серебрянкой, которая в свою очередь берёт начало в болоте в районе Реутова, течёт через Измайловский парк, образуя знаменитый Серебряно-Виноградный пруд и заканчивается тут. Длина самой Хапиловки составляет 2,8 км, а впадает она в Яузу севернее Электрозаводского моста на Преображенской набережной, почти напротив Рубцовско-Дворцовой улицы.

А заключена в коллектор Хапиловка была в начале 1970-х, до этого Электрозаводская ветка (кстати, открытая в 1927 году) шла в сущности по набережной, практически на всём протяжении повторяя изгибы русла реки.


41. Закрытый и заваренный вход в коллектор. Но шум воды отчётливо слышен.


42. Двигаемся дальше.


43. Взгляд назад.


44. Пешеходная дорожка между 1-й Пугачёвской и Мироновской улицами. Первая изначально возникла в XIX в. как Банная улица (по существовавшим там баням). В 1922-1925 гг. - улица Галкина (по фамилии домовладельца). В 1925 г. была переименована в Пугачёвскую улицу в память о донском казаке Емельяне Ивановиче Пугачёве (1740 или 1742-1775), предводителе Крестьянского восстания (1773-1775), казнённом на Болотной площади в Москве в 1775 г. В 1954 г. улица стала 1-й Пугачёвской в связи с появлением 2-й Пугачёвской.

Ну, а Мироновская улица в свою очередь названа в 1897 г. по фамилии геодезиста Миронова, одного из исполнителей работы по планировке территории Благуши, как зовётся местность, на которой находится улица.


45. Граница деревянных и железобетонных шпал.


46. А вот одно печально известное место на ветке. Кенотаф Д. А. Ерёмина (1987-2000). На этом месте в 2000 году был зверски избит пьяными подростками (а впоследствии ими же убит) московский школьник Дмитрий Ерёмин. Некоторые ошибочно принимают кенотаф за настоящую могилу, хотя по факту это просто памятник, своего рода символическая могила.


47. Дальше имеется ещё один пешеходный переход через ветку, связывающий Хапиловский проезд, названный так на рубеже 2000-х - 2010-х гг. в честь реки Хапиловки и Борисовскую улицу, которая в свою очередь получила название в XIX веке по фамилии ещё одного из планировщиков сетки улиц Благуши.


48. У пешеходника сохранились две деревянные опоры контактной сети.


49. А примерно вот здесь некогда располагался мост ветки через Серебрянку. Во всяком случае, он обозначен на карте Москвы 1968 года.


50. Потихоньку начинаем приближаться к Окружному проезду и МОЖД (МЦК).


51. Голубятня. Слева за ней территория Государственного НИИ хлебопекарной промышленности с опытным хлебозаводом. Предприятие основано в 1932 году. До 1994 года - Всесоюзный НИИ хлебопекарной промышленности (ВНИИХП). Здесь разработаны около 40% хлебопекарного оборудования и около 80% технологий хлебопечения в нашей стране.

Справа же начинается территория собственно ныне недействующего хлебозавода «Черкизово». Он был запущен в 1932 году и стал третьим (после хлебозавода № 5 и хлебозавода № 7) предприятием, построенным для кольцевой технологии хлебопечения инженера Георгия Марсакова с характерным для данного технологического решения производственным корпусом цилиндрической формы. Название предприятия в 1930-1980-е гг. - хлебозавод № 8 им. Горького. Изначальная специализация - ржаной хлеб. Вот бы где интересно было погулять...


52. Последняя прямая перед переездом на Окружном проезде. Справа какие-то склады с чем-то вроде передвижных тележек, заменявших полноценный пакгауз. Я так понимаю, раньше они относились к хлебозаводу.


53. Взгляд назад.


54. Теперь склады арендуются какими-то не совсем ясными ООО «Пластмир» (пластмассовый мир победил, ага!) и ООО «Мерх Тим», которым подъездной путь уже не требуется.


55. Тележки медленно ржавеют.


56. А стрелка к складам была ликвидирована при реконструкции ветви. Как, впрочем, и стрелка к пакгаузам на заднем плане.


57. Здесь была стрелка.


58. А здесь некогда ещё одна. Но всё лучшее в прошлом.


59. Впереди уже виднеется Окружной проезд.


60. Выходим к проезду и МОЖД (МЦК).


61.


62. РЖД не были бы РЖД, если бы и тут не впаяли ворота. Причём, непонятно от кого они призваны защитить покой РЖД-охраны. Пролезть под ними ничего не стоит. Вагоны в случае чего они также не остановят. Видимо, строительство ворот и заборов у РЖД вызвано не столько заботой о безопасности сколько чем-то сакральным. Мистическим желанием озаборить всё.


63. Станция Черкизово.


64. Взгляд назад.


65. И в завершение - стоящая в тупике и ожидающая своей Чмухи продукция Электрозавода - тяжёлый трансформатор. Именно благодаря таким как он ветка и живёт, что не может не радовать.


И на этой позитивной ноте на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Для желающих сравнить - предыдущие походы по Электрозаводской ветке:

Май 2013
Май 2017

Электрозаводская, жд, Преображенское, история, подъездные пути, МЦК, Соколиная гора, фото, прогулки, краеведение, Черкизово, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up