Зимние зарисовки из Перово. Часть 3-я

Apr 09, 2022 04:00

Приветствую вас, дорогие читатели!

Как и обещал в прошлый раз, сегодня у нас третья и заключительная часть о бывшем городе, а ныне московском районе Перово. Как я уже говорил ранее, эта часть будет не совсем зимняя, а скорее весенняя, но вы помните какой снегопад был 2 апреля, когда мы со Стасом там гуляли, так что получилось всё вполне себе по-зимнему. Во всяком случае, погода была волшебная.

Гуляя там в январе, я упустил очень интересный архитектурный объект на так называемой в народе местной "площади пяти углов". Пять углов образованы здесь пересечением улиц Перовская и Плеханова, и оттуда же берет начало Зеленый проспект. В этой связи я уговорил Стаса пройтись туда, а дальше уже куда глаза глядят и кривая русской мечты выведет. В итоге прогулка вполне удалась. Ну, а теперь я хочу поделиться ею с вами и закрыть пока тему Перово. Давайте гулять!

1. Но начали мы свою прогулку у метро «Шоссе Энтузиастов», у Владимирского пруда. Недавно у пруда построили храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Перово.



2. Проходя мимо по улице Плеханова, сфоткали по традиции подъездной путь Московского прожекторного завода.


3. Ну и наш любимый живописный светофор.


4. Уж больно он хорош!


5. Но железка нашей целью не была, так что идём дальше. ООО «Автокомбинат № 14» слева и Перовская складская база справа.


6. Проходная бизнес-парка «Штерн». Любопытное здание. Сдаётся мне, что построено оно было задолго до возникновения этого бизнес-парка. Сам бизнес-парк, как я уже упоминал в первой части, располагается на территории бывшего Московского завода телевизионных блоков «Янтарь».


7. И вот мы выходим на площадь Пяти Углов. Ещё раз подчеркну, что название это народное, а не официальное. Интересующий нас комплекс выглядывает из-за новомодных собянинских рыночных строений из металла. Вообще я, положа руку на сердце, не имею ничего против вот этих вот рынков, они лучше, чем те, что были раньше. Но в таком месте, закрыв собой старую застройку... Короче, руки бы засунул в одно место тому, кто это придумал. Слева - Зелёный проспект, справа - Перовская улица. Вы не поверите но, Зелёный проспект получил своё название в 1950 году по имеющимся на нём зелёным насаждениям!

Ну, а Перовская улица образована в 1964 году из бывших Ленинградской ул., ул. Кирова и присоединённой к ним новой улицы. В 2014 году улица после сооружения эстакады (на развязке Северо-Восточной хорды и шоссе Энтузиастов) продлена до шоссе Энтузиастов. Сохраняет название бывшего подмосковного г. Перово. А вот что пишет по этому поводу педивикия:

Образована 28 февраля 1964 года из бывших Ленинградской улицы, улицы Кирова и присоединённой к ним новой улицы. В 2014 году улица в связи со строительством эстакады на развязке Северо-Восточной хорды и шоссе Энтузиастов продлена до шоссе Энтузиастов. Сохраняет название бывшего подмосковного города Перово. Название «Перово» известно с XVI в.: в 1573 г. здесь упоминаются «пустоши Тетеревники, Бортное и Пирогово, Перово тож». С 1678 г. Перово значится уже не пустошью, а сельцом. Название его происходит от неканонического имени Перо. Долгое время (1680-1732 гг.) село было владением князей Голицыных, затем - загородной царской усадьбой (до 1753 г.), потом - обычным селом и дачным поселком (с 1862 г.). В 1925 году Перово стало городом, а в ходе дальнейшего роста включило в себя город Кусково, посёлки Чухлинка, Новогиреево, Плющево и село Карачарово. В 1960 году вошло в состав Москвы, образовав её новый крупный район - Перовский, ныне Перово.


8. Чуть крупнее. На заднем плане уже привычные панельки, сменившие старую застройку.


9. Но конкретно этот сохранившийся комплекс я не мог не упомянуть. Хотя, про него в практически нет никакой информации, несмотря на то, что его можно считать символом этого перекрёстка. Кое-где даже встречаются предположения, что это здание ли не дореволюционное, но я в это не верю. Скорее всего, как и большая часть сохранившейся исторической застройки Перово, он был построен после войны. Возможно, даже, как модно считать, немецкими пленными. Хотя, конечно, про пленных это больше городская байка из каждого района Москвы тех времён. Безусловно, их труд использовался, но их просто не было столько, чтобы возвести такое огромное количество построек, которые им приписывают. Но их участия в строительстве данного объекта исключать нельзя, конечно.


10. Говорят, что когда-то давно, там наверху, была пожарная вышка. Многие из пожилых местных жителей с теплотой в душе вспоминают кафе-мороженое, которое располагалось в правом крыле этого здания. Предположу, что здание построено примерно в конце 40-х годов. Сейчас часть его заброшена, а часть используется всякими кафе и ещё непонятно кем.


11. Во дворе. Поскольку два дома за забором явно представляют с вышеупомянутым единый комплекс, и как пишут, построены в 1948-1950 гг., то рискну предположить, что и моя версия насчёт постройки оного в конце 40-х подверждается.


12. Действительно похоже на пожарную каланчу.


13. Здание со стороны Перовской улицы.


14. Соседнее. Говорят, что некогда подобные домики продолжались и дальше до самой 1-й Владимирской улицы, но советская власть их не пощадила. Ранее это был жилой дом, ныне - административно-офисное здание.


15. А вот соседний. Он и поныне жилой. Это тот, который 1950-го года постройки.


16. Они образуют такой своеобразный треугольник, который как раз подчёркивает то, что они строились единым комплексом.


17. Ну, а затем мы просто пошли гулять дальше по Перово. Позднесоветские панельки на углу Зелёного проспекта и улицы Лазо. Названа эта улица в честь Сергея Лазо (1894-1920) - революционера, участника Гражданской войны на Дальнем Востоке, сожжённого японскими военными интервентами в паровозной топке.


18. Начало смеркаться, а мы пришли к перекрёстку Зелёного и 1-й Владимирской. Четырёхэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом серии II-03. Построен в 1954 году и относится к сохранившимся домам Владимирского посёлка, который я упоминал в прошлой части. Просто почему-то тогда я не удосужился его снять.


19. Ну, а затем началась натуральная метель. В связи с чем мы купили какой-то белорусской настойки, чтобы не замёрзнуть и наслаждались.


20. Погода была шикарная на самом деле, но больше бы до следующей зимы уже не хотелось. Будем считать этот пост проводами зимы.


21. Дойдя до метро, мы свернули на 2-ю Владимирскую. Здесь и далее никаких особенных архитектурных излишеств уже не будет. Но обратите внимание, никаких человейников пока что. Старый советский район.


22. А затем мы свернули на улицу с жизнеутверждающим названием Утренняя, а некогда Коммунистическая улица города Перово, переименованная 3 мая 1965 года для устранения одноименности после присоединения города Перово к Москве. Название было просто выбрано как благозвучное и позитивное по предложению жителей района. Пример демократии в СССР, так сказать.


23. Практически вся застройка - хрущобы.


24.


25. Нельзя сказать, что я питаю к хрущобам какие-то особенно тёплые чувства и вижу в них нечто эстетичное, но...


26. Во-первых, это всё же эпоха. А, во-вторых, вы только посмотрите до чего уютные и зелёные (ну, летом зелёные) эти дворы. Когда до них доберётся Собянин - здесь будет асфальтовое поле и небоскрёбы. И в лучшем случае пару чахлых дерев на типовой детской площадке, окружённой парковками.


27. Но пока всё ещё на месте - мы можем насладиться Москвой нашего детства.


28. Словом, мне очень понравилась Утренняя улица.


29.


30. Согласитесь же, что такие улицы и малоэтажная советская застройка спальных районов куда приятнее, чем то, что делают сейчас?


31. Я просто в корне не понимаю людей, которые говорят, что в сравнении с этим современные новостройки того же ПИКа это прогресс. Такое же говно лет на 50 эксплуатации в лучшем случае, только ещё и среда отвратительная вокруг.


32. В конце Утренней улицы у её перекрёстка с Новогиреевской набрели на что-то вроде "сталинки". Но это уже, конечно, не совсем "сталинка". Пятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта на базе секций САКБ. Построен в 1957 году. Пишут, что на первом этаже ранее размещалось 102-е отделение милиции и детский сад. А мы там пили во дворе. Хорошо, что ранее.


33.


34. Детская площадка в этом дворе была настолько уютная, что там просто нельзя было не выпить. Тем более, что детей вокруг не было и плохой пример подавать некому было.


35. А погода была чудесная.


36. Но хорошенького понемножку. Выпили и пошли дальше. Новогиреевская улица. Образована 28 февраля 1964 года Новогиреевская улица была из улицы Свободы, Новогиреевского шоссе и Левоокружного проезда. Получила своё название по направлению к подмосковному дачному посёлку Новогиреево.


37. Парк «Русские узоры».


38. Ну, а дальше мы просто двинулись к платформе Новогиреево, чтобы уехать на Курский вокзал. Мартеновская улица. Название дано по упразднённой в 1964 году соседней улице, на которой находились дома рабочих металлургического завода «Серп и молот». Я так понимаю, что в честь мартеновских печей.


39. Взгляд назад.


40. Конечная станция общественного транспорта «Платформа Новогиреево». Изначально была введена в эксплуатацию 1 августа 1970 года как конечная троллейбусная станция «Платформа Новогиреево» вместе с новой троллейбусной линией по Перовской ул. от одноимённого кольца на пересечении с 1-й Владимирской ул. На протяжении 49 лет конечная станция обслуживала троллейбусный маршрут № 53 - Платформа Новогиреево - станция метро «Таганская».

С 21 декабря 1974 года станция обслуживала троллейбусный маршрут № 19 - Платформа Новогиреево - пл. Дзержинского, который был отменён в начале 1986 года из-за дублирования трассы маршрута № 53.

2 ноября 2019 года троллейбусный маршрут № 53 был отменён и заменён автобусным маршрутом № Т53. Одновременно с этим была выведена из эксплуатации конечная троллейбусная станция, линии по Перовской, 1-й Владимирской улицам до шоссе Энтузиастов, линия по самому шоссе Энтузиастов от Горбатого путепровода до Рогожской Заставы, а также по улицам Сергия Радонежского, Николоямской, Александра Солженицына и Земляному Валу (последнему отрезку Садового кольца, где всё ещё сохранялось троллейбусное движение).


41. В декабре 2020 года на территории конечной станции «Платформа Новогиреево», а также в Новокосинском автобусно-троллейбусном парке началась подготовка инфраструктуры под организацию в этом районе движения электробусов, в рамках этих работ были установлены зарядные станции и обновлены коммуникации. 3 июля 2021 года на электробусы был переведён автобусный (бывший троллейбусный) маршрут № Т53, ставший первым электробусным маршрутов в этой части Москвы и первым электробусным маршрутом, обслуживаемым НАТП.

Автобусы:
№ 36 - Платформа Новогиреево - станция метро «Партизанская»;
№ 237 - Платформа Новогиреево - Ивановское;
№ 254 - Платформа Новогиреево - станция метро «Семёновская»;
№ 645 - Платформа Новогиреево - Черницыно.

Электробусы:
№ Т53 - Платформа Новогиреево - станция метро «Таганская»;
№ 276 - Платформа Новогиреево - Южное Измайлово;
№ 842 - Платформа Новогиреево - Платформа Перово.

До 16 сентября 2019 года здесь также находилась отстойно-разворотная площадка и пассажирские перроны междугородной автостанции «Новогиреево».


42. Здесь же рядом конечная трамвайная станция «Новогиреево». Построена в 1952 году после продления трамвая от кольца «Перово поле» на территорию готовящегося к застройке дачного посёлка. Единственное кольцо, оставшееся в районе после того, как убрали трамвайную линию до ул. Молостовых (1966-1976). Обслуживает маршруты № 36 - Метрогородок - Новогиреево и № 37 - Станция МЦД Каланчёвская - Новогиреево. Впрочем, трамваи пока живы, так что по этой линии мы ещё прогуляемся отдельно.


43. Платформа Новогиреево. Открыта в 1908 году.


44. И горловина станции Кусково. Вид в сторону области.


45. Электричка область.


46. И на Москву. Что характерно, тоже из Балашихи.


47. А это уже Курский вокзал. Бонусом.


48. Скоро здесь всё изменится до неузнаваемсости, поэтому, можно сказать, что исторические кадры.


49.


50.


51. Ну и дополнительным бонусом я просто поснимал парк по пути домой. Уж больно был красивый прощальный привет уходящей зимы.


52.


53.


54.


55.


56. И на этом всё.


Надеюсь, что вам понравилась моя подборка про Перово. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Москва-Пассажирская-Курская, история, фото, прогулки, Горьковское направление, промзона, Шоссе Энтузиастов, Перово, Новогиреево, архитектура, подъездные пути, краеведение, промышленность, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up