Зимние зарисовки из Перово. Часть 1-я

Apr 07, 2022 14:52

Приветствую вас, друзья!

Не так давно в своём материале про кварталы Карачарова, я затронул тему исторической застройки бывшего города Перово, часть которой как раз относится к 89-му кварталу, каковой и являлся краеугольным камнем того повествования. Ещё тогда, осенью мне хотелось продолжить работу над данной темой, но в итоге я взялся за неё уже в наступившем году. Этот материал я начал готовить давно, ещё в январе, но тогда в ходе своей единоличной прогулки я кое-что упустил, а начинать рассказ без этих деталей не хотелось. В итоге 2-го апреля мы уже вдвоём со Стасом побывали в Перово вновь, с целью доснять упущенное мной и просто погулять в красивую снежную погоду.

Таким образом, я, кажется, собрал всё, что хотел для написания данного материала и могу с чистой совестью приступить к первой части. А всего их будет три, так как материал в итоге вышел весьма и весьма объёмный, включив в себя и немного железной дороги, и Перовских промзон, и архитектурных "излишеств", и просто красивых зимних видов. И начну, разумеется, с начала, а именно с вьюжного дня 21 января, когда я доехал до метро «Шоссе Энтузиастов», вышел к Электродной улице и решил глянуть как поживает подъездной путь от станции Лефортово к теперь уже фактически бывшей Перовской промзоне, из которой сейчас полноценно действует (и использует подъездной путь) лишь завод «Прожектор». Давайте гулять!

1. Подъездной путь. Вид от Электродной улицы в сторону территории ПАО «Завод ЖБИ № 21», через которую он выходит к станции Лефортово МОЖД. Справа можно увидеть гламурный туалет для дежурного по переезду. Тут следует отметить, что в тот день у меня была надежда поймать на этом пути движение, но, приехав туда, я понял, что опоздал. Свежий накат на путях был припорошён снегом. Впрочем, давайте обо всём по порядку.



2. Въездные ворота ПАО «Завод ЖБИ № 21». Он также использует этот подъездной путь, хотя и работает не на полную мощность. Внушительная часть территории предприятия, как это водится, сдаётся в аренду различным конторам и офисам.


3. Пульт управления сигнализацией на переездах данной ветви, коих у нас осталось два. На Электродной улице и улице Плеханова соответственно.


4. Взгляд сквозь ворота на территорию ЖБИ. Завод основан в 1944 году. Стал первой организацией в СССР, которая начала применять сборное домостроение. Первоначально завод специализировался на производстве шлакоблоков, позже было налажено производство железобетонных блоков, применяемых в строительстве муниципальных и жилых учреждений. В 1960-х годах завод начал выпускать стеновые панели для многоэтажных зданий. В это же время был построен цех закладных элементов, который стал основным производителем деталей для всех заводов, производящих железобетонные изделия.

В 1970-х годах был построен формовочный цех, который выпускал 45 000 м² панелей ежегодно. В это же время была начата полная реконструкция завода, а также строительство производственного цеха. В 2005 году в формовочном цехе завода было налажено производство свай и железобетонных перегородок. В этом же году было выпущено более 500 тыс. м². деталей для строительства жилых домов. Завод выпускает следующую продукцию: стеновые панели; детали для лоджий и чердаков; детали для лифтовых шахт; прямоугольные сваи и товарный бетон. Входит в состав ПАО «Моспромстройматериалы» (МПСМ), корпорация «Главстрой».

МПСМ - один из крупнейших в России производителей широкого спектра строительных материалов. Компания создана в 1958 г. в целях реструктуризации производственной базы, существенного расширения номенклатуры выпускаемой промышленно-строительной продукции и переоснащения производства. Входит в промзону № 54 «Прожектор», которую я для удобства буду называть просто Перовской промзоной.


5. Разворачиваемся на 180 градусов. Светофор МЧ светит запрещающим сигналом.


6. Переезд на Электродной улице. Ранее называлась Первомайская улица, но поскольку это идеологическое название повторялось в Москве не менее десятка раз, 30 августа 1950 г. улица была переименована в Электродную по Московскому Электродному заводу, напротив которого она отходит от шоссе Энтузиастов.


7. За переездом сразу же начинается путевое развитие. Левый путь ведёт на НПП «Салют» (не путать с НПЦ газотурбостроения «Салют»), правый на территорию бывшего Московского завода телевизионных блоков «Янтарь», которую теперь занимает бизнес-парк ЗАО «Штерн-Эстейт». Оба ответвления, судя по всему, не используются.


8. Ещё один ракурс.


9. Курилка с собственным светофором у бывшего завода «Янтарь».


10. Взгляд назад.


11. Двигаемся в сторону улицы Плеханова. Где-то примерно здесь до 1960-го года и проходила граница Москвы и города Перово.


12. Ещё один навсегда погашенный светофор.


13. Вид обратно.


14.


15. Подходим к улице Плеханова. Первоначальное название - Плехановская улица - дано 30 августа 1950 года в честь Г. В. Плеханова (1856-1918) - философа-марксиста. Современная форма названия утверждена 28 февраля 1964 года. Ранее называлась 2-я Владимирская улица.


16. Переезд. Ранее влево вот к тем жёлтым воротам ответвлялся ещё один путь. Это территория Перовского комбината стройматериалов. Путь был заброшен уже много лет и недавно его разобрали.


17. Автоматический шлагбаум.


18. Будка дежурного и очередное бывшее ответвление этого некогда внушительного куста путей. Путь пересекал 2-й проезд Перова Поля и нырял на территорию складской базы «Перово» Главснаба Правительства Москвы, также обслуживал Завод «Стройконструкция-5» - филиал АО «МСМ-5». Сейчас переезд закатан в асфальт.


19. От подъездного пути Перовского комбината стройматериалов сохранился только светофор.


20. Взгляд назад.


21. И двигаемся дальше сквозь вьюгу.


22. Мой любимый заброшенный светофор, живописный и зимой, и летом. Не знаю, что это за растение, но очень колючее. В 2019-м году я в полной мере это оценил. Но красиво!


23. Очередное бывшее ответвление. Оно также пересекало 2-й, а затем и 1-й проезды Перова Поля и обслуживало Перовскую мебельную фабрику и ЗАО «Мосуглесбыт». Теперь это, как вы поняли, в прошлом.


24. Вид обратно.


25.


26. И ещё одно заброшенное ответвление. Оно обслуживало опытный завод МЭИ и соседнюю складскую территорию.


27. Взгляд назад.


28. Приближаемся к воротам Московского прожекторного завода или просто «Прожектора». Этот путь действующий. Хорошо видно, что движение было буквально утром этого дня, метель лишь немного укрыла пути.


29. Здание ВНИИ «Монтажспецстрой», который занимался монтажными и специальными строительными работами. Теперь это можно считать историей. Вся эта территория будет застроена. Но об этом чуть позже.


30. Впереди ворота «Прожектора».


31. Сюда привозят с Лефортово вагоны Чмухи с МОЖД, здесь из забирает заводской локомотив. Вот такая вот милашка. Очень хотелось увидеть его живьём, но увы, не повезло. Вывоз вагонов осуществляется аналогично в обратном порядке.


32. Любимый московскими ж/д-фанатами необычный светофор у ворот завода. Есть мнение, что его изготовил для себя сам завод.


33. С другой стороны.


34. Взгляд внутрь через щель в воротах. Вcё уже привезли. В этой связи ждать здесь движухи можно было как погоды у моря и особого смысла не имело.


35.


36. Двигаемся обратно.


37. ВНИИ «Монтажспецстрой». Это здание к моменту моей прогулки уже начали разбирать.


38. Обратите внимание на отсутствие большого количества окон. Сейчас, возможно, его уже сносят.


39. ВНИИ «Монтажспецстрой» - заповедник старых фонарей из детства. Этот - немецкий LBL, насколько я помню.


40. Взгляд назад к воротам.


41. Здесь был подъездной путь завода МЭИ и складов, он шёл через территорию «Монтажспецстроя».


42. Ещё старенький фонарь, уже советский. С прожектором!


43. И ещё один. Когда-то в моём детстве такие были у нас в парке. Тип РКУ-01-06.


44. Прожектор крупным планом.


45. И выходим на 2-й проезд Перова Поля. Здание «Монтажспецстроя» для истории и на память себе. Люблю этот промышленный проезд. Он был образован и получил своё название 8 мая 1950 года при застройке полей, прилегавших к бывшему подмосковному городу Перово, в 1960 году вошедшему в состав Москвы.


46.


47. Примерно здесь был переезд. Путь вёл на мебельную фабрику и «Мосуглесбыт».


48. Мои любимые стеклоблоки.


49. Они прекрасны! Жаль, что всё это идёт под снос.


50. Где-то здесь под снегом прячется крошечный сохранившийся отрезок упомянутого выше подъездного пути.


51. Взгляд назад. Делая этот кадр, я вздрогнул. Внезапно в тестовом режиме завыли сирены МЧС.


52.


53. По соседству с «Монтажспецстроем» расположено симпатичное здание завода высоковольтной арматуры. ЗАО «МЗВА» было создано в 2000 году в г. Москве, как производственное предприятие для разработки и освоения в серийном производстве арматуры для воздушных линий электропередачи , в том числе, не производимой ранее на территории России. Но само здание явно старше.


54.


55. Рядом с «МЗВА» расположен въезд на территорию бывшего опытного завода МЭИ. Сейчас он сносится для застройки человейниками. А некоторое время назад часть территории сдавалась под различные склады и здесь можно было купить качественные оружейные сейфы по оптовой цене.


56. Старенькое здание трансформаторной подстанции № 10044. Построено в 1955 году.


57. Взгляд назад.


58. Заброшенный цех завода МЭИ.


59. Ещё один небольшой заповедник старых фонарей из детства. Правда, не знаю к какому типу относятся эти. Подскажите в комментах, кто знает, пожалуйста.


60.


61. Впереди угол, где 2-й проезд Перова поля плавно перетекает в 3-й.


62. Смотрите какая прелесть!


63. За забором территория ЗАО «Мосуглесбыт», а на заднем плане - бывшая Перовская мебельная фабрика.


64. Начало 3-го проезда Перова поля. Он получил своё название в тот же день и по той же причине, что и 2-й.


65. Что это за территория - не знаю.


66. Взгляд назад. Скоро этот заповедный полностью промышленный проезд перестанет быть таковым.


67. Характерное здание канализационной насосной станции «Владимирская».


68. Двигаемся в направлении Зелёного проспекта. Но свернём раньше.


69. Бывшая Перовская мебельная фабрика, теперь Перовская мебельная база.


70. Зиккурат Германа Грефа. В нём расположено отделение известного банка и корпоративный университет. Построено сие произведение монументального искусства в 1996-м году.


71. Поворачиваем на 4-й проезд Перова поля. Название получил по аналогии с другими проездами, но в 1990-м году.


72. Дворец творчества детей и молодёжи «Восточный» (бывший Дворец юных пионеров Перовского района). Построен в 1983-1987 гг., архитекторы Ю. Коновалов, И. Чалов. Хотя, сначала я подумал, что это здание какой-то масонской ложи.


И на этой архитектурной ноте я завершаю первую часть своего повествования, а во второй части мы перейдём к осмотру сохранившейся исторической застройки города Перово, ради которой я и свернул сначала на 4-й проезд. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, архитектура, история, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Шоссе Энтузиастов, Перово, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up