Физкульт-привет, дорогие читатели!
Сегодня хотелось бы показать вам ещё один небольшой островок настоящей Москвы, который пока ещё чудом сохранился. Этот дивный уголок тем более интересен, что расположен он в стороне от больших людских потоков и мало кто вообще знает о его существовании. Это исторический район Карачарово и его главная архитектурная изюминка - 89-й квартал. Административно он входит в Нижегородский район ЮВАО, но более напоминает провинциальный городок, где остановилось время. О том, что это место расположено в Москве там напоминают разве что характерные адресные таблички на домах, номера на автомобилях и в целом общая ухоженность. Но давайте обо всём по порядку.
1. Попасть в этот уютный закуток, притаившийся между Карачаровским путепроводом Рязанского проспекта, Горьковским направлением МЖД и исторической веткой Перово - Бойня - Симоново, проще всего можно доехав до ТПУ «Нижегородская» на метро, по МЦК или той же Горьковке, а затем прогулявшись минут 10-15 по нечётной стороне Рязанки в сторону области до автобусной (а ранее и троллейбусной) конечной станции «Карачарово».
Конечная станция «Карачарово» (ранее «Карачаровский железнодорожный переезд») была введена в эксплуатацию 1 февраля 1968 года вместе с новой троллейбусной линией от конечной станции «Хохловка». К новой троллейбусной станции был запущен новый троллейбусный маршрут № 60 - Карачаровский железнодорожный переезд - Таганская площадь. В октябре 1969 года был объединён с маршрутом № 26 (Автозаводский мост - Таганская площадь) в единый троллейбусный маршрут № 26 - Карачаровский железнодорожный переезд - Автозаводский мост.
В 1977 году к конечной станции был продлён троллейбусный маршрут № 16к от Яузских ворот, в то время как троллейбусы 16-го маршрута продолжали разворачиваться на конечной станции «Хохловка». В 1980 году в связи с началом строительства Карачаровского путепровода конечная станция была временно закрыта, а троллейбусная линия разобрана.
В июне 1983 года конечная станция была вновь введена в эксплуатацию и продолжила свою работу под старым названием. В дополнение к маршрутам № 16к и 26 добавился и третий, основной маршрут № 16 ходивший от станции метро «Кропоткинская». До строительства Карачаровского путепровода конечная станция располагалась напротив домов № 27 и 31 по Рязанскому проспекту и была очень тесной (именно по этой причине сюда прежде не удалось продлить основной маршрут № 16). В ходе капитальной реконструкции Рязанского просп. конечная станция была существенно расширена и вытянута в направлении дома № 33. Заезд на неё стал осуществляться через сохранившийся фрагмент старой трассы Рязанского проспекта в направлении ликвидированного железнодорожного переезда, ставший в итоге участком с односторонним движением.
В 1987 году троллейбусный маршрут № 16к был отменён и фактически заменён маршрутом № 63, который стал курсировать от площади Дзержинского (ныне Лубянская). 1 января 1989 года маршрут № 63 был продлён далее по Рязанке через Карачаровский путепровод до совмещённой автобусно-троллейбусной конечной станции «138-й квартал Выхино».
В 1997 году был восстановлен маршрут № 16к. В 2003 году конечная станция была переименована в «Карачарово», в этом же году был отменён троллейбусный маршрут № 16к. 7 октября 2016 года маршрут № 16 был перенумерован в м7к, став частью сети «Магистраль», но уже 17 июня 2017 года он был переведён на автобусы. 25 августа 2017 года маршрут № 26 также был переведён на автобусы, в связи с чем троллейбусная станция вместе с троллейбусной линией от станции метро «Таганская» были выведены из эксплуатации. Таким образом, в разные годы станция обслуживала следующие троллейбусные маршруты:
№ 16 (м7к) - Станция метро «Лубянка» - Карачаровский железнодорожный переезд (1983-2017);
№ 16к - Таганская пл. - Карачаровский железнодорожный переезд (1977-1980, 1983-1987, 1997-2003);
№ 26 - Автозаводский мост - Карачаровский путепровод (1969-1980, 1983-2017);
№ 60 - Таганская пл. - Карачаровский железнодорожный переезд (1968-1969);
№ 63 - Пл. Дзержинского - Карачаровский железнодорожный переезд (1987-1989).
В настоящий момент станция обслуживает следующие автобусные маршруты:
№ м7 - Станция метро «Парк Победы» - станция метро «Стахановская»;
№ 766 - Станция МЦК ЗИЛ - станция метро «Стахановская»;
№ 805 - МФЦ «Лефортово» - станция метро «Стахановская».
Слева за конечной станцией виднеется большой пяти-семиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта, построенный в 1957-м году. Собой он как бы прикрывает от шумной улицы квартал № 88 А, в который он сам входит, а заодно и 89-й квартал, который расположен дальше в глубине.
2. Проходим между ним и соседним домом, заходим во двор. Это 88-й А квартал, через который мы пойдём уже непосредственно в 89-й. Здесь всё довольно типично для Москвы, но уютно. Много зелени, большие пространства, мало асфальта. Словом, типичный советский двор для людей.
3. Гулял я там в самом начале октября, поэтому застал "костры рябин".
4. Пройдя сквозь 88-й квартал, я вышел ко 2-му Карачаровскому проезду. Вид в сторону Карачаровского путепровода. Слева на фото уже 89-й квартал, но самая уютная его часть скрыта от глаз более привычной застройкой.
5. Вид в сторону Орехово-Зуевского проезда, проходящего перпендикулярно и Горьковского направления МЖД, которое легко узнать по характерному говнозабору. Также в кадре кирпичный жилой дом серии II-03 1957-го года постройки.
6. Между домами пролегает Бронницкая улица, которая как и расположенная перпендикулярно ей в глубине квартала Чистопольская улица скорее напоминают какой-то внутридворовой проезд. Но тем не менее - это улицы и очень уютные. А застройка справа из домов серии I-410 (САКБ) 1953-го года визуально несколько напоминает раннюю архитектуру
района Песчаных улиц.
7. К более старой части 89-го квартала я решил пройти через этот двор, он показался мне интересным и уютным. Тем паче, что золотой осенью всё преображается.
8.
9. Любопытная горка во дворе.
10. Милые детали прошлого. Во дворе сушится бельё, как это было принято повсюду ещё лет 20 назад, рядом возвышается вентиляционный киоск подземного убежища, которые в 50-е строили практически во всех подобных дворах.
11. Симпатичный четырёхподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта. Построен в 1955 году.
12. Напротив стоит типовой кирпичный жилой дом серии II-03 1952-го года. Посмотрите сколько зелени, какой уют! А кто-то на полном серьёзе утверждает, что современные человейники лучше.
13. Какой же старый московский двор без скворечника? Кстати, позвольте поинтересоваться, а как вы произносите слово скворечник? Через нормативное "ч" или как я через московское "ш", т.е. "скворешник" по аналогии с "булошной"? :)
14. Ещё раз кирпичный дом 1955-го года.
15. От исторической ветви Перово - Бойня - Симоново и пролегающего вдоль неё тихого Проектируемого проезда № 3420 эту часть квартала отделяет массивный дом индивидуального проекта, построенный 1958-м году. Изнутри он отделан красным кирпичом, а с фасада также как и его два боковых крыла.
16. Интересный дом.
17. Но пора бы нам уже и в самую интересную часть квартала. За углом дома мы видим упомянутый проезд и насыпь железнодорожной ветки. Даже здесь царит практически провинциальный уют и тишина. Прохожих мало, машин мало.
18. А, если обернуться, то сразу же и вовсе попадаем, словно бы, в другой мир. Всего эта срединная часть квартала состоит из десяти домов, которые в едином стиле возводилась после войны. Комплекс включает в себя четыре дома переменной этажности (2-3 этажа) и 6 двухэтажных, а сданы они в период 1948-1952 гг.
19. Вот этот дом, например, 1951-го года постройки. Его левое крыло - двухэтажное, а правое, выходящее к железной дороге - трёхэтажное.
20. А вот стоящий по соседству двухэтажный домик того же 1951-го года. Посмотрите какая красота!
21.
22. Тишь да гладь, да Божья благодать. Подозреваю, что по весне, когда цветёт сирень и цветы, посаженные в палисадниках под окнами, атмосфера и вовсе напоминает нечто вроде города-сада.
23. Изначально, когда Чистопольская улица застраивалась, она называлась улицей Строителей и входила в состав города Перово. Таким образом, эти дома изначально и не относились к Москве. В 1960 году территория города Перово была включена в состав столицы, а 31 декабря 1968 года старое название было упразднено в связи с одноимённостью, улица стала называться Чистопольской по городу Чистополь, районному центру Татарстана. Кстати, о застройке бывшего города Перово это будет не единственный пост.
24. Корпуса немного отличаются по архитектуре балконов. У более ранних домов они массивные с бетонными балюстрадами, а у более поздних - лёгкие, металлические. Хотя, вот в этом доме они, возможно, были заменены при каком-то ремонте, т.к., если верить источникам, то он относится к ранним и построен в 1948-м году. Впрочем, это может быть и ошибкой.
25. Вот здесь хорошо видна разница.
26. К слову, по меньшей мере четыре дома из комплекса ещё недавно хотели снести в рамках хреновации. Теперь вроде бы принято решение в связи с их архитектурной ценностью провести реставрацию с отселением жильцов. Но всё равно тревожно за них. Из общения с местной жительницей, я так и не сделал однозначного вывода о судьбе домов, но то, что их скоро будут отселять - это она подтвердила наверняка.
27. При этом часть домов явно недавно прошла, если не капитальный, то, во всяком случае, косметический ремонт. Это хорошо заметно по окнам. В прошедших ремонт домах почти везде вставлены стеклопакеты.
28. А в домах, которых ремонт не коснулся, ещё осталось немало аутентичных окон.
29.
30. В каждом подъезде имеется чёрный ход. Всё как было принято в прошлые времена.
31. Вот этот дом признан аварийным и изначально был приговорён к сносу ещё около десятка лет назад. Пока вроде бы передумали, но, зная Собянина и его отношение к истории Москвы, за ансамбль весьма боязно. Даже одна воткнутая среди этого тихого уголка многоэтажная "свечка" навсегда уничтожит всю атмосферу.
32.
33.
34. Несмотря на то, что проезд на территорию совершенно свободный - машин очень мало. Это ещё больше подчёркивает «заповедность» этого уголка. В том же «немецком» квартале на «Октябрьском поле», про который я
недавно писал - машинами всё заставлено несравненно больше, несмотря на то, что въезд только для своих.
35. И в жаркие летние дни в этих дворах наверняка приятно спрятаться в тени.
36.
37.
38. Ещё один домик, подвергшийся ремонту. Правда, тут не все окна заменили. Но, вероятно, это и к лучшему. Пластиковые стеклопакеты в таких домах смотрятся чуждо.
39.
40. Золотая осень прекрасна.
41. Собственно Чистопольская улица, на которой нет даже дорожной разметки.
42.
43. Вид в сторону Орехово-Зуевского проезда. Справа на огороженной территории расположена общага для мигрантов под вывеской "гостиницы".
44. Заглянем туда.
45. Здание явно построено вслед за кварталом, в 1954-м году. По воспоминаниям очевидцев, некогда это была вечерняя школа, затем здание использовалось как избирательный участок, а позднее было отремонтировано и в нём организованы кружки для молодёжи. На территории был яблоневый сад, росла сирень и в детстве местные жители там гуляли. Сейчас это по сути ночлежка для нелегальных мигрантов. Завидев человека с камерой, вахтёр у входа начал орать, что снимать нельзя. Ну да мне насрать, я всё равно снял.
46. Интересный старенький фонарь в местной курилке.
47. А теперь осмотрим самую северную часть квартала. Слева двухэтажные домики, справа - переменной этажности.
48.
49. Ещё один венткиоск бомбоубежища. Пишут, что бомбари там простираются чуть ли не подо всем кварталом, а входы в них - из домов переменной этажности.
50. Ну очень много зелени! Словом, ежели отбросить не самую лучшую транспортную доступность, то место для жизни роскошное, если все дома отремонтировать как надо.
51.
52. Скворечник мы уже видели, теперь кормушка.
53. Выходим обратно на Бронницкую улицу. Дом переменной этажности со стороны неё. Бронницкая улица как и Чистопольская была застроена, когда эта территория относилась к городу Перово, и тогда носила название 2-я Подмосковная улица. После включения города Перово Москвы старое название было упразднено в связи с одноимённостью, и 27 января 1967 года улица стала называться Бронницкой по подмосковному городу Бронницы в связи с расположением на юго-востоке Москвы.
54. Дом напротив уже более типичный и построен позже, в 1956 году, но всё равно имеет свои характерные детали.
55. Прощальный взгляд на малоэтажную часть квартала.
56. По пути к выходу из квартала мне попался ещё вот такой кирпичный жилой дом серии I-410 (САКБ) 1956-го года. Он типовой, но за счёт того, что его левое крыло плотно оплетено девичьим виноградом, он кажется очень уютным.
57. Взгляните как здорово!
58. Словом, меня зацепило.
59. А вот его двор. Довольно типовой, но вполне уютный.
60. Я решил пройтись по Карачарово до Андроновки, поэтому идём дальше в сторону железнодорожной ветки.
61. Местный детский сад.
62. Выходим из квартала к насыпи.
63. Историческая ветвь Перово - Бойня - Симоново. Вид в сторону станции Новопролетарская. О её истории наиболее подробно написано
здесь.
64. Прощальный взгляд на 89-й квартал.
65. И двигаемся в сторону станции Перово. Впереди путепровод ветви над Горьковским ходом.
66. Вид обратно.
67. Приближаемся к Перово. Слева - территория Деревообрабатывающего комбината (ДОК-3), одного из немногих живых ещё предприятий Карачаровской промзоны. Кстати, он и железку использует.
68. Входной светофор станции Перово.
69. Внезапно показалась Чмуха.
70. И, весело погудев, проследовала в сторону Новопролетарской.
71.
72. Вид в сторону станции Перово с пожарным поездом.
73. И взгляд назад. Самый правый путь на фото - подъездной ДОК-3.
74. Далее я свернул на по 1-ю Карачаровскую улицу и прошёлся вдоль территории ДОК-3. Напротив - здание строительного колледжа № 26. Впрочем, я об этой улице уже писал
подробнее раньше.
75. Мемориал работникам деревообрабатывающего комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
76.
77. Огонь не горит.
78. Далее я решил пройтись по 1-й Фрезерной улице до Андроновки.
79. Осенний сквер.
80. 1-я Фрезерная представляет из себя сплошную промзону, причём, довольно безликую, но вот это здание я бы выделил. Это складской комплекс ОАО «Центркнига». Здание построено на рубеже 50-х - 60-х гг.
81.
82. Бывший переезд подъездного пути также теперь уже бывшего Московского завода режущих инструментов «Фрезер».
83. Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени М. И. Калинина основан в 1932 году. Был одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе малогабаритного инструмента для часовой и приборостроительной промышленности. С 1953 выпускал специальные станки для инструментальной промышленности. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966). В 2004 году закрыт и распродан под различные офисы. В честь него названа и улица, и расположенное рядом шоссе, а до недавнего времени название Фрезер носила и платформа Андроновка Казанско-Рязанского направления.
84. Сам переезд закатан в асфальт. Путь тянется дальше за гаражами вдоль Казанско-Рязанского хода.
85. Прошёлся немного по нему. Он зарос и сильно загажен.
86.
87.
88. Дальше пройти было проблематично, да и нужды особой не было. Через сотню метров он примыкает слева к пути на фото № 72.
89.
90. Прощальный взгляд на «Фрезер».
91. И завершаем прогулку у платформ Андроновка, где недавно выстроили путепровод в сторону улицы Пруд Ключики. А теперь перпендикулярно строится ещё и Юго-Восточная хорда. Вот такие дела.
На этом всё. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!