Приветствую вас, дорогие читатели!
Как вы, наверное, уже слышали, вчера в московском метро состоялось довольно-таки грандиозное событие. Открылся участок «Мнёвники» - «Каховская» Большой Кольцевой линии, включающий в себя 9 абсолютно новых станций + одну вновь открытую после реконструкции - «Каховскую» длиной около 20 км. Таким образом, длина нового участка побила рекорд первой очереди 15.05.1935 г., когда открылась первая линия длиной около 11,5 км, но не был побит рекорд по количеству станций, коих тогда было открыто аж 13 штук. Большинство новых станций являются пересадочными и расположены на удалении от центра, что позволит пассажирам московской подземки теперь строить альтернативные маршруты для перемещений по периферии города. Такое событие я никак не мог упустить и, разумеется, поехал смотреть октрытие.
Перед написание поста долго думал давать ли свои субъективные оценки архитектурному оформлению станций и решил не давать. Скажу лишь, что станции получились довольно утилитарными и простыми, что стало эдакой приметой собянинской эпохи в метростроении (за редким исключением), но в любом случае, в отличие от станций в полях Новой Москвы, БКЛ реально необходимый и, безусловно, полезный проект. Так что право ставить оценки архитектуре станций я хочу предоставить вам, а сам просто покажу их вам с небольшими комментариями. Фото получилось много, поэтому по традиции рекомендую запастись чаем/кофе/чем покрепче и давайте смотреть, как выглядит новый участок-рекордсмен московского метро!
1. Началось всё со стояния на реке Угре станции «Мнёвники», куда я приехал и был даже несколько шокирован количеством желающих осмотреть новый участок. За время ожидания, которое затянулось почти на полтора часа, народу скопилось ещё больше и в итоге, первый поезд, который отправился к «Каховской» был набит транспортными фанатами не хуже, чем в час-пик на любой другой линии.
2. Линейная схема нового участка.
3. Первая новая станция, на которую мы попадаем это «Терехово», получившая своё название по существовавшей здесь до начала прошлого года
деревне. В 1990-е годы, а также с 2010 по 2016 станция фигурировала на перспективных картах строительства как «Парк Чудес». Это было связано с проектом строительства самого большого в Европе парка аттракционов и развлечений именно в Тереховской пойме. В результате проект был реализован в Нагатинской пойме под названием «Остров мечты». А название «Мнёвники», под которым она фигурировала в дальнейшем в итоге было отдано соседней станции, ранее фигурировавшей как «Карамышевская». Таким образом, топоним Терехово был сохранён.
4. Станцию украсили силуэты людей, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону, а также светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен серым гранитом.
5. Переход с платформы на платформу.
6. По конструкции станция колонная трёхпролётная мелкого заложения (~22,5 м.) с двумя береговыми платформами. Архитекторы: Алексакова О. А., Бурдова Ю. Ф., Сафиуллина И. Э. Руководители строительства: Хоменя Ю. С., Евсеев Д. В., Марков И. В., Кулаков В. Н., Харченко И. В., Страх Б. В. К слову сказать, пока что удалось установить не все авторские коллективы станций, поэтому пост будет дополнен (там, где не указано) этим позже.
7. Тут, надо признаться, я надолго задерживаться не стал, так как на станции была большая толпа желающих, поэтому я просто сделал несколько кадров и поехал дальше, тем более, что станция недалеко от меня и можно будет съездить и осмотреть её подробнее, благо пока она в чистом поле и такого наплыва пассажиров, как на открытии в ближайшее время ожидать не приходится.
8. Следующая станция «Кунцевская» (проектное название - «Можайская»), связанная переходом с двумя одноимёнными станциями Арбатско-Покровской и Филёвской линий, а также наземным переходом к платформе Кунцевская (Кунцево) Смоленского направлени и D1.
9. Конструкция станции аналогична «Терехово», это колонная трёхпролётная мелкого заложения (~ 31,2 м).
10. Интерьеры предельно лаконичны, единственное, за что удалось зацепиться взглядом это светильники круглой формы и довольно приятный шрифт названия.
11.
12. В который раз отмечаю, какую сильную дисгармонию на любой станции создают эти дебильные наклейки-полоски для т.н. соблюдения дистанции.
13. Выходы в город ведут на Рублёвское шоссе и к улице Ивана Франко, а также к железнодорожному остановочному пункту Кунцевская.
14. Выход в город к платформе Кунцевская.
15. Наклон.
16.
17.
18. Ещё один выход в город, совмещённый с пересадкой на АПЛ и ФЛ.
19.
20. Новый совмещённый наземный вестибюль трёх линий.
21. Выход в город.
22. Взгляд назад к спуску на новую станцию.
23. И переход на АПЛ и ФЛ.
24.
25. Спуск на платформу АПЛ в центр.
26. Здесь я вышел на улицу перекурить и с целью купить памятную "Тройку". Забегая вперёд скажу, что на других станциях я больше не покупал таковых, ибо за ними стояли просто жуткие очереди, некоторые покупали по 50-100 (!) карт сразу, видимо, с целью последующей перепродажи.
27. Вестибюль.
28. Благоустройство.
29. И идём обратно в метро.
30.
31.
32. Следующая станция «Давыдково». По конструкции колонная двухпролётная мелкого заложения (~33 м.) с двумя береговыми платформами.
33. Перегон к «Кунцевской».
34. Переход на другую платформу осуществляется через мостик, аналогично предыдущим станциям.
35. Архитекторы Телепнева О. В., Васильев Г. Ю. (архитектурно-художественные решения), Шабан В. В., Васильев Г. Ю. (объемно-планировочные решения).
Художники: Славук А. В., Славук С. Я., Щербаков С. А., Данилов В. А. (панно «Звезда спасения» и графика витража павильона «Герои всегда рядом»).
36. А вот и сами украшения. Тематика отделки посвящена работникам МЧС, которые помогают в чрезвычайных ситуациях и ликвидируют последствия стихийных бедствий. В качестве цветового кода станции выбрано сочетание белого, оранжевого, серого и синего оттенков. Это неслучайно, ведь именно эти цвета присутствуют в эмблеме МЧС.
37.
38.
39.
40.
41. Глобус «Давыдково» и журналисты.
42. Соседняя платформа с пешеходного мостика.
43. Выход в город к улице Инициативная и на Аминьевское шоссе.
44.
45. К югу за станцией планируется размещение съездов в строящееся электродепо «Аминьевское».
46. Следующая станция «Аминьевская» (проектное название - «Аминьевское шоссе»), более традиционная по конструкции для столичного метро. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (~14 м.) с одной островной платформой.
47. Имеет пересадку типа "сухие ноги" на одноимённую
платформу Киевского направления (в будущем D4), открытую также вчера.
48. Потолок станции, как я понимаю, должен символизировать звёздное небо.
49. Один из выходов в город, совмещённый с переходом на платформу.
50. К слову, выходы и пересадочные коридоры на станциях расположены не традиционно в торцах, а ближе к центру станций. Это тоже, как сейчас модно говорить, тренд собянинской эпохи метростроения.
51.
52. Вестибюль довольно типовой, ничего необычного.
53. За турникеты я не пошёл.
54.
55. За станцией будет расположен однопутный оборотный тупик и съезды к строящемуся электродепо «Аминьевское», которое будет обслуживать Большую кольцевую линию.
56. В торцах платформ расположены лифты для маломобильных пассажиров.
57.
58. Второй выход в город.
59. Следующая станция «Мичуринский проспект» (проектные названия - «Лобачевская», «Улица Удальцова») с пересадкой на одноимённую станцию Солнцевской линии. Также колонная трёхпролётная мелкого заложения (~19 м.) с островной платформой.
60.
61. Главным украшениям являются вот эти витражи, в которых скрыты светильники.
62. Архитекторы станции: Чистякова Т., Чистяков И., Айтеев Ж., Воронов В., Бутурлинцев В., Баранов Р., Климова Е. Инженеры: Исаев А., Зубарев Д. Чжоу Цзимин, Сюэ Лицян, Цюпа Д., Одинцов А., Солнцев М., Буглимов А., Каминский К. Строительством станции совместно с АО «Мосинжпроект» занималась китайская компания CRCC (China Railway Construction Corporation Limited).
63. Станция расположена в 36-м микрорайоне Раменок вдоль улицы Удальцова у её пересечения с Мичуринским проспектом. Имеет два вестибюля, подземный и наземный, через который также осуществляется переход на станцию «Мичуринский проспект» Солнцевской линии.
64. Туда-то мы и поднимемся.
65. Время было пиковое, народу было много. Что приятно, здесь (и на части других станций) в день открытия играли музыканты.
66.
67.
68. И спускаемся обратно вниз.
69.
70. В целом, пожалуй, это была самая оживлённая станция на новом участке. Сразу видно как не хватает Солнцевской линии объединения с Калининской и станций в центре города.
71. Следующая станция «Проспект Вернадского», пересадочная на одноимённую станцию Сокольнической линии.
72. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (~16 м.) с островной платформой.
73. Центральный зал. Станция задумана в стиле хай-тек. Она имеет индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены, переходящий в зоне пересадки в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходков.
На потолке светло-серого цвета в шахматном порядке располагаются встроенные светильники. Отражаясь на мраморном полу, они создают на нём узор.
Центральная часть платформы обрамлена двумя рядами прямоугольных колонн, облицованных гранитом Габбро, черный цвет которого удачно контрастирует с серыми полутонами потолка и золотистой гаммой путевой стены. Спокойным фоном для этого сочетания служит пол платформы из полированного гранита. Стены касс выделены облицовкой оранжевого агломерата (высокопрочный искусственный камень).
74. Выход в город к одноимённому проспекту и улице Удальцова.
75. Для перехода на Сокольническую линию надо подняться по лестнице в центре зала.
76. Затем пройти по балкончику.
77. Взгляд назад.
78. После чего надо проследовать довольно длинным коридором.
79.
80.
81. Выход на старую станцию Сокольнической линии только по лестницам. Никаких тебе лифтов и других современных атрибутов.
82. Переход расположен в центре зала, задел под него был оставлен ещё при строительстве станции в 60-е годы.
83. Идём обратно.
84. И едем дальше.
85. Следующая станция «Новаторская» (проектное название - «Улица Новаторов») дано по улице, под которой расположена станция. По конструкции колонная двухпролётная мелкого заложения (~11 м.).
86. При типовой конструкции для станций южного участка Большой кольцевой линии «Новаторская» имеет ярко выраженный образ с узнаваемым колористическим решением. Главным её акцентом является подвесной потолок из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. В качестве отделочного материала потолка впервые применено стекло. Создаваемая им параметрическая композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства.
87. Станция имеет один выход в город.
88. Также в центре зала предусмотрен задел под переход на строящуюся станцию Троицкой линии.
89.
90. Выход в город.
91. Понравились светильники на эскалаторах.
92. Вестибюль стандартный, ничего необычного.
93.
94.
95. И едем дальше.
96. Следующая станция «Воронцовская» (проектное название - «Калужская»), чудом сохранившая своё оригинальное название. Является пересадочной на «Калужскую» Калужско-Рижской линии.
97. Колонная трёхпролётная мелкого заложения (~23 м.). Архитектор: Вигдоров А. Л. При типовой конструкции станция имеет ярко выраженный индивидуальный футуристический образ, мысленно отсылающий к космической тематике города, где работал Циолковский.
В прямоугольном объёме платформенного участка пластика создаётся, в основном, дизайном потолка и колонн. Потолок на станции подвесной, он представляет собой параметрическую структуру сложной геометрии и выполнен из одинаковых мелкоформатных алюминиевых элементов, расположенных на разной высоте. В конструкцию потолка встроены точечные светильники. Железобетонное перекрытие потолка выкрашивается тёмно-серой силикатной краской, благодаря чему структура потолка контрастирует с перекрытием. Подвесная система потолка вместе с расположенными в ней светильниками создаёт непрерывный поток, напоминающий Млечный Путь.
Два ряда колонн сложной формы выполнены из бетона и покрыты силикатным антивандальным составом, сохраняющим текстуру бетона. Сложный ритм потолка контрастирует с простым рисунком пола, отделанным двумя оттенками гранита - белым и тёмно-серым.
98. Выход в город, совмещённый с пересадкой.
99. Вестибюль новой станции соединён с вестибюлем «Калужской», так что по сути оба теперь являются общими для двух станций.
100. Толпа в очереди за "Тройками".
101.
102. Выглядит довольно футуристично.
103. Второй выход в город.
104. Здесь установлены уже знакомые нам оригинальные светильники.
105.
106. Следующая станция «Зюзино» (проектное название - «Севастопольский проспект») аналогична «Новаторской». Колонная трёхпролётная мелкого заложения (~17,5 м.). Названа по одноимённому жилому району, в центре которого ранее не было своего метро. Обратите внимание на бетонную пыль, которая подобно туману окутывала станцию.
107. Один из выходов в город.
108. И вновь знакомые нам светильники.
109. Вестибюль также типовой и компактный.
110. Теперь у жителей этого района наконец появилось метро, можно за них порадоваться!
111.
112. При типовой конструкции станция имеет ярко выраженный индивидуальный образ, сочетающийся с эстетикой района типовой застройки 1960-х.
В прямоугольном объёме платформенного участка пластика создаётся, в основном, дизайном потолка, светильников и колонн. Потолок на станции подвесной, выполнен из разноформатных объёмных кубических алюминиевых элементов с отделкой 3 различных оттенков. Между панелями потолка располагаются группы осветительного оборудования - накладные светильники прямого света. Подвесная система потолка вместе с расположенными в ней светильниками создаёт объёмный геометрический рельеф, в пластике которого происходит переосмысление эстетики 1960-х годов.
Центральный ряд колонн прямоугольного сечения облицован светло-серым мрамором Bianco Carrara D, имеющим выраженную текстуру. Сложный ритм потолка контрастирует с простым рисунком пола, отделанным двумя разновидностями природного камня - светло-серым Сибирским гранитом и чёрным габбро-диабазом.
113.
114. А теперь едем на конечный пункт нашего виртуального путешествия.
115. Станция «Каховская». Колонная трёхпролётная мелкого заложения (~8 м.). Построена по типовому проекту из сборных унифицированных железобетонных конструкций. Расстояние между осями путей 12,9 м, высота перекрытия 4 м, ширина платформы 10 м, расстояние между осями рядов колонн 5,9 м, шаг колонн 4 м, ширина колонны 500 мм. Всего на станции 40 пар колонн - так называемая «классическая сороконожка». Открыта 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии, закрыта на реконструкцию 30 марта 2019 года, вновь открыта вчера уже в составе БКЛ. Проектные названия: ЗИЛ, Волхонка-ЗИЛ, Посёлок ЗИЛ. Архитекторы: Демчинский Н. И., Колесникова Ю. А. Инженер‑конструктор: Шмитова Н.
116. Вестибюль.
117.
118. Вышел в город покурить, посмотрел на обновлённый павильончик.
119. И идём обратно.
120. Станцию полностью перестроили, от былой практически не осталось и следа. А жаль...
121.
122. По сути это совершенно новая станция, мало напоминающая старую.
123. А в середине зала она и вовсе напомнила мне «Лефортово».
124. При строительстве под центром платформы был сооружён задел в виде монолитной железобетонной конструкции для пересадочного узла, который и был реализован после открытия в 1983 году «Севастопольской» Серпуховско-Тимирязевской линии.
125.
126. От старой отделки станции сохранились лишь литые вставки, посвящённые Гражданской войне (скульпторы Горчаков В. А., Сошинская Л. А. и др.).
127. Странно они смотрятся с новой отделкой, надо сказать.
128. Второй выход в город пока ещё на реконструкции. В будущем через него также будет осуществляться пересадка на «Севастопольскую».
129.
130. Вот такой получился новый участок БКЛ, а количество станций увеличилось до 250. Метро растёт!
На этом всё. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!