Приветствую вас, дорогие читатели!
Сегодня я вновь решил вернуться и вас заодно вернуть в лето, но на этот раз уже не питерское, а московское. 12 июня в славный праздник независимости от Украины решили мы со Стасом прогуляться и выпить пива в последнем нетронутом уголке острова Мнёвниковская пойма, который ещё недавно представлял из себя практически заповедный уголок с последней московской
деревней Терехово, а ныне превратился в одну огромную стройку. Лишь небольшая часть острова, прилегающая к шлюзам и плотине ГЭС находятся под охраной, но туда и простым смертным теперь не попасть. А в остальном...
Тихую троллейбусную улицу Нижние Мнёвники превратили в шумный автобан СЗХ, построена станция
метро «Мнёвники», готовится к открытию «Терехово» на месте одноимённой деревни. Рядом почти возведён многофункциональный спортивный комплекс ФСО, на месте оставшейся территории деревни по обе стороны улицы активно строится огромный донстроевский ЖК «Остров», который в будущем планируют расширять и дальше. На месте бывшего посёлка Главмосстроя уже оборудована огромная площадка для строительства муниципального жилого комплекса по программе реновации, планируются автомобильные и пешеходные мосты в Крылатское и
Филёвскую пойму.
Словом, былой тишины и уюта в этих местах не будет уже никогда, сюда пришли пришлые (извините за невольную тавтологию) собянинские менеджеры/оптимизаторы/девелоперы, которые не оставят от этого уголка камня на камне. Но есть ещё одно тихое место на острове, куда эти варвары не добрались и вот туда-то мы и направились, чтобы насладиться тишиной, выпить пива у воды, послушать пение птиц и погреться на солнышке. Чтобы затем в свою очередь, собравшись с силами и зарядившись положительной энергией, отправиться в основную точку прогулки того дня - к станции Кунцево II.
1. Доехали мы со Стасом на модном поезде «Москва» (где, к слову, на весь длинный состав мы были единственными пассажирами) до нового метро «Мнёвники», прошлись немного, перешли хорду и оказались у забора охранной зоны Карамышевской ГЭС.
2. Затем по тропиночке мы спустились вдоль забора к Карамышевской (Мнёвниковской) излучине Москва-реки (она же - Кунцевская лука).
3. Длина Карамышевской излучины около 8,3 км. Таким образом, после строительства канала Карамышевское спрямление в середине 30-х годов прошлого века водный путь сократился в практически в десять раз. В результате создания канала речные суда в большинстве своём перестали ходить мимо Фили-Кунцевского лесопарка, что способствовало сохранению естественного облика реки.
4. А строительство Карамышевской ГЭС и привёло к некоторому заболачиванию прибрежной зоны, так как вода часто застаивается. Зато здесь много рыбаков. В том числе рыбаков-девушек, чему мы были немало удивлены.
Сама Карамышевская ГЭС построена по русловой схеме в 1932-1937 гг. Урез воды выше плотины поддерживается на высоте 125,9 метров, ниже - около 120,2 метров. Сооружения ГЭС построены по проекту архитектора А. М. Рухлядева. Включает в себя: бетонную водосливную плотина длиной 116 м и наибольшей высотой 18,5 м; однониточный однокамерный судоходный шлюз № 9 (на спрямляющем канале); здание здание ГЭС закрытого типа.
Мощность ГЭС - 3,52 МВт, среднегодовая выработка - 9,75 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлены 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 1,76 МВт, работающих при расчётном напоре 4,8 м.
Карамышевский гидроузел обеспечивает судоходство по Москва-реке. Русло реки, преграждаемое плотиной, дублируется для судоходства Карамышевским спрямлением. Левый устой плотины примыкает к зданию ГЭС. Правый сопряжен с дамбами, обваловывающими правый берег. Пролеты плотины в количестве 5 штук перекрыты сегментными затворами. В пролетах №№ 1, 2, 3 установлены сдвоенные затворы, в пролетах № 4 и № 5 - одинарные.
5. Суммарная пропускная способность плотины при нормальном уровне верхнего бьефа составляет 1870 м³/с. Для маневрирования затворами плотины служат стационарные цепные механизмы грузоподъемностью: для верхних затворов - 20 тонн, для основных затворов - 80 тонн. Для монтажа и ремонта агрегатов в машинном зале имеется кран грузоподъемностью 25 тонн.
Передача выработанной генераторами электроэнергии в энергосистему осуществляется на напряжении 6,6 кВ по кабельным линиям через ЗРУ-6 кВ. Гидростанция рассчитана на среднесуточный обводнительный расход около 40 м³/с, слагающийся из собственного минимального расхода реки в 5 м³/с и обводнительного расхода в 30 м³/с, поступающего из Волги через канал.
ГЭС относится к приплотинному типу с закрытым машинным залом, оснащена двумя поворотно-лопастными турбинами с фиксацией (заваркой) лопастей рабочих колес, диаметр рабочего колеса - 3,0 м, расчетный напор - 4,8 м, частота вращения - 125 об/мин, расход воды - 32 м³/с. Генераторы вертикальные, зонтичные, типа СВ-425/30-48, мощность 1760 кВт, напряжение 6,6 кВ.
6. Найдя себе местечко в стороне от рыбаков обоих полов, мы предались безмятежному отдыху и задушевной беседе под ледяное пенное, чтобы спустя час, подняться обратно и на такси рвануть в Кунцево, благо по прямой и быстро.
7. И вот мы в Кунцево под эстакадой СЗХ. Вид в сторону станции Кунцево I и основного хода Смоленского направления МЖД. И здесь к нам, словно специально желая испортить умиротворённое настроение, тут же докопались гопники сотрудники РЖД-охраны, которые заявили, что... Впрочем, я думаю, двадцать раз повторять какую пургу они обычно несут большого смысла нет. Пришлось пойти на хитрость и немного отойти вдаль вдоль забора. Однако, им видимо, было настолько нечего больше делать, что они решили охранять от нас железную дорогу до победного и никуда не удалялись.
8. Прогулявшись вдоль забора, мы как настоящие партизаны, нашли в нём дыру, соседствующую с густым кустарником, где мы затихарились, а затем ещё минут 30 пили пиво и курили, наблюдая в мой телевик, когда же эти деятели свалят, чтобы можно было проскочить наиболее открытое пространство станции Кунцево II. На фото, к слову, его горловина и те самые товарищи, которые наконец устали охранять от нас железную дорогу и пошли к себе в вышку. Обратите также внимание, какие интересные там в горловине карликовые маршрутные четырёхлинзовые светофоры. Жаль, поближе к ним подойти не вышло.
9. Пришло время выдвигаться из убежища и идти вглубь станции вдоль забора глухой промзоны.
10. На путях стояло множество вагонов для перевозки контейнеров. Жаль, что пришлось делать довольно много снимков против солнца, но ничего нельзя было изменить, день потихоньку клонился к закату.
11. Партизанская тропа. Разумеется, будучи человеком удачливым, при спуске на тропу я промочил в дренажной канавке, поросшей травой, ногу аж до колена. Но летом это как-то даже особенно не напрягло.
12. Кунцево II расположена в центре огромной промзоны № 38 «Кунцево» и является узловой железнодорожной станцей Смоленского направления МЖД на тупиковом ответвлении от станции Кунцево I - к станции Усово (на фото - слева под контактной сетью) на территории Москвы и Московской области. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По характеру основной работы является грузовой, по объему выполняемой работы отнесена к 1-му классу. Само тупиковое ответвление до Усово сооружёно в 1926 году, однако станция появилась позже, в 1964 году.
Входной светофор со стороны Кунцево I находится у западного края Усовской платформы Рабочий Посёлок, почти сразу же начинается путевое развитие. Кроме основного путевого развития в Москве внутри МКАД, в границах станции находится участок линии от МКАД до двухпутного разъезда с платформой Ромашково (действующий, бывший самостоятельный разъезд) в Одинцовском районе Московской области. В Ромашково ответвляется неэлектрифицированная линия на Рублёво, поэтому станция является узловой.
В границах станции Кунцево II есть два остановочных пункта электропоездов. Один из них необычный - это одноимённая пассажирская платформа длиной в 1,5 вагона (ок. 30 м), находится на востоке от главного западного пути (единственный электрифицированный путь) ещё в черте Москвы, используется работниками самой станции. Фактически не имеет выхода в город, с южной стороны платформы расположен служебный проход на основную часть станции Кунцево-2. Платформа является нетарифной остановкой по требованию. В поездах Иволга вход и выход через кабину машиниста. Оформление билетов осуществляется в область (билет должен действовать от/до Ромашково; пассажир может выйти через турникет по имеющемуся билету по общим правилам). Также имеется стандартная пассажирская платформа Ромашково, но уже за МКАД, в Московской области.
13. Взгляд назад.
14. Слева та самая служебная платформа Кунцево II, а за ней - первые ласточки опоры будущего платного Северного дублёра Кутузовского проспекта (СДКП), который скоро изуродует всю местность вдоль Смоленского хода от МКАД и до ТТК. Так что эти фото уже исторические.
15. Взгляд назад. Хорошо летом! По правую сторону за забором расположены также подъездные пути Всероссийского института лёгких сплавов, который занимался изготовлением полуфабрикатов из алюминиевых, титановых, магниевых, жаропрочных никелевых и специальных сплавов для различных отраслей промышленности. Но сейчас его обанкротили и собираются застраивать человейниками.
16. Станция крупная, с действующим грузовым двором (одна из немногих оставшихся в Москве).
17. Здесь расположен крупный действующий контейнерный терминал. Отсюда и такое повышенное внимание охраны, видать.
18. Взгляд назад с платформой Кунцево II. В былые времена, как пишут люди в сети, на ней останавливались чуть ли не все электрички и платформу даже объявляли, как "следующая остановка "Кунцево вторая"! Да и в некоторых расписаниях она значилась, и сейчас значится, но с прочерком. Сейчас там останавливается мало электричек и по требованию. Машинист, если видит человека на платформе сам останавливается, но как пишут, лучше помахать рукой (т.е. фактически застопить поезд). Если нужно выйти на платформе, то надо сообщить об этом машинисту по связи. После того, как поезд остановился, давление с дверей снимается, но сами двери не открываются, их нужно раздвигать руками. Впрочем, не знаю прокатит ли такой способ войти или выйти для обычного пассажира.
19. Ещё один вид на грузовой двор. Чуть правее путь к сооружению по перевалке щебня средней фракции для Кунцевского комбината ЖБИ, но нам был нужен подъездной путь самого комбината. Он ещё правее.
20. Взгляд назад.
21. Ещё разок грузовой двор.
22. И наконец мы вышли на нужный нам путь.
23. Оглянемся ещё раз назад.
24. Здесь ещё путевое развитие. Влево отходит путь к каким-то складам, действующий, поседерине был ещё какой-то бетонный заводик, путь за воротами был разобран в 2018-м году.
25. Ну, а справа, заваленный шпалами, как раз нужный нам путь.
26. Небольшой привал и перекур под пиво в кустах. Здесь охраны можно было уже не опасаться и чутка передохнуть. К слову, хоть путь и давно заброшен, светофор работает.
27. Ну, а затем мы двинулись дальше. Путь не используется уже лет 5-10.
28. Всюду печать запустения.
29. И буйство природы.
30.
31. Пройдя метров 500 через заросли, мы увидели вдали ворота.
32. А вот и они. Да ещё и закрытые и с колючей проволокой! Поначалу нами овладел ступор, но исконная русская смекалочка помогла с лёгкостью преодолеть эту преграду.
33. Вуаля, и мы с другой стороны.
34. Кто первый угадает как мы пролезли? :)
35. Подъездной путь ведёт к погрузочной площадке Кунцевского комбината железобетонных изделий № 9.
36. Вся эта промзона, думаю, тоже скоро пойдёт под человейники. Вероятнее всего, её пока спасает то, что метро отсюда довольно далеко, к электричкам выходить тоже неудобно. Словом, не слишком хорошая транспортная доступность делает её менее привлекательной для дебилвелоперов.
37.
38. Путь раздваивается и ныряет на территорию погрузочной площадки.
39. Внутри ещё путевое развитие. Но туда проникнуть не удалось и время начинало поджимать. Плюс оттуда доносился довольно громкий шум. Хоть сам комбинат давно не работает, на территории что-то происходит. Какие-то помещения сдаются в аренду, где-то, как пишут, существует мелкое производство ЖБИ.
40. Какое-то заброшенное строение.
41. Решили немного пройтись вдоль. Справа - какие-то вроде бы вполне живые склады. Сверху виднеется рампа для доставки грузов с площадки (и наоборот) на собственно комбинат, который расположен с другой стороны Молодогвардейской улицы.
42. Склады.
43. Блеск и нищета почившей советской промышленности.
44. Красивая штука всё-таки.
45. Один из внутренних путей здесь выходил наружу и упирался в тупик. Здесь на тупике мы допили пиво и засобирались в обратный путь.
46.
47.
48. Пройдя через склады, мы вышли на Молодогвардейскую улицу, над которой величественно нависает та самая рампа. Ну, а сам комбинат находится слева. Точнее то, что от него осталось.
49. Ну и в завершение рассказа крупный план рампы. Хотя, в Кунцево, наверное, стоит ещё вернуться. Там много интересного. Покуда собянинские не добрались.
На этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!