Осенняя прогулка от «Щукинской» до улицы Панфилова

Oct 05, 2021 02:25

Приветствую вас, дорогие читатели!

На дворе наконец-то закончились мерзкие дожди, вовсю буйствует красками золотая осень, поэтому хочется гулять и снимать. Поэтому, вернувшись с дачи друзей, где я отдыхал душой и телом, я вырвался пройтись хотя бы где-нибудь неподалёку и что-нибудь поснимать. И выбор мой пал на Щукино, откуда я сначала планировал через бывшую Виндавскую улицу прогуляться до закрытой платформы Покровское-Стрешнево, но в итоге забрёл и ещё дальше. Собственно эти два пункта, перечисленные выше и были моими главными целями, но почему бы попутно не поснимать что-то ещё? В общем, хватит предисловий, лучше расскажу обо всём по порядку. Давайте гулять!

1. По пути от метро к бывшей Виндавской улице, я не смог отказать себе в удовольствии поснимать трамваи на особенно живописной в это время года Авиационной улице. Тем более здесь есть Татрочки!



2. И не только они.


3. Но их всё ещё достаточно много. Что не может не радовать.


4. А сама Авиационная улица, хоть и прекрасна в любое время года, но осенью особенно.


5. Остановка «Диспансер». Ранее она носила название «Виндавская улица». Так что мы собственно пришли куда надо. В былые времена здесь располагалось трамвайное кольцо «Покровское-Стрешнево», которое было открыто в 1924 году. С 1940 года стало использоваловаться как служебное. Сюда, в частности, перенаправлялись трамвайные маршруты в дни авиационных праздников. Здесь же тренировались вагоновожатые. Как пишут очевидцы, в 1960-х гг. был ликвидирован путь по улице Академика Курчатова вокруг жилых кварталов и кольцо, как я понял, уменьшилось в размерах.

В 1980-е гг. при строительстве больничных корпусов нынешнего Центрального клинического военного госпиталя ФСБ РФ кольцо было ликвидировано окончательно. На безымянном проезде рядом даже сохранились опоры, некогда державшие контактную сеть. Как пишут, до недавнего времени также местами торчали рельсы, пока их не заасфальтировали под тротуар. Здесь оборачивались маршруты №№ 13 (1924-38) и 23 (1932-40), а также курсировал трамвай № 6 в 1944-45 гг. Теперь здесь остался лишь небольшой изгиб трамвайной линии. Кстати, вот здесь есть фото времён строительства этой линии.


6. Ну, а теперь поворачиваем на саму бывшую Виндавскую улицу. Вот что она из себя представляет сейчас. Я уже упоминал о ней раньше, но вскользь, поэтому решил, что невредно будет сделать полноценную прогулку по ней. Улица получила своё название в начале XX века по проходящей поблизости Московско-Виндавской железной дороге (ныне Рижское направление Московской железной дороги). Во времена Российской Империи название Виндава носил нынешний латышский порт Вентспилс, куда и была проложена стальная магистраль. Рижский вокзал, к слову, со времён постройки и до 1930-го года также носил название Виндавский. Официально улица упразднена, в реестре московских улиц уже не числится, но на некоторых картах обозначалась вплоть до недавнего времени.


7. Первоначально проходила от ныне упразднённой Чеховской аллеи до Центральной (ныне - Авиационной) улицы. Вот, например, Виндавская улица на знаменитой карте Москвы 1952-го года. На карте даже присутствуют какие-то строения вдоль неё.


8. А вот карта из Справочника сотрудника милиции 1980-го года. Здесь улица также присутствует и, как пишут, последний раз на печатных картах она обозначалась в каком-то справочнике середины нулевых. Но его мне найти не удалось. Зато я хорошо помню, что на заре Яндекс-карт, она была там отмечена. Теперь же поиск выдаёт лишь одноимённую улицу в Санкт-Петербурге.


9. В настоящее время Виндавская улица представляет собой безымянную неосвещённую просеку в парке от трамвайной линии у улицы Академика Курчатова до Щукинской улицы. Сохранился также восточный отрезок улицы, внешне очень похожий на западный - левее Волоколамского шоссе восточнее улицы Академика Курчатова, в лесополосе, которая относится к Всехсвятской роще.


10. Ещё лет 10 назад дорожное покрытие отдалённо напоминало очень старый асфальт, теперь это уже просто грунтовая парковая аллея.


11. А это единственное строение, которое можно встретить здесь в наше время. И судя по всему, оно ещё советское. Правда, не знаю, имела ли когда-нибудь эта подстанция адрес по Виндавской улице или нет. Размышляя об этом, я подумал, что неплохо было бы заказать или сделать какую-нибудь табличку, которая увековичила бы Виндавскую улицу в истории.


12. С закрытием платформы Покровское-Стрешнево здесь стало совсем безлюдно. Раньше здесь особенно днём ходило прилично так народу, а теперь мне за всю прогулку встретились всего три человека.


13. "Переулок" в сторону Авиационной.


14. Тем временем, продвигаясь вперёд, я продолжал размышлять об исторической несправедливости и необходимости увековечить улицу для истории и вдруг я увидел...


15. А увидел я вот это. Какой-то хороший и неравнодушный человек уже сделал всё за меня, причём, явно своими руками, методом выжигания по дереву, как мы когда-то делали всякие подобные, но куда более простые штуки на уроках труда. Но тут автор прямо хорошо потрудился. И я хотел бы выразить этому человеку своё глубочайшее уважение и пусть виртуально, но пожать ему руку. Надеюсь, он это прочитает.


16. Тем временем западный кусок бывшей улицы, несколько отдалившись от Авиационной улицы на север в сторону Волоколамки упирается в трамвайные пути линии в Тушино и Братцево, а также новую эстакаду развязки Волоколамки и улицы Академика Курчатова. Раньше Виндавская улица шла здесь приблизительно насквозь и пересекала улицу Академика Курчатова.


17. Строго говоря, мы стоим на месте бывшего перекрёстка улицы и трамвайных путей. Но теперь о тех далёких временах уже ничто не напоминает. А старые-добрые Татрочки, наверное, ещё помнят те времена и, если бы они могли говорить, то поделились бы с нами воспоминаниями.


18. А вот Львята тех времён уже не застали.


19. Красивая линия. По ней я как-нибудь тоже обязательно пройдусь. Но в этот раз я направился правее, чтобы под эстакадой пересечь автодорогу.


20. АЗС "Татнефть" стоит примерно как раз на том месте, где Виндавская улица пересекала улицу Академика Курчатова.


21. Примерно как-то так. И наискосок возвращалась чуть южнее. Вид со стороны Всехсвятской рощи.


22. В Роще упразднённая улица продолжается ещё примерно 250 метров в виде такой же грунтовой аллеи.


23. А вон и бывший перекрёсток на горизонте.


24. Это бывшая Чеховская аллея, здесь, немного не дойдя до Пехотной улицы, и заканчивалась Виндавская улица. Направо - Авиационная улица, налево - Волоколамское шоссе.


25. Взгляд назад.


26. Ну, а затем я направился к Волоколамке, чтобы пересечь её.


27. Перейдя шоссе, я вышел к руинам исторического вокзала железнодорожной станции Покровское-Стрешнево.


28. Построен в 1908 году в стиле модерн. Проектированием вокзалов и станций Московско-Виндавской железной дороги (ныне - Рижское направление Московской железной дороги) занимался архитектор С.А. Бржозовский. В 1930-1950 гг. здесь располагалось общежитие для железнодорожных рабочих, работающих на дистанции пути станция Зыково (ныне - платформа Гражданская) - станция Павшино.

На протяжении 30 лет здание заброшено, подвергалось актам вандализма и нуждается в скорейшей консервации. Неоднократно выставлялось на продажу, но невзирая на статус памятника, реставрационные работы до сих пор не начаты. Попытки Департамента культурного наследия города Москвы принудить собственника к работам по сохранению объекта оказались безуспешными. Большой изящный деревянный навес в стиле модерн для пассажиров, к несчастью, сгорел и полностью разрушился из-за безалаберности и наплевательского отношения властей. Вот так комплекс выглядел полностью до революции, а вот так он выглядел в середине 80-х годов.


29. Да и сейчас этот прекрасный образец архитектуры в ужасном состоянии. Но каменная часть хотя бы не сгорит...


30. А вот здесь видны остатки фундамента деревянного павильона.


31. Ну, а теперь поглядим, что за три с небольшим месяца забытья стало с платформой Покровское-Стрешнево (или, как иногда писали, Покровско-Стрешнево). Переход через пути со светофорной сигнализацией - единственное, что осталось действующим здесь со времён открытия Щукинской.


32. С фонарей сняты светильники, убраны (или растасканы на металлолом) лавочки, урны, валидаторы. Осталась лишь одна голая платформа из плитки.


33. Все поезда, как вы поняли, проследуют платформу без остановки. Но за 20 минут, что я там был, ко мне дважды подходили люди (в частности, вот тот мужчина на фото вдали) и спрашивали почему не останавливаются поезда. А, услышав, что платформа закрыта выражали крайнее удивление, а мне приходилось объяснять им, что теперь нужно идти в одну или другую сторону вдоль путей, чтобы попасть на другие платформы. Вот зачем было её закрывать, да ещё и название Стрешнево присваивать соседней платформе, которая была Ленинградской? Результат налицо, даже спустя три месяца после закрытия люди приходят сюда и не могут понять, что происходит и почему не останавливаются электрички.


34. Руины вокзала с платформы.


35. Билетные кассы и навесы тоже очень быстро превращаются в руины и разрисовываются.


36. Единственный уцелевший светильник.


37. Здесь продавали билеты.


38. Но теперь платформа пуста. И это навсегда. Скоро её, наверное, снесут. Или так и будет разрушаться до времени, когда решат строить III и IV главные пути.


39. Вот такая печальная картина забытья.


40. Уехала в осень.


41. Бывший вокзал покрупнее.


42. И бывшие теперь уже кассы.


43. Ну, а затем я направился в сторону Стрешнево (перенесённой Ленинградской) и МОЖД. Кстати, рекомендую свой ностальгический пост о том, как всё здесь выглядело в нулевые.


44. Когда-то Покровское-Стрешнево было станцией, теперь перестало быть и платформой, просуществовав 120 лет с 1901-го года до 2021-го.


45. А поезда проносятся как ни в чём не бывало.


46. В бытность Покровского-Стрешнева станцией, здесь пролегала и уходила вон в те заросли влево 30-я соединительная ветвь на МОЖД к бывшей станции (изначально - телеграфному посту) Братцево, которая была закрыта в 2008-м году. А справа проходил обгонный путь, минуя платформу Ленинградская к станции Подмосковная.


47. Не отказал себе в удовольствии устроить небольшую фотоохоту на электрички у живописной кривой перед пересечением с Окружной.


48. Локомотивные бригады весело приветствовали сигналами.


49. А эта ещё и несколько раз подмигнула прожектором, но фото этого, к сожалению, не передаёт.


50. Платформа Стрешнево (Ленинградская). Для некоторых электричек является конечной. Оборот - через станцию Подмосковная.


51. Три "птички" в одном кадре.


52. Хорошо осенью на железной дороге!


53.


54. Ну, а затем я отправился пересекать МОЖД (МЦК), ибо через Стрешнево просто так не пройдёшь. Через МЦК, как ни парадоксально - проще. Обратите внимание на старый путепровод МОЖД для двух главных путей и новый для третьего главного пути. Новый построен уже с заделом под два новых пути Рижского направления, а вот старый придётся демонтировать и перестраивать, так что, когда соберутся строить новые главные пути Рижского хода, нас, скорее всего ждут увеличенные интервалы на МЦК. Что мешало сразу заменить путепровод при реконструкции Кольца - для меня лично непостижимо.


55. МОЖД (МЦК). Входные светофоры станции Лихоборы, прямо за ними начинается нечётный парк Братцево (бывшая станция Братцево) станции Лихоборы, который используется для отстоя и обслуживания "Ласточек". Впрочем, чётный парк Братцево, расположенный уже за платформой Балтийская занимается тем же.


56. Местный гаражный кооператив и раритетный светильник на деревянной опоре. Кстати, этот кооператив стоит как раз на трассе бывшей 30-й соединительной ветви, которую теперь есть план восстановить. Вот так - что имеем не храним, потерявши плачем и затем снова восстанавливаем.


57.


58. Перейдя МЦК и обойдя платформу Стрешнево, я вернулся на Рижский ход и решил немного прогуляться, а затем вернуться в район через 28-ю соединительную ветвь (Серебряный бор - Подмосковная).


59. Осень, старенькие опоры, электричка... Красота!


60. Справа и слева в будущем должны быть уложены новые пути Рижского направления, а сверху на насыпи проходит 28-я ветвь. Чуть впереди, ближе к 1-му Ленинградскому путепроводу, более известному как Мост Победы, раньше располагалась старая платформа Ленинградская.


61. Ну, а вот и 28-я ветвь, вид в сторону Подмосковной.


62. Разворачиваемся на 180 градусов и вдоль улицы Константина Царёва двигаемся к улице Панфилова и станции Серебряный бор.


63. Шумозащитные РЖДшные заборы, конечно, неслабо так портят вид. Можете сравнить с 2016-м годом, когда их ещё не было.


64. Взгляд назад. Раньше здесь был путепровод, под которым проходил тот самый обгонный путь с Покровского-Стрешнева к Подмосковной, про который я упоминал в описании к 46-му фото. Теперь здесь просто водопропусная труба, в овраге образовалось болотце.


65. Ну вот зачем здесь эти заборы? Здесь что, магистральная линия? Когда ходили тяжёлые грузовые поезда шум никому не мешал, а теперь здесь в основном только Ласточки из депо на Кольцо да на Смоленское направление выдаются. Ну и редко паровозы под ретро-туры. Грузовые здесь, если и бывают, то крайне редко.


66. Входной светофор станции Серебряный бор.


67. Но всё же, несмотря даже на дурацкие заборы, осень на железной дороге прекрасна. Жаль только, что не встретилось движухи, на которую я втайне надеялся.


68. Взгляд назад.


69. Переезд на Светлом проезде.


70. Приближаемся к станции Серебряный бор. Вдали растёт очередное говно очередной ЖК.


71. Горловина Серебряного бора, Ласточка и трамвай Pesa Fokstrot на путепроводе.


72. Ну и в завершение похода - станция Серебряный бор.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-нибудь новое. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, история, Щукино, фото, Рижское направление, прогулки, Подмосковная, архитектура, Покровское-Стрешнево, Стрешнево, трамвай, краеведение, заброшенное, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up