Квартал на «Беговой» - маленький осколок послевоенной Москвы

Dec 16, 2020 16:54

Если бы я вдруг где-то услышал словосочетание "Квартал на Беговой", которым я озаглавил этот рассказ, то, вероятнее всего, подумал бы о донстроевских монстрах поздней архитектурной эпохи Лужкова, которые выросли на месте малоэтажных домиков, построенных немецкими военнопленными. Или же, представил себе какие-нибудь ужасающие человейники, что стали возводить уже в нынешние, собянинские времена вроде тех, которыми сейчас уродуют бывшую территорию ЗИЛа.

Но речь, конечно же, пойдёт совсем не об исполинских человейниках (хотя, куда от них сейчас спрячешься в Москве?), а об уникальном и чудом сохранившемся в районе метро «Беговая» архитектурном ансамбле, построенном в конце 40-х годов прошлого века. В СССР в те годы как раз наступает время индустриализации в архитектуре, что даёт достаточно широкое поле для архитектурных экспериментов. И вот тогда-то в нашу жизнь пришло такое хорошо ныне нам знакомое архитектурное новшество, как "панельки".

Разумеется, позднесоветские и современные панельные дома имеют мало общего с домами той эпохи, которая канула в лету после приснопамятного Постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Облик первых дохрущёвских "панелек" продолжал традицию "имперской" архитектуры, хотя в то же время был несколько скромнее в деталях. В первую послевоенную пятилетку авторы высотки на площади Восстания (ныне - Кудринская) архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и инженер В. П. Лагутенко, ставший впоследствии главным строителем хрущёвок, разрабатывают проект квартала четырёхэтажных каркасно-панельных жилых домов на Хорошёвском шоссе близ нынешней станции метро «Беговая».

По существу, это было первой в нашей архитектурно-строительной практике попыткой комплексной застройки панельными зданиями. Следующий этап творческого поиска в этом направлении - возведение каркасно-панельных шести-десятиэтажных домов на моей родной улице Куусинена, но об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас вернёмся к кварталу на Хорошёвке. Эти первые многоэтажные здания из сборного железобетона для своего времени имели новаторский характер и были заметной вехой на пути развития индустриального домостроения.

1. Квартал уютно расположился на 1-м Хорошёвском проезде, который в форме неправильной буквы Г вытянулся от Хорошёвского шоссе у западного вестибюля метро «Беговая» до улицы Поликарпова. Вся территория для солидности, и, видимо, устрашения любителей выпить на свежем воздухе, обнесена забором, однако в реальности попасть внутрь не составляет труда.



2. Но вернёмся к истории: вместо того чтобы обкладывать каркас кирпичом, как это делалось ранее при немногочисленных экспериментах с подобными постройками, упомянутые авторы высотки на площади Восстания Михаил Посохин и Ашот Мндоянц предложили навешивать на него панели. Конструкцию архитекторам помог разработать инженер Виталий Лагутенко и своё воплощение она получила в 1948-м году здесь, в 1-м Хорошёвском проезде.

Вообще первый каркасно-панельный жилой дом в Москве появился годом ранее совсем в другом районе - на Соколиной Горе (проспект Будённого, 43). Разве что каркас у той четырехэтажки полностью металлический, как у американских небоскрёбов, но здесь концепция была несколько иная, возводился целый квартал! В восьми домах на Хорошёвке Посохин и Мндоянц навесили панели уже на каркас из железобетона, но «панельности» ещё стеснялись, тщательно маскируя её. Дом украшен навесными деталями-гирляндами, расположенными под окнами, - а пилястры в простенках закрывают швы между плитами.

Как писал тогда М. Посохин: «Каркасно-панельные жилые дома должны иметь те же черты, которые присущи жилищу советского, социалистического типа, то есть обладать гармоничными пропорциями, отличаться добротной и красивой отделкой и, в зависимости от градостроительных условий, иметь балконы, эркеры, лоджии. Новые методы строительства не должны обеднять архитектуру. Наоборот, они могут и должны обогащать ее». Каркас первого здания заливали прямо на стройке: завод железобетонных изделий ещё не вступил в строй.


3. Вероятнее всего, появившиеся чуть позже хрущёвки, могли бы выглядеть как дома на Хорошёвке, не будь принято то самое Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». После этого профессиональная пресса стала смотреть на посохинский дом совершенно другими глазами: «Серьёзным недостатком домов на Хорошёвском шоссе является применение навесных архитектурных деталей - обрамлений окон, гирлянд под окнами и др. Мы воспринимаем эти детали не только как архитектурные излишества - они органически противопоказаны самой природе заводского домостроения».

К числу «излишеств» были отнесены не только сталинские арки, портики и башни, но также «недопустимо завышенные площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений». Постановление предписывало к сентябрю 1956 года разработать типовые проекты, призванные резко удешевить строительство жилья.

Так закончилась "сталинская" эпоха в советской архитектуре и началось тотальное удешевление и унификация всего и вся, эпоха жилых хрущёвок, станций-"сороконожек" в московском метро и т.д.


4. Тем не менее, этот квартал, как и некоторые другие были к моменту издания Постановления уже построены и, благодаря этому, мы можем спустя 70 лет полюбоваться ими воочию и оценить детали.


5. В нынешнее время уродливых (по большей части) новоделов эту архитектуру уже можно в полной мере отнести к старой Москве.


6. Посмотрите только какие уютные дворики! В таком ракурсе даже непросто представить себе, что это нынешняя Москва. Вообще я давно уже хотел поснимать этот квартал, но собрался только на днях, что, впрочем, скорее правильное решение. Архитектуру лучше снимать, когда деревья голые, т.е. зимой, летом половины деталей было бы не видно, потому как эти дворы, как и все дворы старой Москвы изобилуют зеленью в отличие от нынешних.


7. Правда, если взглянуть с другого ракурса, то сразу становится понятно, что это Москва. Но в данном случае контраст лишь подчёркивает уют этих двориков, которые как бы отгорожены от того враждебного и чуждого мира, что находится за оградой.


8. Здесь нет беспорядочного движения автомобилей, т.к. территория закрыта на шлагбаум только для своих, здесь куда-то испаряется шум и суета близлежащих улиц, по которым снуёт офисный планктон. В этих дворах есть душа и какая-то загадочная умиротворённость. Я оценил это ещё в теперь уже почти далёкие времена моего раннего студенчества, когда мы с другом Мишкой от души распили там на сильном морозе пару пузырей дешёвого вина. Вот прямо на этом месте, разве что лавочки тогда были ещё старые.


9. Этот дом был построен в числе последних в этом квартале - в 1952-м году, а самый ранний - в 1944-м.


10. Дома разных лет немного отличаются друг от друга, но, если не приглядываться к мелким деталям, то это практически незаметно. Единственное, что реально бросается в глаза - так это цвет. Большинство из домов этого квартала не так давно подвергались ремонту, но почему-то не все получили единый оттенок.


11. Детальки. В большинстве подъездов не так давно обновили входные двери, почти везде установлены вот такие со стеклом, как делают в Европе. Хорошая тема, хотя, конечно, в таких домах бы куда круче смотрелись деревянные двери. Как и рамы окон.


12.


13. Контрасты. На заднем плане - шестнадцатиэтажный трёхподъездный панельный жилой дом серии П-44, построенный в 1979 году. Уникален тем, что является одним из двух первых жилых домов серии П-44 в Москве.


14. Домик 1949-го года.


15. Немного новогоднего настроения. Вообще в этом квартале чувствуется какая-то своя, домашняя что ли атмосфера. Находясь там, я почему-то сразу вспомнил детство, когда мы знали всех соседей со двора по имени... Мне почему-то кажется, что в этом квартале до сих пор есть что-то подобное.


16. На всей обширной территории комплекса больше всех встречались мамы, бабушки, дедушки, и, возможно, няни с колясками и просто маленькими детьми. Похоже, что там ещё и демографический бум.


17. Центральная площадка западной (и более обширной) части комплекса, ближней к метро. Здесь расположилась основная дворовая инфраструктура. На заднем плане - Мордор жилой комплекс «Дом на Беговой».


18. А посреди этой импровизированной площади расположена клумба, которая почему-то именуется в викимапии сценой, которую освещает вот такой старенький фонарик. Хотя, в принципе с этой клумбы и выступать можно.


19. Всё меньше и меньше таких стареньких фонариков. Есть в них что-то родное, тёплое, идущее из детства.


20. Этот дом также построен в 1949-м году. В лучах заката он как-то особенно уютен.


21.


22. Там, за углом по улице неслись толпы пешеходов, спешащих в/из метро, постоянно раздавались гудки машин и скрип тормозов, но звуки эти исходили, словно, откуда-то издалека. В этих дворах своя неповторимая атмосфера.


23. Старый московский двор, каких остаётся всё меньше и меньше.


24. Хочется верить, что эти домики простоят ещё долго, уже хотя бы потому, что дома уже в большинстве подверглись капитальному ремонту. Впрочем, это никогда не мешало властям... Но надеюсь, что обойдётся.


25. А представляете как здесь красиво поздней весной или летом? Даже машины как-то не слишком портят гармонию места.


26. Как и во многих дворах того времени, здесь присутствуют малые архитектурные формы, которые тогда были в моде. Вот, например, скульптура «Лоси». Состояние, правда, так себе.


27.


28. Словно бы находишься на границе прошлого и настоящего.


29. Так и представляется как утром из этих милых смежных подъездов выходят люди и приветствуют друга с пожеланием хорошего дня. Понимаю, что это, скорее всего, чушь, но мне где-то на уровне подсознания кажется, что в таком дворе просто не может быть иначе.


30. С такого ракурса скульптура смотрится лучше. Но вообще, конечно, неплохо бы отеставрировать её... Как и другую, которую я покажу дальше.


31.


32. Тишь да гладь... Можно ненадолго отрешиться от суеты, бродя между этими домами.


33.


34.


35. Куда же без скворечника? Без него картина была бы незаконченной.


36.


37. Кое-где ещё сохранились аутентичные окна.


38. И позаниматься спортом на свежем воздухе можно, не отходя далеко от дома.


39. 1-й Хорошёвский проезд, вид в сторону «Беговой».


40. И в сторону улицы Поликарпова. Здесь, надо признаться, я в тот день лажанулся. У меня напрочь выскочило из памяти, что у этого квартала есть ещё восточная часть. Понял я свою ошибку только, когда начал писать пост. Поэтому, сгоняв утром по-быстрому кое-что забрать на работе, я пока ещё было светло подъехал доснять оставшееся.


41. Погода сегодня, конечно, немного иная, но в принципе и так неплохо. Здание политехнического колледжа № 8, который построен аккурат между западным и восточным крыльями комплекса вместе с ним. Сейчас это вполне себе цивильное учебное заведение, а раньше... Здесь располагалось что-то вроде ПТУ для трудновоспитуемых школьников или что-то в этом духе. В 8-9 классах у нас вместо труда было УПК и нас заставляли на два часа по вторникам ездить туда. А контингент был соответствующий - практически поголовно шпана и гопота. Местные ученики смотрели на нас с совершенно нескрываемой завистью и ненавистью, правда, до конфликтов прямых ни разу не доходило, но плюнуть тебе под ноги - было в порядке вещей. А ещё у меня ярко отложилось в памяти, что они курили прямо в коридорах. Не в туалетах, как большинство школьников нашего поколения, а именно вот прямо в коридорах.


42. Восточное крыло комплекса. Прямо - улица Поликарпова. Справа - здание главного управления кадров Министерства обороны РФ.


43. Почти все помещения на первых этажах используются для сдачи в аренду разнообразному малому бизнесу - от кофеен до автошколы.


44. И вот мы пришли на улицу Поликарпова и видим самый большой дом всего комплекса с переменной этажностью от четырёх по бокам до шести посередине. Точнее сказать, по в некотором роде это три разных дома. Боковые были построены в 1951-м году, а центральный уже после 1952-го, но вместе они образуют единое целое. Кстати, улица Поликарпова названа в честь знаменитого советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944).


45. Центральный корпус.


46. Вид в сторону Беговой улицы.


47. А теперь заглянем во дворы. Здесь помимо уже знакомой нам архитектуры притаилось одно из зданий, принадлежащих Московскому кадетскому корпусу «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» (вдали).


48. "Большому кораблю - большое плавание". Центральный шестиэтажный корпус дома единственный во всём квартале оборудован лифтами.


49.


50. Ещё одна малая архитектурная форма - скульптура «Пионерки», изображающая двух представительниц этого движения, читающих книгу. Состояние тоже, к сожалению, неважное, разве что побелили.


51.


52.


53. Наверное, получилось слишком много фото этих дворов, но мне хочется раскрыть их как можно подробнее, потому что они мне очень нравятся.


54. Обязательно рекомендую прогуляться там, если окажетесь в этих краях. Думаю, что не пожалеете.


55.


56. Возвращаемся в 8-е декабря на 1-й Хорошёвский проезд. Перспектива в сторону улицы Поликарпова.


57.


58. Кстати, ещё у метро сохранился вот такой привет из прошлого. Конечно, это уже не те "ламповые" автоматы с жетончиками и дисковым набором номера, но всё же есть в этих будках что-то родное. Сейчас и таких не слишком много осталось по Москве.


59. Во дворе "панельки" серии П-44. Вдали виднеется корпус ансамбля исторических Николаевских казарм на Ходынском поле (1898-1899 гг., арх. С. У. Соловьев). Сейчас там располагается всё тот же московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».


60.


61.


62. Со двора можно увидеть ещё два здания комплекса исторических Николаевских казарм (после революции переименованы в Октябрьские, рядом пролегала железнодорожная ветка к одноимённой станции, уничтоженная в первую половину нулевых).


63. Ещё раз взглянем на двор и идём дальше.


64. Когда я уже собирался отправиться к машине, то вдруг понял, что без нескольких закатных снимков железной дороги прогулка будет неполной, поэтому свернул на улицу Розанова, чтобы немножко поснимать пути и электропоезда Смоленского направления.


65. Угол 3-го Хорошёвского проезда. Про него я довольно подробно рассказывал здесь.


66. И вот мы у путей Смоленского хода. Пришёл туда как раз к моменту, когда закатный свет становится особенно потрясающим.


67. Электричка на Кубинку.


68. Приветливая локомотивная бригада. Впрочем, в тот день мне повезло и они все поголовно были приветливые!


69. Уехала на Тестовскую в закат.


70. Вид в сторону платформы Беговая.


71. Здесь же уже и Сити попадает в кадр.


72.


73. И ещё вот так.


74. И так.


75. Ну и напоследок встреча двух маршрутов неподалёку от платформы Беговая.


И на этой прекрасной ноте, сегодня я заканчиваю своё повествование. Надеюсь, что вы не устали листать фото и вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч на ж/д и не только. Будьте здоровы и живите богато!

Беговая, жд, МЦД2, архитектура, история, Хорошёвский район, фото, Смоленское направление, прогулки, краеведение, МЦД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up