Так уж, к моему сожалению, вышло, что последние дни работы московского троллейбуса пришлись на тот момент, когда я нахожусь далеко от Москвы. На этот раз троллейбус уничтожен полностью, до основания. Без объявлений, подленько и тихо. Последние маршруты 28, 59, 60, 64, 72 и М4 (кстати, его заменили на электробусы и урезали маршрут до метро «Октябрьская», потому что батарейки "инновационного" транспорта не хватает до Большого Каменного моста) безвременно ушли в прошлое, история московского троллейбуса закончилась росчерком пера приезжих временщиков, объявивших ему войну.
Предполагая такой расклад, я ещё 27 июля вечерком прошёлся и отснял 59-й маршрут для истории. В этом посте я расскажу о нём, в следующем посте также покажу 28-й и расскажу о нём. И всё, единственные троллейбусы, которые теперь можно будет сфотографировать в Москве - химкинские 202-й и 203-й, что имеют конечную у метро «Планерная». Давайте вспомним каким был 59-й.
1. 59-й маршрут (Метро «Сокол» - улица Генерала Глаголева) появился в 1967-м году и с тех пор практически не менялся, за исключением некоторых перепробегов, которые появились из-за строительства СЗХ и запрета левого поворота на улицах Алабяна и Народного Ополчения. 27.08.2013 года введён разворот над Алабяно-Балтийским тоннелем, а 21.05.2016 года - разворот у проспекта Маршала Жукова, при движении в сторону метро «Сокол».
2. Троллейбусный разворотный круг у станции метро «Сокол» был введён в эксплуатацию четырьмя годами ранее, в 1963 году вместе с новыми троллейбусными линиями по Песчаной улице, улицам Алабяна, Народного Ополчения, Маршала Бирюзова, Расплетина и Маршала Рыбалко. По этим линиям был запущен новый троллейбусный маршрут № 44 - Площадь Курчатова - станция метро «Сокол» (отменён в 1991-м году).
В 1969 году к нему добавились маршруты № 59 - Улица Генерала Глаголева - станция метро «Сокол», прошедший по новым троллейбусным линиям по улице Народного Ополчения, бульвару Генерала Карбышева и улице Генерала Глаголева, и № 61 - Карамышевская набережная - станция метро «Сокол», связавший ранее не связанные между собой отрезки троллейбусных линий по улице Народного Ополчения.
В 1972 году в связи со строительством Таганско-Краснопресненской линии метро троллейбусный маршрут № 44 был временно отменён и восстановлен позднее по другой трассе. Маршруты № 59 и 61 до недавнего времени продолжали курсировать до станции метро «Сокол». В 1987 году к ним добавился восстановленный троллейбусный маршрут № 19 - Крылатское - станция метро «Сокол», прошедший по новым троллейбусным линиям по улицам Нижние Мнёвники и Крылатской, Рублёвскому шоссе и улице Маршала Устинова (ныне Осенний бульвар).
15 июля 2017 года маршрут № 61 был сокращён до станции МЦК Панфиловская, это стало одним из последних изменений трассы маршрута в истории Московского троллейбуса. 25 ноября 2017 года был отменён и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 19. Таким образом, до момента закрытия кольцо обслуживало единственный оставшийся маршрут № 59.
3. Маршрут № 59 был отменён и переведён на обслуживание автобусами № Т59 25 августа 2020 года, одновременно были закрыты троллейбусные линии по улицам Песчаной, Алабяна Народного Ополчения, Маршала Тухачевского и Генерала Глаголева, а также по бульвару Генерала Карбышева и проспекту Маршала Жукова вместе с конечной станцией «Улица Генерала Глаголева».
Кстати, в 2010-2011 гг. в Песчаном переулке от Новопесчаной улице до Песчаной велось строительство новой односторонней служебной троллейбусной линии. Необходимость в этой линии была вызвана реконструкцией развязки у Гидропроекта и желанием сократить нулевые рейсы маршрутов № 6, 43, 65 и 86 в 1-й троллейбусный парк. Фактически это был один из последних крупных проектов развития сети Московского троллейбуса, но реализовать его так и не удалось.
Теперь конечная обслуживает только автобусы: № Т59 - Станция метро «Сокол» - Улица Генерала Глаголева; № 26 - Станция метро «Сокол» - Живописная улица; № 100 - Станция метро «Сокол» - Щукино; № 175 - Станция метро «Сокол» - станция метро «Беговая»; № 597 - Станция метро «Сокол» - Набережная Новикова-Прибоя; № 691 - Станция метро «Сокол» - станция метро «Молодёжная»; № 691к - Станция метро «Сокол» - больница № 67.
4. Теперь это история, на этой живописной конечной не осталось троллейбусов, только дизельные автобусы. На заднем плане высится Храм Всех Святых во Всехсвятском на Соколе. Около 1398 года на р. Ходынке был основан мужской монастырь. В XVII в. он был упразднён, а его храм стал приходским. Первый каменный храм был построен в 1683 году на средства И. М. Милославского, ныне существующий - в 1733-36 гг. на средства дочери князя Милославского, вышедшей замуж за грузинского царевича. В 1798 году храм Всех святых поновлен, в нём устроен иконостас, на левом клиросе - царское место. После разгрома села Всехсвятского в Отечественную войну 1812 года оно было восстановлено с новой роскошью, тогда же проводились работы и в церкви.
В конце XIX - начале XX вв. церковь Всех святых в селе Всехсвятском неоднократно поновлялась и перестраивалась. Большие работы проводились в 1880-е гг. В 1902-05 гг. были перестроены и расширены приделы: во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В 1923 году храм передали обновленцам. В 1939 году храм был закрыт, а пятиярусный иконостас XVIII века выломан и сожжён перед храмом. В 1945 году было получено разрешение вновь открыть храм. Он был освящён к Пасхе 1946 года. В 1979 году вновь зазвонил долго молчавший колокол. С 1992 года храм Всех Святых служит Патриаршим подворьем. Всехсвятский храм часто называют одной из «пизанских башен» Москвы: наклон колокольни произошёл из-за вод речки Таракановки, заключённой в коллектор, близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными).
5. Выезд с круга на Песчаную улицу.
6. На углу Песчаного переулка.
7. Раньше троллейбусы здесь поворачивали налево, но в 2013-м году, как уже говорилось, была создана бессветофорная трасса, левые повороты отменены, а разворот для троллейбусов сделан над АБТ. Троллейбус на заднем плане справа как раз следует туда.
8. 59-й всегда ходил часто.
9. В сторону метро.
10.
11. Остановка Улица Левитана. На заднем плане дома 45-го микрорайона района Сокол или так называемые «Новые дома» на улице Левитана. В период 1950-1953 гг. на территории размером 7,3 га, между Песчаной улицей (ныне улица Алабяна), линией Окружной железной дороги и улицей Левитана, было выстроено 17 многоэтажных жилых корпусов, получивших у москвичей название новых домов на улице Левитана.Авторы проекта застройки: 3. Розенфельд, Н. Швец и А. Болонов. (источник: Сытин П.В., Из истории Московских улиц (очерки), М., 1958).
12. Подходим к Песчаному путепроводу через пути Малого Кольца МЖД (или МЦК).
13. В сторону АБТ. Когда-то это была тихая улица, теперь загазованный и стоящий в постоянной пробке типа "автобан".
14. Песчаный путепровод сооружен в 1962 году через Малое кольцо МЖД. Соединяет улицу Алабяна и улицу Народного Ополчения. Связывает с Октябрьским полем район Песчаных улиц, по которым и получил название. Авторы проекта - инженер З. В. Фрейдина и архитектор Ю. И. Гольцев.
15.
16. Вот мы и в районе Октябрьского поля. Не так давно
рассказывал об этих краях.
17. Иногда у 59-го бывали укороченные рейсы, в таких случаях он разворачивался на техническом кольце, у платформы Панфиловская МЦК. Этот разворотный круг под Песчаным путепроводом был построен в 1976 году при организации новой трассы маршрута 44 - Станция метро «Полежаевская» - Площадь Курчатова и оттянутого разворота с улицы Народного Ополчения на улицу Маршала Бирюзова. По данной трассе маршрут № 44 курсировал до 13 декабря 1991 года, после чего был временно отменён, а линия по улице Маршала Бирюзова до площади Курчатова демонтирована. При этом разворот под Песчаным путепроводом был сохранён и использовался в качестве служебного разворотного кольца для маршрутов № 59 и 61.
15 июля 2017 года кольцо было возвращено в пассажирскую эксплуатацию в связи с сокращением трассы маршрута № 61. К этому времени рядом с кольцом была построена станция МЦК Панфиловская, для связи с которой и был укорочен троллейбус № 61, который с данного момента стал курсировать по маршруту Карамышевская набережная - Станция Панфиловская.
1 июня 2020 г. троллейбусный маршрут № 61 был отменён и переведён на обслуживание автобусами под № Т61, в связи с чем кольцо было снова выведено из регулярной пассажирской эксплуатации. Спустя 2 месяца, 25 июля 2020 года данный маршрут был переведён на обслуживание электробусами.
18. Выезжает с кольца около кинотеатра «Юность». Кинотеатр был открыт в 1955 году, недавно отремонтирован.
19. Остановка Кинотеатр «Юность».
20. "Сталинка" на заднем плане ещё довоенная, построена в 1939-м году.
21. Перекрёсток улиц Маршала Бирюзова и Народного Ополчения. Раньше здесь был сквозной проезд. Четырнадцатиэтажный четырёхподъездный каркасно-панельный жилой дом на заднем плане - мой ровесник, построен по индивидуальному проекту в 1988 году. На заднем плане торчит сооружённый в 2002-м году "Дон-строем" "замок" по адресу Тепличный переулок, 4.
22. Универмаг, который я помню столько сколько помню себя. Раньше занимал практически весь первый этаж дома, в 2013-м году площадь была сильно сокращено, но всё же остался на месте, как памятник эпохе, он работает ещё с советских времён.
23. Остановка Станция метро «Октябрьское Поле». Сколько раз я уезжал отсюда на троллейбусном ещё 19-м в Крылатское пить пиво, сколько приезжал сюда... Теперь той вписки в Крылатском давно уже нет, однокурсник свалил в Питер, а в Москве ликвидировали троллейбус.
24.
25. Остановка Улица Маршала Вершинина.
26. Ещё совсем недавно посреди улицы был зелёный бульвар, сама она была уютной, с пешеходными переходами. Увы, это в прошлом. Как и троллейбус. "Сталинки" на заднем плане сооружены в 1950-е и относятся ко 2-му микрорайону Щукина.
27. На перекрёстке с улицей Берзарина. Улица названа так в 1968 году в память о Герое Советского Союза Николае Эрастовиче Берзарине (1904-1945). В Великую Отечественную войну командовал рядом армий. Был первым военным комендантом Берлина, где погиб при исполнении служебных обязанностей, по официальной версии: разбившись на мотоцикле. Прежнее название: 10-я улица Октябрьского Поля было дано при застройке Октябрьского поля.
28. Справа - винчестерный тоннель СЗХ. Его строил НПО «Космос» до его банкротства в 2014 году. Продолжил строительство с ноября 2014 года уже ОАО «Мостотрест». Открыт 13 сентября 2016 года. Винчестерный тоннель имеет свою уникальность. Это инженерное сооружение, аналогов которому нет не только в Москве, но и в России. Особенность его в том, что на протяжении около 200 метров он, по сути, двухэтажный - встречные потоки машин будут ехать по тоннелю не параллельно, а друг над другом. Такую технологию пришлось применить для того, чтобы проезжая часть была как можно дальше от жилых домов. Протяжённость - 786 м. Максимальная глубина тоннеля - 12,5 м.
29. Просто вечернее фото безымянного проулка.
30. Слева - огромное здание Московского технического университета связи и информатики. Здесь находятся факультеты ОТФ-1 и ОТФ-2 (первые два курса обучения), а также экономический факультет (ФЭУ). Это новое здание университета, построено в 1973 году.
31. Стрелка, оставшаяся от бывших 61-го и 19-го маршрутов, которые шли прямо в отличие от 59-го, который поворачивал направо на улицу Маршала Тухачевского.
32. 59-й на Тухачевского у остановки Детский центр.
33. Раньше здесь он поворачивал налево, но с введением в 2016-м году здесь бессветофорного движения, ему пришлось ездить аж до проспекта Маршала Жукова и, развернувшись, над тоннелем развязки, ехать обратно. Вот такой перепробег около километра возник из-за этой хорды. Да ещё и вот этот ужасный "надземник" прямо перед окнами людям впаяли!
34. Улица Маршала Тухачевского. На заднем плане - радиотелевизионная башня "Октод", введена в эксплуатацию в 2007-м году.
35.
36. Этот круг - бывшая конечная троллейбусная станция «Улица Маршала Тухачевского», которая была введена была введена в эксплуатацию в 1964 году вместе с новой троллейбусной линией от Новохорошёвского шоссе (ныне проспект Маршала Жукова) по Живописной улице и улице Маршала Тухачевского. К новой конечной станции был перенаправлен троллейбусный маршрут № 35 - Станция метро «Краснопресненская» - Улица Маршала Тухачевского, который станция обслуживала следующие 54 года. С 1998 года по 28 ноября 2015 года существовал укороченный маршрут № 35к - Станция метро «Полежаевская» - ул. Маршала Тухачевского.
14 мая 2020 года троллейбусный
маршрут № 35 был закрыт и переведён на обслуживание автобусами под номером Т35. Одновременно с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия по Живописной улице, а также часть линии по улице Маршала Тухачевского до улице Генерала Глаголева (участок от Живописной улицы до улицы Генерала Глаголева - в обе стороны, и участок от бульвара Генерала Карбышева до улицы Генерала Глаголева - по чётной стороне).
Диспетчерская расположена на первом этаже жилого дома по адресу ул. Маршала Тухачевского, 26 корпус 1. Ныне здесь разворачиваются дизельные вонючки № Т35 - Станция метро «Краснопресненская» - Улица Маршала Тухачевского.
37. Никому теперь не нужные провода...
38. Дизельный автобус Т35 стоит в ожидании отправления.
39. Наш старый знакомый с необычный маршрутным табло, светящимся красным цветом.
40.
41.
42.
43. Вечерний троллейбус. Даже не верится, что мы больше никогда не услышим в Москве приятный слуху гул их электродвигателей... Ну, за исключением упомянутого химкинского.
44. Подходим к бульвару Генерала Карбышева.
45. Здесь троллейбусы, следующие в сторону улицы Генерала Глаголева поворачивали на бульвар, который назван в 1962 году в память о генерал-лейтенанте инженерных войск Дмитрии Михайловиче Карбышеве (1880-1945). Участник русско-японской и Гражданской войн. В начале Великой Отечественной войны был контужен и попал в плен. За отказ служить в немецкой армии был замучен в лагере Маутхаузен.
46.
47. Очень приятный бульвар, но вокруг как грибы после дождя растут человейники, где-то здесь собираются строить метро... Не факт, что и его не испоганят. Хотя, уже испоганили, теперь тут вместо экологичного троллейбуса будет дизельная вонючка Т59.
48. Взгляд назад.
49.
50.
51.
52. Остановка Бульвар Генерала Карбышева.
53. Как гармонично смотрелся экологичный троллейбус на этом зелёном бульваре!
54.
55. Поворачивает на проспект Маршала Жукова.
56. Проспект в вечерних красках.
57. Проехав по проспекту около километра, 59-й поворачивал на улицу Генерала Глаголева, где у него была конечная. Эта троллейбусная станция («Улица Генерала Глаголева») была введена в эксплуатацию в 1967 году вместе с новыми троллейбусными линиями по улице Генерала Глаголева, бульвару Генерала Карбышева и части улицы Народного Ополчения от улицы Маршала Вершинина до улицы Маршала Тухачевского. По новым линиям был запущен новый троллейбусный маршрут № 59 - Станция метро «Сокол» - Улица Генерала Глаголева. Данный единственный маршрут конечная станция обслуживала 53 года.
Маршрут № 59 был отменён и переведён на обслуживание автобусами № Т59 25 августа 2020 года, одновременно были закрыты троллейбусные линии по улицам Песчаной, Алабяна Народного Ополчения, Маршала Тухачевского и Генерала Глаголева, а также по бульвару Генерала Карбышева и проспекту Маршала Жукова. Конечная станция «Улица Генерала Глаголева» оставалась одной из последних в Москве, обслуживавших только троллейбусные маршруты. Диспетчерская расположена на первом этаже жилого дома по адресу ул. Генерала Глаголева, 2.
Всё. Спасибо за внимание!
Будьте здоровы, живите богато!