Микрорайон Курьяново и окрестности

Aug 10, 2020 21:13

Сегодня хочу поведать вам ещё об одном интересном месте на карте нашего огромного и хаотичного города - микрорайоне или же (в прошлом) рабочем посёлке Курьяново. Этот тихий уголок на юго-востоке рядом с железнодорожной станцией Люблино-Сортировочное и берегом Москва-реки, окружённый со всех сторон промзонами, железкой и диким берегом реки известен даже далеко не всем москвичам, а зря. Когда попадаешь туда, то словно переносишься в прошлое, в какой-нибудь провинциальный городок и чувство пребывания в Москве совершенно теряется.

Ещё до недавнего времени там царила убаюкивающая тишина, сегодня около него стали возводить Юго-Восточную хорду и гремит стройка, но внутри посёлка всё равно, словно бы, совершенно другой мир. И чем дальше отдаляешься от железной дороги и Шоссейной улицы, где и возводится будущая развязка хорды, тем тише и атмосфернее становится вокруг. Посему это место безусловно заслуживает посещения, в данном случае для вас - виртуального. А заодно расскажу вам и об окрестностях. Давайте гулять!

1. Жителям домиков, выходящих на Шоссейную улицу сейчас, конечно, приходится нелегко. Прямо у них под окнами кипит стройка ЮВХ, но когда власти переживали по поводу комфорта людей? "Стройка на время, гремящая хорда под окнами - навсегда!"



2. До недавнего времени до Курьянова можно было доехать либо на автобусах от ближайших (но не слишком близлежащих) станций метро, либо доехать до платформы Перерва Курского направления (теперь также - D2 МЦД) и идти пешком минут 15, что мы с дружищем и сделали 11 июля.


3. Платформа Перерва находится в южной части огромной станции Люблино-Сортировочное, открыта в 1894 году. Названа по известной с XVI века слободе Перервинского монастыря. Топоним по исторической местности в излучине Москва-реки: перерва означает «промой, новое русло».


4. Здесь же расположено моторвагонное депо «Перерва» ТЧ-3 Московской железной дороги, где обслуживаются электрички Курского направления.


5. И вот, пройдя по Шоссейной улице с десяток минут и свернув вправо от стройки ЮВХ, мы оказываемся внутри микрорайона. Посмотрите, мы как-будто сразу попали в иную, совсем не московскую реальность, а в удивительный уголок малоэтажной застройки, до сих пор хранящий колорит рабочего посёлка более, чем полувековой давности. Это 1-я Курьяновская улица, всего их четыре, с поперечными 1-м и 2-м Курьяновскими проездами и Курьяновским же бульваром.


6. Практически все домики на этой улице (да и вообще в посёлке) построены в период с 1951-го до 1956-го года.


7. В далёкие времена наиболее плодородные земли поймы Москва-реки входили в состав дворцовых владений и числились в Коломенской дворцовой волости. Московским государям здесь принадлежали собственно Курьяново, а также Марьино и Батюнино. В сохранившейся писцовой книге 1664 года есть следующее описание: «Села Коломенского, что за Москвою рекою, по сю сторону Москвы реки: деревня Декурьяново, а в ней крестьян 12 дворов, деревня Марьино, а в ней крестьян 9 дворов, деревня Батюнино, а в ней крестьян 11 дворов, да двор Алексейки Иванова, живёт на Москве, кормится работаю. И всего в деревнях в Декурьянове и в Марьине и в Батюнине 32 двора, а людей в них 69 человек».

В 1930-х годах жители деревни были отселены для строительства Курьяновской станции аэрации и посёлка при ней в деревню Новокурьяново, расположившуюся внутри Щербинского экспериментального железнодорожного кольца, ныне Новокурьяново территориально относится к московскому району Южное Бутово.


8. А в 1950-х годах на месте деревни и был построен этот посёлок для работников Курьяновских станций аэрации. Авторы проекта застройки были архитекторы В. Н. Бровченко, Ю. С. Бочков, инженер Р. С. Фейгельман и другие, с 1980-х годов Курьяново стало районом массовой жилой застройки, но застроена позднесоветскими панельками была лишь самая северная часть. Всё остальное сохранилось в первозданном виде с атмосферой 50-х годов.


9. Недавно практически вся сталинская застройка микрорайона было неплохо отремонтирована, всё выглядит в высшей степени чисто и аккуратно.


10. Подобный домик в Москве можно встретить ещё разве что в посёлке «Сокол».


11. В Курьяново очень тихо, мало народу, в основном местные жители.


12. Везде зелень, много цветов, красота!


13.


14. Даже парковки есть в таком деревенском что ли стиле. И на своём участке, никто не займёт.


15. Гуляя по этим уютным зелёным улочкам, отдыхаешь от суеты и шума большого города.


16. Бельё сушится прямо во дворах, словно, перенёсся в детство.


17.


18.


19. Народу так мало, что казалось, будто снова объявили самоизоляцию. Но на самом деле там так всегда.


20.


21. О Москве напоминают разве что московские номера на автомобилях.


22. Подобной застройки немало можно найти в областных центрах вроде Тулы или Твери, но в Москве сейчас это настоящая диковинка.


23. А этот увитый зеленью фонарь напомнил южные города, где такого много.


24. И машин практически нет, можно спокойно гулять хоть по проезжей части.


25.


26.


27.


28. Ещё один атрибут Москвы - машина каршеринга.


29. Беззаботное детство в Курьяново.


30. А ещё в некоторых дворах стоят вот такие милые сарайчики. Я так понял, что это что-то вроде кладовок для жильцов каждой квартиры каждого многоквартирного дома.


31.


32. Удобно, можно хранить инструменты, комплект резины или что угодно ещё. В том числе заначку от жены.


33. Углубившись, мы как-то прозевали стоящий на бульваре памятник Ленину, ну да хрен с ним. Но он там есть, как настоящий атрибут советского рабочего посёлка.


34.


35. В некоторых местах Курьяново и вовсе напоминает любой областной дачный посёлок.


36.


37.


38. Хорошие, правильные заборчики.


39.


40.


41. Во дворах палисадники, яблоньки.


42. Уютно.


43. Канализационная насосная станция «Жилпосёлок Курьяново» (1953-й год). Подобных в Москве осталось тоже очень и очень мало.


44. Голубятня на окраине посёлка.


45. Наиболее поздняя часть застройки. Состоит из четырёхэтажных домов второй половины 60-х годов.


46. Выходим из посёлка обратно на Шоссейную улицу. В момент прогулки как раз вовсю наводили лоск и готовились к открытию новой платформы Курского направления (D2) Курьяново.


47. Она была открыта два дня спустя 13 июля 2020 года. Тот случай, когда власти сделали что-то реально хорошее и нужное, теперь у жителей этого отдалённого уголка есть возможность быстро добраться до центра на скоростном транспорте. А у всех желающих из других районов есть возможность приехать и погулять здесь.


48. Далее мы пошли по Проектируемому проезду 4294. Судя по табличке, он проектируется уже очень давно.


49. Здесь сохранился небольшой кусочек полотна бывшего подъездного пути Курьяновской станции аэрации. Подъездной не использовался уже несколько лет.


50. Ржавеет во дворе.


51. А дальше в сторону Шоссейной улицы на его месте строится развязка ЮВХ. О подъездных путях южной части Люблино-Сортировочного я, кстати, рассказывал здесь.


52. Идём дальше. Здесь начинается территория промзоны № 57 «Курьяново». Специфическим загрязнителем здесь выступает Курьяновская станция аэрации, на 90% определяющая воздействие промзоны, а также комбинат древесно-волокнистых плит «Заречье», комбинат «Санта», предприятия машиностроения в северной части. Земли промышленных предприятий составляют всего около 17% от территории промзоны «Курьяново», однако, если добавить земли станции аэрации, то эта доля возрастет почти до 60% от довольно большой общей площади промзоны (около 400 га).


53.


54. А ещё здесь есть свалка. Точнее бывшая свалка - рекультивируемый полигон твёрдых бытовых отходов. Такое себе соседство.


55. Но, если пройти дальше к реке то мы попадаем в очень симпатичный парк - набережную.


56. Сделано всё на очень неплохом уровне, находиться в этом месте приятно.


57. И виды открываются красивые, на противоположном берегу реки располагаются остатки заповедного Дьяковского леса, тянувшегося по правому берегу реки-Москвы от Дьякова до Сабурова под "заразами" или "зразами" - оврагами. Вдали справа виднеется Коломенское.


58. А ещё на той стороне расположен скандально известный Московский завод полиметалов. Входит в АО «ТВЭЛ», обеспечивает поставку своей продукции для систем управления и защиты 42 энергоблоков, расположенных на 16 АЭС в России, и за ее пределами - на Украине, на зарубежных АЭС, построенных по российским проектам (Литва, Болгария, Финляндия). Изделиями предприятия укомплектовываются строящиеся атомные станции в Китае, Иране и Индии.

В разное время завод организовывал и осваивал технологии получения самых разнообразных материалов: бериллия и его соединений (1932-1949 гг.), мышьяка и его соединений (1930-1937 гг.), иодида циркония, кальция (1935-1955 гг.), солей редких и редкоземельных металлов (1935-1941 гг.), тория и урана (1934-1972 гг.), металлических лития, сурьмы, ванадия, хрома (1938-1959 гг.), различных редкоземельных элементов в виде оксидов и металлов (1972-1996 гг.).

Опытный металлургический завод категории «А» (Завод «А») основан в 1932 г. на базе Московского опытного завода Гинцветмета (МОЗ) и Царицынской опытной химической станции института прикладной минералогии и цветных металлов (ЦОС). Еще ранее на этом месте располагались Царицынский химический завод (1914) и кирпичный завод М. Е. Богданова (с 1876 г.).

Основной задачей нового предприятия стало производство металлического бериллия, крайне необходимого для авиационной промышленности. В предвоенные годы в лабораториях и цехах разрабатывались и внедрялись технологии производства редких и редкоземельных минералов и их соединений. Кроме бериллия, это металлическая сурьма, реактивные соли молибдена, кобальта, висмута и др.

После Великой Отечественной войны, в 1947 г. Завод «А» передан Министерству среднего машиностроения (впоследствии Министерство атомной промышленности, ныне «Росатом»). Завод стал именоваться «Почтовый ящик № 125», позднее «Почтовый ящик № 2822». на предприятии развёрнуто производство засекреченного «металла «К» - стратегически важного радиоактивного тория. В 1960 г. территория завода вошла в состав Москвы при её расширении.

С 1960 г. по настоящее время АО «МЗП» является головной организацией по разработке и производству органов регулирования, управления и защиты энергетических ядерных реакторов ВВЭР-1000, РБМК-1000/1500, БН-600, исследовательских и промышленных реакторов, а также для реакторных установок судов морского флота и специального назначения, в т.ч. атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика». В 1967 г. предприятие переименовано в Московский завод полиметаллов.

В 1982 г. за успехи в труде завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 2000-х гг. предприятие входит в состав управляющей компании АО «ТВЭЛ». В период с 1999 по 2002 гг. на заводе было проведено радиационно-экологическое обследование 32 зданий, и территории площадью около 165 тыс. м². Было выявлено более 400 очагов радиоактивного загрязнения. Проведена дезактивация 17 корпусов и территории. При этом подготовлено и отправлено на полигоны «Радона» около 425 м³ радиоактивных отходов. Сегодня радиационно-гигиеническое состояние зданий, сооружений и поверхности территории (на глубине до 1 м) соответствует нормам радиационной безопасности (НРБ-99). В период с 2002 по 2006 гг. на Московском заводе полиметаллов полностью произведена комплексная реконструкция производства.

Именно этот завод захоранивал свои радиоактивные отходы на территории Дьяковского леса из-за чего сейчас не утихают страсти, ведь, именно там (слева за кадром) строят мост будущей Юго-Восточной хорды.


59. Далее по берегу, где заканчивается цивильная часть набережной, находится заброшенный водосброс Курьяновской станции аэрации. Как пишут, сюда свозят грунт поднятый со дна реки при углублении нужных участков, там где образовались наносы и косы после половодья или обильных осадков. Потом отсюда грузят на самосвалы и баржи. Здесь уже довольно явственно ощущается соответствующий "аромат". Впрочем, при определённом ветре неприятный запах там может витать где угодно, а не только у станции.


60. А ещё чуть дальше по берегу располагается действующий отводящий канал, здесь со станции аэрации сбрасывается уже очищенная вода. Ныне станция носит официальное название - Курьяновские очистные сооружения АО «Мосводоканал».


61. Первая очередь станций аэрации введена в эксплуатацию в 1950 году. К 1994 году общая пропускная способность станций составила 3125 тыс. м³/сут. В 2015 г. фактический среднесуточный приток городских сточных вод на станцию составлял 1700 тыс. м³/сут. Применяется полная механическая и аэробная биологическая очистка сточных вод в аэротенках и отстойниках. Имеется третья технологическая ступень (доочистки), на которой осуществляется углублённая очистка 1500 тыс. м³ сточных вод в сутки, часть доочищенных сточных вод хлорируется и используется на ряде промышленных предприятий Москвы. Очищенная вода перед сбросом в р. Москву проходит ультрафиолетовое обеззараживание.

Начиная с 2006 г. проводилась реконструкция очистных сооружений, с целью улучшения качества очистки сточных вод. В 2015 году, на очистных сооружениях 1-го блока НКСА по очистке сточных вод производительностью 600 тыс. м³/сут, применены плоские плавающие перекрытия отстойников, для предотвращения распространения неприятных запахов. Для устранения неприятного запаха были модернизированы цеха механического обезвоживания осадка, установлены газоочистные комплексы по очистке вентиляционных выбросов. В итоге основные источники неприятных запахов оснащены специальными устройствами, предотвращающими их распространение. При этом эмиссия в атмосферный воздух сероводорода - основного источника неприятного запаха - уменьшается на 90 - 95 %. Аналогичные мероприятия на 2-м блоке НКСА завершились в марте 2018 г. Эти мероприятия позволяют устранить дискомфорт и улучшить условия жизни 2 миллионов жителей юга и юго-востока Москвы, которые в зависимости от направления ветра периодически оказывались в зоне неприятных запахов.

Тем не менее и после 2015 г. в районе «Нагатинский Затон» регулярно (по свидетельствам жителей - примерно раз в неделю) отмечаются случаи появления неприятного сероводородного запаха, усиливающегося по мере приближения к реке. Для окончательного решения данной проблемы, по всей видимости, необходимы дополнительные работы на станции аэрации.


62. Более подробно про "бурление говн" на Курьяновской станции вы можете почитать в замечательном рассказе Стаса, который побывал там в своё время на экскурсии.


63. А дальше начинается практически дикий берег, только с гравиевой дорожкой, красота.


64. С берега открываются нетривиальные виды на Коломенское.


65. Вокруг всё цветёт.


66.


67. Здесь людей практически нет. Только редкие шашлычники.


68.


69.


70. Летом хорошо!


71. Забор Курьяновской станции. Стратегический объект, всё-таки!


72. Напротив между Малым и Дальним островами Перервинского архипелага располагается Перервинская ГЭС № 195. Построена по русловой схеме в 1930-х годах, в строительстве принимали участие заключённые Дмитлага. Мощность ГЭС 3,6 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии - 9,45 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлены 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 1,8 МВт, работающих при расчётном напоре 4,0 м.

Перервинский гидроузел обеспечивает судоходство по реке Москве. При строительстве ГЭС была разобрана старая деревянная Перервинская плотина, построенная в 1870-х гг. ГЭС приплотинного типа с закрытым машинным залом, оснащена двумя поворотно-лопастными турбинами с фиксацией (заваркой) лопастей рабочих колес, диаметр рабочего колеса - 3,0 м, расчетный напор - 6,9 м, частота вращения - 125 об/мин, расход воды - 35 м³/с. Генераторы вертикальные, зонтичные, типа СВ-425/30-48, мощность 1760 кВт, напряжение 6,6 кВ.

С левой стороны ГЭС в русле реки Москвы имеется водосливная плотина № 40. Пролёты плотины в количестве 7 штук перекрыты сегментными затворами. В пролётах № 1, 2, 3, 4, 7 установлены сдвоенные затворы, в пролётах № 5 и № 6 - одинарные. Суммарная пропускная способность плотины при нормальном уровне верхнего бьефа составляет 2100 м³/с. Для маневрирования затворами плотины служат стационарные цепные механизмы грузоподъёмностью: для верхних затворов - 20 т, для основных затворов - 80 т. Для монтажа и ремонта агрегатов в машинном зале имеется кран грузоподъёмностью 25 т.

Передача выработанной генераторами электроэнергии в энергосистему осуществляется на напряжении 6,6 кВ по кабельным линиям через закрытое распределительное устройство ЗРУ-6 кВ.


73. А дальше по нашему берегу за островом виднеются купола Николо-Перервинского монастыря. Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет). С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В 1696-1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов.

В 1750-1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В 1733-1735 гг. над Водяными воротами монастырской ограды выстроена церковь Толгской Божией Матери в стиле барокко. В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария. Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII-XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве - в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

В 1834-1836 гг. годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор М. И. Бове). В 1904-1908 гг. построен монументальный Собор Иверской Богоматери в византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов). Монастырь закрыт в 1920-х годах. В годы СССР в монастыре располагался завод «Станкоконструкция». Здание же Никольского собора с момента закрытия монастыря до 1948 года использовалось под мелкие хозяйственные нужды. Затем в нём располагались производственные цеха Металлоштамповочного завода. Помещался здесь и Завод детской пластмассовой игрушки (до 1969 г.). В период с 1948 по 1969 годы собор очень сильно пострадал. В нижней церкви был гальванический цех, отчего кладка стен и сводов подверглась эрозии. До 1960 года в храме были утрачены иконостас и убранство интерьеров, забелена живопись, разрушены полы, лестницы, растёсаны некоторые проёмы, сделаны пристройки. Здание собора не ремонтировалось, поэтому главы и кровля пришли в аварийное состояние.

В 1969 году здание было передано заводу ЭНИМС и постепенно освобождалось для реставрации. Реставрация собора началась с 1954 года, но фактически производственные работы стали осуществляться в 1972 году. В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе. Сейчас на территории монастыря расположено Патриаршее подворье. Но пройти к монастырю по берегу не представляется возможным, проход перекрывает деревообрабатывающий комбинат.


74. Руины на подходах к комбинату.


75. Поэтому мы вышли на Батюнинский проезд. Назван по Батюнинской улице, которая, в свою очередь, была наименована в 1976 году по находившейся здесь и упоминавшейся в начале повествования деревне Батюнино, существовавшей на карте уже в 1682 году и включённой в состав Москвы в 1960 году вместе с рабочим посёлком Курьяново. Здесь проезд пролегает сплошь через промзону.


76.


77. В самом его конце (или скорее начале) близ железной дороги стоит вот этот двенадцатиэтажный шестиподъездный панельный жилой дом серии П-55. Построен в 1987 году. Вот это уже похоже на Москву.


78. Ну, а затем мы снова вышли к железной дороге. В завершение рассказа - несколько видов станции Люблино-Сортировочное и платформы Перерва, с которой мы уехали обратно.


79.


80.


81.


82.


83.


84.


85. Вот на этой электричке мы и уехали.


На этом всё. Спасибо за внимание, надеюсь, что было интересно. Будьте здоровы и живите богато!

Курское направление, жд, Курьяново, архитектура, история, подъездные пути, Печатники, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Перерва, Россия, Москва

Previous post Next post
Up