Прощай, 54-й!..

Mar 21, 2020 04:25

Сегодня в Москве стало ещё на один троллейбусный маршрут меньше. На этот раз удар в рамках политики троллейбусоцида со стороны властей пришёлся на 54-й маршрут, ходивший от станции метро "Филёвский парк" до Белорусского вокзала. С сегодняшнего дня (субботы) его по "славной" традиции заменит, разумеется, не новомодный электробус, а чадящий дизельный автобус Т54. Попытаться рационально осмыслить и понять причину такой ненависти к "рогатым" никаким здравым умом невозможно. За последние две недели убиты маршруты 6, 11к, 58, теперь 54, послезавтра будет убит 43к. На очереди все остальные.

Поскольку с 54-м у меня связано множество приятных воспоминаний и минут, я не смог пройти мимо этого события и теперь уже вчера отправился поснимать последний вечер его работы на маршруте, где он верой и правдой служил с незначительными изменениями с 1966 года. После уничтожения 2-го, 39-го и, наконец, 66-го маршрута это был последний троллейбус, который ходил в Филях. И последний, который ходил по Шмитовскому проезду, Трёхгорному, Пресненскому и Грузинскому валам, ибо 18-й убили ещё раньше.

А теперь давайте посмотрим теперь уже исторические кадры с улиц, где троллейбуса уже не будет никогда.

1.



2. 54-й отправляется на маршрут с конечной остановки метро "Филёвский парк".


3. Троллейбусное кольцо. Теперь эта его функция уже в прошлом. 54-й станет собратом своего бывшего коллеги, ставшего автобусом Т66.


4.


5. Угол Минской, Большой и Малой Филёвских улиц. 54-й поворачивает с Большой Филёвской на Минскую улицу.


6. Большая Филёвская. Маршрут на довольно обширном протяжении шёл вдоль одноимённого парка. Да и вообще это очень симпатичная улица, надо сказать. Уютная.


7. Здесь в основном довольно старая, сложившаяся застройка, не очень многолюдно и тихо. Вообще я не слишком люблю запад Москвы, но Фили мне всегда нравились как раз за их спокойствие и уют. Здесь много зелени и нетронутых безжалостными руками застройщиков старых кварталов.


8. Вид в сторону Минской улицы.


9. Люблю это время дня. Мягкий закатный свет ложится на дома золотистым оттенком и оживляет их. На улице остро чувствовалось дыхание всё увереннее шагающей по лучшему городу Земли весны.


10. 54-й и величественная "сталинка" 1953 года постройки.


11. Перекрёсток с улицей Барклая. На заднем плане ещё две "сталинки", дальняя - 1956-го года, а ближняя на углу - 1940-го.


12. Зарево заката придало этому печальному для московского троллейбуса вечеру яркости, тем самым скрасив прощальную гастроль 54-го маршрута.


13. Это уже вид с другой стороны Большой Филёвской.


14. Дом 1956-го года. Очень понравилось решение с расположением водосточных труб.


15. Бассейн "Фили". Принадлежит ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева».


16. 54-й и спортивно-оздоровительный комплекс «Звезда», который также принадлежит заводу Хруничева.


17. Новостройка на углу Большой Филёвской и Физкультурного проезда. 2006-й год.


18. Стадион «Фили», построен в 1937 году. Принадлежит всё тому же заводу Хруничева. В расположенном рядом парке у ДК им. Горбунова в 90-х располагалась легендарная старая «Горбушка». Кто помнит, тот поймёт.


19. Приближаемся к перекрёстку с Новозаводской улицей. Сколько раз с этой остановки я уезжал от институтского друга в былые годы! То на 155-м автобусе, то на 54-м троллейбусе, что подойдёт. Много с этим местом связано, много.


20. 54-й на фоне Сити и церкви Покрова в Филях.


21. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях это, безусловно, жемчужина района. Он был построен в 1690-94 гг. на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны) на месте построенной на 70 лет ранее церкви Покрова. Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова.

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 г. Пётр I после взятия Нарвы привёз дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I, который частенько даже пел на клиросе Покровской церкви.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к архитектурному типу «восьмерик на четверике». Храм принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу ярусных центрических церквей и является одним из самых ярких и выразительных произведений раннего московского барокко. Поднятый на высоком подклете двухсветный четверик, усложнённый по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершён тремя уменьшающимися по объёму кверху восьмериками. Нижний световой восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, верхний несёт небольшую главу. Такими же главами на гранёных барабанах завершены апсида и притворы. Подклет окружён открытой галереей на аркаде с тремя широкими торжественными лестницами-всходами. Углы четверика и рёбра восьмериков, а также пилоны аркады подклета декорированы белокаменными колонками, несущими сложнопрофилированные карнизы, над которыми возвышаются фигурные гребешки, покрытые изящной резьбой. Форма гребешков повторена в навершиях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса храма. На восьмерике навершия наличников, образованные спиралевидными волютами, имеют более развитую форму. Из-за центричности архитектурного построения храма, все фасады оформлены одинаково. Изменение декоративных мотивов идёт только по вертикали.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Объект культурного наследия федерального значения.
До 2017 г. храм являлся филиалом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР).


22. Шелепихинский мост. При постройке - Краснопресненский мост. Трёхпролётный железобетонный балочный мост рамно-консольной конструкции через реку Москву. Соединяет Шмитовский пр. и Большую Филёвскую ул. Построен в 1965 году. Авторы проекта - инженер Н. Н. Рудомазин и архитектор К. Н. Яковлев.


23. Взгляд назад.


24. Монстроузные дома ЖК "Фили-Град" на месте уничтоженной промзоны, от которой остался лишь вот этот подъездной путь (кстати, живой), ведущий на завод Хруничева. Я писал о нём здесь и здесь.


25. Уходящая Москва и новая.


26. Тут 54-е повалили один за другим. Прямо косяком!


27. Небо было просто волшебным. Жаль, что фотография полностью этого не передаёт.


28. Я же говорю, прямо один за другим шли, не давали расслабиться.


29.


30.


31. Москва-река. Ещё недавно здесь был совсем другой вид. Надо будет порыться в фотографиях, может быть, где-то сохранилось.


32. Некогда совсем уютная и тихая Шелепихинская набережная. Сейчас и до неё добрались. Под мостом теперь уже совсем недействующее троллейбусное кольцо «Шелепихинский мост». Оно было введено в эксплуатацию в 1974 году на действующей троллейбусной линии маршрута № 54. Новый конечный пункт обслуживал новый троллейбусный маршрут № 66 - Тишинская пл. - Шелепихинский мост, просуществовавший до 1998 года. С тех пор троллейбусное кольцо не использовалось в регулярном маршрутном движении.

Троллейбусный маршрут № 66 был восстановлен 11 ноября 2013 года, однако был продлён далее по Шелепихинскому мосту. 21 марта 2020 г. в связи с закрытием маршрута № 54 и всей его линии данное кольцо было окончательно выведено из эксплуатации.


33. Уходящие в закат.


34. 54-й у остановки рядом со станцией метро "Шелепиха" и одноимённой платформой МЦК.


35. Теперь здесь уже не снимешь вместе троллейбус и "Ласточку".


36. Геометрия развязок Сити.


37. Вот мы и на Шмитовском. На заднем плане пока ещё стоящие дома микрорайона Камушки. О нём я рассказывал не так давно.


38. Шмитовский в сторону ТТК. В этот момент троллебусов почему-то не было вообще. То косяками шли, а тут пропали...


39.


40. Стрелка у поворота к Стрельбищенскому переулку осталась от ходившего здесь раньше 18-го маршрута. А на месте автосалона BMW справа вдали между домами до 2000-го года располагалось трамвайное кольцо "Шмитовский проезд". Я рассказывал о нём, когда делал ретроспективу об этом. Поразительно. Один мэр уничтожал трамваи, другой ненавидит троллейбусы. И почему не нашлось такого, который бы ненавидел "человейники" и любил, например, деревянное зодчество или ещё что-то хорошее?


41. Нижний Красногвардейский (Студенецкий) пруд. Вид за последние годы, конечно, тоже изменился до неузнаваемости. Где-то тоже было старое фото, поищу.


42. Угол Шмитовского и улицы Сергея Макеева. Мои самые любимые дома из комплекса жилых домов «Нижняя Пресня». Он сформировался в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Архитекторы Б. Блохин, Н. Малинин и др. Это один из 27 московских комплексов жилых домов и общежитий эпохи конструктивизма, строительство которых отражало новое градостроительное мышление в попытке системного решения жилищного кризиса Москвы на рубеже 1920-30-х гг. Один из наиболее ценных и хорошо сохранившихся примеров массовой жилой застройки. Представлял собой жилой комплекс муниципального (вневедомственного) типа. Всё грозились снести, но потом отремонтировали. Что будет дальше неясно. Здесь начинается самый уютный и старый отрезок Шмитовского.


43. Кстати, у самого Шмитовского тоже необычная судьба. Точнее не у него, а у его названия. Первоначально проезд назывался Сми́товский прое́зд по находившемуся на нём котельному и арматурному заводу Ричарда Смита. В 1931 году переименован в память о владельце мебельной фабрики Н. П. Шмите (1883-1907), активном участнике революции 1905 года, после подавления Декабрьского вооруженного восстания заключённого в Бутырскую тюрьму и убитого там; Н. П. Шмит завещал партии большевиков всё своё состояние. Некоторое время название употреблялось в ошибочной форме Шми́дтовский прое́зд (по другим данным, в 1925 году проезду было присвоено название Шми́дтовский прое́зд, а 15 января 1931 года - современное название). В 1967 году к проезду была присоединена Пе́рвая Красногварде́йская у́лица (одна из пяти номерных Красногвардейских улиц, названных в честь Красной гвардии), до 1929 года называвшаяся Пе́рвая у́лица Те́стовского Посёлка или часто просто Пе́рвая Те́стовская у́лица по местности Тестово Смоленского направления Московской железной дороги.


44.


45.


46. Взгляд назад.


47. И с другой стороны проезда, с высоты.


48. 54-й на фоне дома № 1 по Шмитовскому. Дом построен в 1929 году.


49. А вот мы уже и на улице Трёхгорный вал. Слева - исторический корпус прохоровских казарм, построенный в 1890 году.


50.


51. Большой Предтеченский переулок. В начале XIX в. переулок носил название Малая Пресненская улица, в 1922-1994 гг. - идеологическое название Большевистская ул. Названия Большого, Верхнего и Малого Предтеченских переулков возникли в XIX в. по церкви Рождества Иоанна Предтечи «что за Пресненскими прудами» (вторая половина XVII в.). Храм не закрывался, и поэтому в нем сохранились иконы, внутреннее убранство XVI-XVII вв. Я показывал его во время прошлогодней прогулки по пресненским переулкам.


52. В 2000-м году другие фотографы на этом месте провожали 23-й трамвай, который, правда, не убили, а лишь обрезали, а теперь я проводил 54-й троллейбус. Но уже совсем.


53. За 54-м следовал необычный собрат 54к, которого вроде как нет в официальном расписании, но иногда он вводился и повторял собой укороченный вариант бывшего 66-го от метро "Филёвский парк" до метро "Краснопресненская".


54. Вот он свернул на улицу Заморёнова и поехал в сторону "Краснопресненской".


55. А 54-й без приставки "к" пересекает площадь Краснопресненская (до революции - Пресненская) застава. Теперь здесь остался только один последний живой маршрут - 35-й, который ходит перпендикулярно. Но скоро, наверное, потеряем и его.


56. Потом троллейбусов вновь довольно долго не было, я прошёл половину Пресненского вала. Вид в сторону метро "Улица 1905-го года".


57. И в сторону Ходынской улицы и Грузинского вала с Мордором на месте Хлебзавода.


58. На дворе уже почти апрель, но в этом подъезде до сих пор новогодняя атмосфера.


59. Наконец ещё один "виновник" прогулки.


60.


61. И ещё.


62. И ещё!


63. И ещё один! Это, пожалуй, одно из самых живописных мест на этой улице, где круто ловить в кадр троллейбусы...


64. ...было.


65.


66. Здесь я понял, что идти к метро "Белорусская" и вокзалу я не хочу, а лучше повернуть и пройтись через Грузинский переулок, Тишинскую площадь и Васильевскую улицу ко 2-й Брестской, где 54-й оборачивался и шёл после конечной у вокзала только в сторону Филёвского парка.


67. Здесь для него даже есть "выделенка". Теперь по ней будут ходить только автобусы.


68. Глядя на этот кадр, почему-то вспомнилось название одной из моих любимых картин Уильяма Тёрнера - «Последний рейс корабля „Отважный“».


69. Техническая линия в Большом Кондратьевском переулке.


70. Подходим к Тишинке. Рейс в парк.


71. А вот исторический кадр с троллейбусом на Тишинке, к сожалению, вышел плоховато. Я, конечно, поколдовал над ним в фотошопе, но что-то ещё вытянуть, я думаю, не особенно реально. Но пусть будет для истории. Троллейбусная эпоха для Москвы подходит к концу, а для Тишинки она закончилась вчера.


72. Васильевская улица. Вид в сторону Тверской.


73.


74. Ну, а затем я свернул на 2-ю Брестскую, где и дождался этого красавца, чтобы напоследок прокатиться и проводить ещё один свой любимый маршрут. Грустно, но спасибо ему за то, что с ним столько связано.


А вам спасибо за внимание!
До новых встреч!

архитектура, транспорт, история, троллейбус, Фили, Пресненский, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Филёвский парк, Россия, Москва

Previous post Next post
Up