На дворе уже давно осень, а у меня осталось ещё достаточно отснятых летом материалов. Давайте сегодня вернёмся в конец июля и прогуляемся от железнодорожной станции Тушино по живописному подъездному пути Тушинского машиностроительного завода. Я уже гулял по нему в
осенью 2015-го и
ранней весной 2018-го, когда он стал приходить в упадок.
Вообще люблю там гулять, вот и решил накануне летнего отъезда в Питер посмотреть, как обстоят с ним дела в настоящий момент.
1. Доехал до метро Тушинская и вышел по направлению к путям станции Тушино Рижского направления.
2. Здесь к путям станции Тушино примыкают действующие подъездные пути одного из многочисленных московских заводов железобетонных изделий, этот находится в собственности промышленно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ.
3. Вообще вот что в Москве реально продолжает работать, так это многочисленные заводы ЖБИ. Покуда всюду идёт большая общегородская стройка, они нужны. Их, видать, снесут последними. Так сказать: "Уходя, гасите свет!". Пешеходная дорожка ведёт в местный "медвежий угол" - 13-й микрорайон Тушино. Это бывший Комсомольский посёлок. Несмотря на нынешнее название, территориально входит в район Покровское-Стрешнево.
4. Вид в сторону платформы Тушино.
5. Летом хорошо!
6. Справа тупик для манёвров, а мы вышли на подъездной путь ТМЗ и идём в сторону реки Сходни.
7. Взгляд назад с любовью и электричкой.
8. Приближаемся к железнодорожным мостам через Сходню. Здесь расположен переезд Сходненского тупика (ранее, до 1964 г. - Заводская улица), переходящего в Железнодорожный тупик, ведущий к Сходненской ГЭС.
9.
10. Подъездной путь ТМЗ резко берёт вправо и вниз от Рижского хода.
11. Местные жители протоптали себе по нему тропинку. Она ведёт к кварталам того самого 13-го микрорайона. Это кратчайший путь от метро.
12. У ветви свой, отдельный мост над Сходней, весьма и весьма колоритный и симпатичный.
13. Две другие тропы в 13-й микрорайон гораздо более неудобные, а на автомобиле туда можно подъехать только по одной дороге через промзону со стороны Строительного проезда.
14. Поэтому пешеходный поток здесь очень оживлённый.
15. В это время как раз шло благоустройство ранее диких набережных Сходни и обустраивалась новая трасса для гребного слалома. Вообще любители слалома и раньше здесь тусовались, но, что называется, дикарями.
16.
17. Впереди Проектируемый проезд 4060 - единственная автомобильная дорога в 13-й микрорайон. Ранее таковой также служил 1-й Тушинский проезд, соединявший этот "медвежий угол" с Волоколамкой, но потом переезд через Рижский ход был закрыт, теперь там есть только пешеходный проход.
18. Ворота Тушинского завода железобетонных конструкций (филиала ДСК-1). Тоже вполне рабочее предприятие. Подъездной путь ТМЗ проходит скозь его территорию. Тушинский завод ЖБК же и является сейчас единственным предприятием, которое его ещё использует.
19. В щель видно кусочек вагона-хоппера, стоящего на одном из заводских путей.
20. Поскольку заводская территория закрыта для посторонних - обходим её вокруг.
21. Строительный проезд. Направо - единственная автодорога в тот самый 13-й микрорайон. Прямо - Сходненская улица.
22. А в другую сторону можно доехать до Походного проезда. Здесь расположен ж/д переезд нашей ветки.
23. Сначала заглянем на ещё один уютный ж/д мост над Сходней.
24. Здесь путь выходит с территории Тушинского завода ЖБК.
25. Сходня.
26.
27. С зумом можно немножко заглянуть внутрь территории завода ЖБК. Там довольно внушительное путевое развитие.
28. Поворачиваем к Строительному проезду.
29. Здесь ветвь уже достаточно давно в заброшенном состоянии.
30.
31. И здесь же стрелка. По правому пути раньше возили противогололёдные реагенты. Прямо - на ТМЗ.
32. Но здесь всё завалено горой грунта. Что там происходит - я так и не понял. На стройку на первый взгляд не очень похоже. Такое впечатление, что здесь просто сваливают грунт.
33. Весь путь им завалили так, что пройти там почти нереально, во всяком случае, не угваздавшись капитально. Справа как раз хранилище противогололёдных реагентов. Но то ли оно уже не действует, то ли сейчас они используют только автомобильный транспорт.
34. Поворачиваем и пешком идём на Сходненскую улицу, чтобы заглянуть на ветвь с другой стороны.
35. А там... Вот такая вот красота была!
36. Цветущий "зелёный тоннель". Или, как говорит Стас
sd3, "тоннель любви".
37. Очень красиво!
38. Особенно в мягком вечернем свете.
39.
40. Рекомендую для фотосессий! Правда, оговорюсь, что там очень много собак бездомных. Как, впрочем, и домашних. Там люди с ними толпами гуляют. И местные бухарики бухают. Ловить кадры без людей не так уж и просто на самом деле.
41.
42. Взгляд назад.
43.
44. Пацаны на верхотуре пили пиво и читали рэп.
45.
46. Здесь можно выйти на Цветочный проезд. С другой стороны по похожей лестнице можно попасть в кварталы 10-го микрорайона Тушино и через них к улице Фабрициуса.
47.
48.
49. Ну очень живописная ветка!
50.
51.
52.
53.
54. Дальше я не пошёл. Там, невдалеке расположена ещё одна недействующая стрелка на несуществующее уже предприятие, а за ней завал. Там была мощная тусовка местных собачников, о чём свидетельствовал многоголосый лай. Я решил не портить им идиллию, тем более, что нормально поснимать там почти нечего и с кучей народу не то. Да ещё и местных бездомных собак это место привлекало, они отовсюду полезли и я решил не испытывать судьбу, покуда они меня не трогали.
55. Пошёл обратно и вышел к Сходненской улице. Здесь расположена крестовина ветви с трамвайными путями, по которым ходит 6-й маршрут. Будка дежурного на месте, но давно заколочена.
56. Ветвь ныряет в жилые кварталы.
57.
58. Здесь расположен бывший улавливающий тупик.
59. Взгляд назад.
60. Заросшие ржавые рельсы между домов и детских площадок... Уходящая старая промышленная Москва.
61.
62. Погашенный теперь уже навсегда светофор в зарослях.
63. Стрелка в положении ни туда, ни сюда.
64. И конечный пункт маршрута - ворота ТМЗ на Новопоселковой улице. Сам Тушинский машиностроительный завод был создан в 1932 году как предприятие оборонной промышленности страны для производства новейших образцов вооружений и военной техники, занимался производством военных самолётов. С 1966 по 1974 год на нём строили новейший стратегический самолёт Т-4 разработки ОКБ П О Сухого. В следующие семь лет завод осуществлял модернизацию самолётов МиГ-23, а с 1983 по 1991 год строил орбитальные космические корабли «Буран».
С 1992 года он в значительной степени перешёл на выпуск гражданской продукции, численность сотрудников завода сократилась и в настоящее время составляет 430 человек. Завод целиком и полностью обеспечивает потребность в автобусах для московского автотранспортного парка. На заводе организован полный цикл производственно-сборочного производства автобусной техники. 2018 году ОАО «Тушинский машиностроительный завод» по причине банкротства выставлен на продажу через Avito.
На территории завода, в заводских цехах, когда-то бывших неотъемлемой частью мощного заводского комплекса - огромное количество коммерческих организаций, занимающихся сборкой, наладкой, монтажом самой различной аппаратуры. Все они используют в той или иной мере еще советскую производственно-промышленную базу завода, которая почти не обновлялась с той эпохи. Как правило, работают в этих структурах - бывшие заводчане: почти всем нашлось применение в годы коммерциализации.
65. И на этом всё.
Спасибо за внимание и как всегда до новых встреч!