Давненько тут не было ничего про метро. Пришло время это исправить. Сегодня будет рассказ о старейшем в России (и на постсоветском пространстве) электродепо метрополитена. Речь идёт о депо "Северное" (ТЧ-1) Московского метрополитена, которое обслуживает Сокольническую (в прошлом - Кировско-Фрунзенскую), красную линию, которая на схемах у нас идёт также под номером один.
1. Депо было официально открыто 26 апреля 1935 года, незадолго до открытия первого в СССР метрополитена в Москве (15 мая 1935 года). Хотя, фактически первый поезд был выдан из депо на линию для проверочной обкатки 15 октября 1934 года.
2. Строительство депо началось весной 1932 года с сооружения железнодорожной ветви (впоследствии гейта), который соединял стройплощадку с Ярославским направлением железной дороги для последующей доставки в электродепо вагонов с Мытищинского машиностроительного завода (ныне - "Метровагонмаш"). Во время строительства эта ветвь использовалась для подвоза стройматериалов, а после строительства стала первым и единственным на тот момент гейтом между метрополитеном и железной дорогой. Впоследствии этот гейт был разобран, сейчас в метрополитен вагоны поступают через депо "Сокол" и депо "Печатники", также был построен гейт в новом депо "Солнцево".
3. Рампа тоннеля соединительной ветви депо "Северное" со станцией Комсомольская-радиальная. Это единственная в московском метро однопутная соединительная ветвь в депо.
По проекту депо "Северное" не должно было иметь цеха подъёмочного ремонта, не было предусмотрено ни зала для собраний, ни помещения для занятий спортом, ни столовой. Поначалу были сооружены лишь 9 отстойно-ремонтных канав, а подъёмочный ремонт осуществлялся в торце депо с помощью домкратов. В 1934 году в депо "Северное" стали поступать первые вагоны типа А. Поезда в первое время состояли из 4-х вагонов (двух секций, каждая из которых состояла из моторного и промежуточного вагонов). В марте 1936 года составность была увеличена до трёх секций, т.е. 6 вагонов. В это же депо стали поступать и первые секции вагонов типа Б, в т.ч. предназначенные для построенного в 1938 году депо "Сокол". Здесь их отлаживали и обкатывали.
Только эти два депо являются довоенными, отсюда, как и из "Сокола" ушло на фронт немало добровольцев, поэтому здесь и в "Соколе" существуют мемориальные доски. На средства, собранные тогда работниками метрополитена, был построен бронепоезд "Московский Метрополитен" в 1943 году. Был это типовой для своего времени бронепоезд (типа "БП-43"): бронированный паровоз (типа "Ов") с командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя бронеплощадками - двумя зенитными и двумя артиллеристскими с башнями от танков Т-34 и пулеметами для кругового обстрела. Были и платформы прикрытия с аварийным комплектом конструкций пути. Все это делало бронепоезд мощным и грозным орудием. С площадки депо "Северное" по железнодорожной ветви он ушёл на фронт и принял участие в боях на Курской дуге, внеся весомый вклад в исход сражения. В память о боях, которые вел бронепоезд "Московский метрополитен" 8 мая 2003 года был запущен именной поезд "Курская дуга".
Во время войны с сентября 1941 года до конца 1943 года число вагонов в составах московского метрополитена было сокращено до четырёх из-за того, что часть вагонов московского метро была отправлена в эвакуацию.
4. Жёлтое здание слева - это завод по ремонту эскалаторов метрополитена. Здание построено в 1935 году, изначально здесь располагались вагоноремонтные мастерские. Также здесь изготавливались и испытывались первые турникеты для метрополитена, первые автоматы для размена монет. Помните такие? Ещё в 90-е они висели почти в каждом вестибюле.
5. После окончания войны, количество пассажиров метрополитена стало резко возрастать. И хотя на Сокольнической (тогда - Кировско-Фрунзенской) линии уже были шестивагонные составы, провозной способности не хватало. Недостающие составы для электродепо "Северное" в 1946 - 1948 годах были сформированы из немецких вагонов, полученных в счёт репарационных поставок (они стали называться типа В, т. е. «военные»). С 1956-го года стали поступать вагоны типа Д, которые эксплуатировались вплоть до 1986-го года (а в метро вообще аж до 1995-го). Разумеется, здесь также эксплуатировались знаменитые "ламповые" вагоны типа Е и его модификации, которые ходили по линии вплоть до середины нулевых.
6. Очень уютное и ухоженное депо. Много цветов, лавочки. Везде чистота и порядок.
7.
8. Внезапно метрокот.
9. Канавы 1 и 2 - это сейчас цех подъёмочного ремонта.
10. Парковые пути депо "Северное".
11. В настоящее время в "Северном" обитают вагоны 81-717.5М/714.5М и 81-717.5А/714.5А, т.н. "номерные". Причём, несмотря на переход соседнего депо "Черкизово" (второе депо Сокольнической линии) на 8-вагонные составы, в "Северном" осуществить это не представляется возможным. Во всяком случае без серьёзной перестройки. Составы более 7 вагонов просто не помещаются в помещение отстойно-ремонтного корпуса.
12. Манёвры. Промежуточные вагоны "номерных" имеют двигатель и могут ездить сами.
13.
14. Контактный рельс под напряжением 825 вольт.
15. В депо висит вот такая любопытная "схема перегонок", она же схема путевого развития Московского метро, где показаны все пути метрополитена, в том числе служебные соединительные ветви между линиями, ветви в депо, съезды и оборотные тупики. Для увеличения - кликните, больший размер откроется в новом окне.
16. Для поездов, следующих в депо, конечной станцией всегда является Комсомольская. Если поезд следует, например, до Сокольников или Парка Культуры - он следует в оборотные тупики.
17. Комната, где расположен РПДП - регистратор параметров движения поезда. Здесь постоянно следят, как ведёт себя поезд (и машинист), считывая показания с поездных "чёрных ящиков".
18.
19. Комнаты отдыха локомотивных бригад. Здесь, например, что-то вроде кухни. Здесь можно разогреть еду, попить чаю/кофе, посмотреть телевизор в мягком кресле.
20. А в таких вот комнатах машинисты предаются безмятежному сну, если смена выпадает с ночи на утро. Вполне себе неплохие условия. Также имеется и душевая. Есть также психолог и куча всего ещё для машинистов.
21. Аутентичный логотип метрополитена 1935-го года. Ранее он был расположен на фасаде здания, но после достройки новых канав, оказался внутри помещения.
22. Парковые пути и труба котельной депо. Примерно на месте котельной был центр Красного пруда, в честь которого улица Краснопрудная получила своё название.
23.
24.
25. Учебно-тренировочный вагон, а за ним стоит не подлежащий восстановлению взорванный во время теракта на станции Лубянка 29 марта 2010 года вагон именного поезда «Красная стрела» (№ 1703), после взрыва заменённый в составе новым (№ 1938). Данный вагон является вещественным доказательством при следствии, поэтому может быть утилизирован только после завершения следствия.
26.
27. Нетривиальный вид из номерного. Ранее это была фасадная стена корпуса, теперь оказалась внутри.
28. А вот и сама "Красная стрела".
29. Из-за 7-вагонности, в "Северном" в отличие от "Черкизово" нет современных составов 81-765/766/767 "Москва".
30. Цех подъёмочного ремонта. Здесь обслуживаются ходовые части вагонов.
31.
32. Тележка вагона и колёсные пары.
33. Олдскул!
34. Здесь обтачиваются колёсные пары. Что такое "удочки" я покажу чуть дальше.
35.
36. Парковые пути и рампа тоннеля соединительной ветви.
37. Тоннель ныряет прямо под жилой дом. Дом этот, кстати, был изначально построен для работников электродепо.
38.
39. А вот и "удочка". Поскольку на деповских путях в отличие от парковых контактный рельс отсутствует, питание составов током осуществляется через них. На заднем плане видно "удочку", подключённую к токоприёмнику вагона на тележке. Горящие над составом красные лампы свидетельствуют о том, что он под напряжением.
40.
41. Время подходило к концу. Пора было валить. Кабина машиниста.
42. Прощальный взгляд на парковые пути депо.
43. Пустой салон "номерного" в депо. На нём мы сейчас уедем на Комсомольскую.
44. До свидания, "Северное"!