По задворкам Бегового района

Jul 31, 2019 01:50

Беговой является довольно известным районом, его главная артерия - Беговая улица входит в состав ТТК поэтому большинство москвичей проезжали там мимо. Многие знают метро Беговая, платформу Беговая на Смоленском (Белорусском) направлении (хотя территориально они расположены в Хорошёвском районе). Рядом Больница имени Боткина, Ходынское поле, шумный Ленинградский проспект, Белорусский вокзал, Ваганьковское кладбище, Тверская застава, Краснопресненская застава... Да много чего рядом.

Но главным символом, безусловно, является ипподром. Его также многие видели, знают и, полагаю, в полной мере оценили его выдающуюся архитектуру. А вот про то, что расположено в стороне от несущейся круглые сутки Беговой улицы знают немногие, в основном местные жители. А там много интересно и есть на что посмотреть. И мы с вами сегодня посмотрим. Вашему вниманию прогулка по переферии Бегового района с южной стороны от ТТК.

1. Начнём прогулку, разумеется, от сердца района - Центрального Московского ипподрома.



2. Московский ипподром является одним из самых больших ипподромов России, лишь немного уступает Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому ипподромам. Старейший в стране и первый в мире рысистый ипподром, основан в 1834 году. Московский ипподром это также государственный испытательный и научный полигон и опытная база ВНИИ коневодства.


3. Современное здание под названием "Беговая беседка" построена в 1889-1894 годах по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина, при участии С. М. Жарова. В 1951-1955-х годах здание ипподрома было реконструировано и перестроено архитекторами И. В. Жолтовским (руководитель), П. И. Скоканом и В. Л. Воскресенским в стиле Сталинской и палладианской архитектуры.


4.


5. Возле ипподрома с Беговой улицы есть малозаметный поворот на тихую, зелёную и незаметную Беговую аллею. Она идёт параллельно Беговой улице и также упирается в Ленинградский проспект.


6. Улочка очень уютная, словно антипод своей сестры в составе ТТК. А, ведь, когда-то и сама Беговая была тише, а на ней весело звенели трамваи. Я писал об этом исторический пост в своё время.


7.


8.


9. В конце Беговой аллеи (и Беговой улицы тоже) расположен знаменитый Дом авиаторов. Это 13-этажный 299-квартирный панельный жилой дом оригинальной планировки в стиле брутализма. Построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселён работниками авиационного завода «Знамя Труда». Главная особенность постройки - 40 железобетонных опор-«ног», поднимающих первый этаж на уровень четвёртого.


10. Тринадцать этажей покоятся на стройных и мощных железобетонных опорах (4-этажных). Их особенность в том, что они сужаются к основанию так, что два человека спокойно могут обхватить одну опору. Дома на ножках строились для избавления от неблагоприятного для жилья первого этажа (холодно, сыро от подвала, люди могут заглядывать, могут залезть воры). Версия, что дом «оторван от земли, дабы не скапливались выхлопные газы», несостоятельна. Проект изначально предполагал размещение дома вдоль набережной реки, но к Олимпиаде был волюнтаристически «воткнут» на видное место в центре.

Сами жители называют свой дом «Избушкой на курьих ножках», а из-за обилия поддерживающих опор, напоминающих щупальца, москвичи прозвали его «Домом-осьминогом». Другие названия - «Дом-сороконожка», «Братская могила». Но в основном прижились к этому зданию два названия - «Дом-осьминог» и «Дом-сороконожка».


11. Рядом с ним, на углу с Ленинградским проспектом расположен Ажурный дом (также Дом-аккордеон, дом Бурова), памятник экспериментального жилищного строительства в стиле ар-деко. Был возведён архитекторами Андреем Буровым и Борисом Николаевичем Блохиным в 1939-1940 годах методом крупноблочного строительства. Проект разрабатывался как вариант типовой застройки, совмещающий экономичность сборного домостроения и художественную выразительность.


12. Несмотря на то, что проект разрабатывался, как типовой, стать массовым ему было не суждено: началась война, подвалы переоборудовали под бомбоубежища, а в квартиры поспешно заселяли по несколько семей. После войны массовое домостроение проект отвергло: страну нужно было восстанавливать, и выбор пал на более дешёвые и простые строения. Таким образом, ему было суждено остаться уникальным в своём роде.


13. Здесь же, на въезде на Беговую аллею расположен маленький кусочек Петербурга в Москве - Беговые ворота со скульптурами «Диоскуры, укрощающие коней». Они являются точной уменьшенной копией скульптур с Аничкова моста в Петербурге, выполненные внуком П. К. Клодта (автора скульптур на Аничковом мосту) К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина в 1899 году. Символично, что они обращены как раз на Ленинградский проспект, который в то время носил название Петербругского шоссе.


14. Как же он прекрасен!


15. С другой стороны Ленинградки расположено ещё одно примечательное здание - отель "Советский". У него очень интересная история. В 1836 году в Петровском парке открылся филиал ресторана «Яр» на Кузнецком мосту. Первоначально это было деревянное одноэтажное здание. В 1871 году хозяином ресторана стал московский купец Ф. И. Аксенов.

Здание «Яра» на Петербургском шоссе, построенное Адольфом Эрихсоном. 1909-1913 гг.
В июле 1896 года «Яр» приобрёл бывший официант Алексей Акимович Судаков. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты. Ресторан стал очень популярным среди российской элиты. В числе посетителей «Яра» были Савва Морозов, Плевако, Чехов, Куприн, Горький, Шаляпин и Распутин.

После октябрьской революции ресторан закрыли. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, с 1925 года - кинотехникум, в 1930-1938 годах - ВГИК. В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П. Н. Рагулиным и Н. И. Механиковым, роспись потолка осуществлял художник П. Д. Корин. С конца 1930-х годов здесь размещался Центральный дом ГВФ (Клуб лётчиков), в годы Великой Отечественной войны - клуб ВВС.

В 1952 году по приказу Иосифа Сталина здание было ещё раз перестроено архитекторами П. П. Штеллером, И. И. Ловейко и В. В. Лебедевым в стиле сталинского ампира с частичным сохранением прежних объёмов и помещений. Вдоль улицы Расковой к существующему зданию пристроили новый корпус, где разместили гостиничные номера. За проект гостиницы его авторы были удостоены Сталинской премии. В этой гостинице проживал Василий Сталин. Сейчас в его честь названы апартаменты № 301 гостиницы.

С 1969 года часть помещений гостиницы и соседнее здание по проекту Эрихсона занимает цыганский Театр «Ромэн». С 1998 года ресторан при гостинице вновь называется «Яром»; в здании восстановлены фрагменты интерьера ресторана 1910 года. В 1998 году здание было реконструировано. В отеле по старым чертежам восстановили Малахитовый зал: отреставрировали фрески начала XX века на потолке и стенах, привели в порядок люстру 1912 года и отремонтировали светильники 1952 года.


16. Но мы пошли гулять по задворкам, поэтому сворачиваем с Ленинградки на Скаковую аллею и сразу же видим ещё один памятник архитектуры - особняк и конюшни Л. А. Манташева.


17. Здание в стиле венского барокко построено в 1914-1916 годах по проекту братьев Весниных. В 1930-х годах здесь располагался гараж Москоммунхоза, ныне - театр балета Касаткиной-Василёва. Основателем этой известной династии был уроженец Тифлиса Александр Иванович Манташев (Манташянц), сын статского советника армянского происхождения. В 1899 году в Баку он основал нефтепромышленное и торговое общество «А. И. Манташев и К», впоследствии стал акционером ряда мировых нефтяных компаний, организовал первый нефтепровод в мире. Наследниками А. И. Манташева были четыре брата и четыре сестры. Дела своего отца продолжил Леон Манташев, хорошо известный в коневодческой среде коннозаводчик и владелец скаковых лошадей.


18. В настоящее время лучше всего сохранилось главное здание комплекса, хода в арку посетителям нет. Двадцать лет назад передано на баланс Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, боковые пристройки снесены, сзади во дворе надстроен уродливый железный каркас. Незаконный проект разработан в Институте «Моспроект-4». Финансирование проекта началось в 1997 году, но вскоре прекратилось. Территория сдавалась предприятиям автосервиса. Уличный корпус занимает детская балетная школа.

В 2006 году Правительство Москвы решило по суду расторгнуть договор с Театром за неосвоение участка. В ответ Театр (учреждение федеральной подчинённости) поставил под сомнение принадлежность памятника городу. С тех пор на месте ничего не изменилось. В предмет охраны памятника входит «соотношение застроенных и незастроенных пространств», что позволяет разобрать каркас и воссоздать утраченные постройки.


19. Пройдя вниз по скаковой аллее, по левую руку можно увидеть очень интересный полузаброшенный комплекс дореволюционных зданий Дома Скакового общества.


20. Это один из его корпусов.


21. Рядом с ним расположена сторожка охраны, хотя, если бы она там была, то кто-нибудь бы обязательно выскочил с криком: "Что ты тут фотографируешь?!"


22. Внутри корпуса запустение. Чем-то отдалённо напомнило детский садик в Чернобыльской зоне отчуждения.


23.


24. Дом Скакового общества архитектора И. В. Жолтовского. Здание, возведённое в 1903-1905 гг., является ярким образцом неоклассического направления начала XX в. Этот проект известен как ранняя работа Ивана Жолтовского, прожившего долгую творческую жизнь и впоследствии ставшего одним из ведущих советских архитекторов.

В доме Скакового общества сохранилась большая часть декоративного оформления интерьеров - потолочная живопись, фигурные карнизы, медальоны с лепными барельефами и полуколонны. Дошла до наших дней и первоначальная планировка. Интерьеры Дома Скакового общества расписал известный российский график, живописец, театральный художник Игнатий Нивинский. С 1962 по 1974 гг. в этом здании работал маршал авиации Герой Советского Союза Командующий авиацией ВМФ Борзов Иван Иванович.

Такое впечатление, что заброшено здесь всё чуть ли не с тех самых пор.


25.


26.


27. Рядом ещё одно примечательное здание универсама Верный бывших конюшен Преображенского полка.


28. А за углом ещё корпуса НИИ коневодства, относящиеся к территории Дома скакового общества. Теперь там какая-то частная лавочка, которой здание сдаётся. Но зато хоть здесь содержится в относительно надлежащем виде, в отличие от главного дома.


29.


30. Совсем рядом Белорусский вокзал, ТТК и Ленинградка, а тут жопеня тихий уголок с гаражами и деревьями. Там же рядом и отдел полиции Беговой. Так как, к счастью, хоть там мне в годы моей весёлой юности бывать не доводилось - увидел его впервые в жизни, хехе. Но фоткать не стал. Не из боязни, а от того, что он не представляет никакого интереса.


31. Прошёл мимо местной типовой сталинской застройки.


32. И вышел на Скаковую улицу с тыльной стороны бывшей знаменитой кондитерской фабрики Большевик.


33. Вот так выглядит её тыл :)


34. Напротив в бывших конюшнях расположена пожарная часть № 27.


35.


36. В комплексе фабрики Большевик теперь расположен культурно-деловой центр «Большевик». Сама фабрика основана в Москве в 1855 году французским предпринимателем Адольфом Сиу. К 1900 году торговый дом «А. Сиу и К» имел сеть фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. В 1913 году после начала производства печенья «Юбилейное», названного так в честь трёхсотлетия дома Романовых на Российском престоле, фабрике был присвоен статус «Поставщик двора его Императорского Величества». Национализирована после Октябрьской революции 1917 года, в 1924 году присвоено нынешнее название - «Большевик». До 1927 года на фабрике также выпускались косметические и парфюмерные товары и мыло. В 1971 году фабрика награждена Орденом Ленина «за досрочное выполнение девятой пятилетки».

В декабре 1994 года 80 % акций выкупила французская компания Danone, сделка состоялась по предложению главы Госкомимущества Анатолия Чубайса. В 2006 году контрольный пакет акций предприятия перешёл группе Kraft Foods, приобретшей весь бисквитный бизнес Danone за €5,3 млрд; по данным на момент поглощения, из €2 млрд годовой выручки проданного бизнеса, €86 млн приходилось на «Большевик». В 2011 году владельцы объявили о закрытии фабрики и переносе производства в Собинку Владимирской области.

До сих пор помню, как гуляя по Ленинградке в 90-е с мамой, я остро чувствовал носом сладкие ароматы с фабрики и сразу просил купить мне что-нибудь вкусное.


37. После продажи территория и помещения предприятия переданы в реконструкцию под бизнес-центры и апартаменты, проект получил наименование «культурно-деловой комплекс „Большевик“» (культурный объект на территории комплекса - Музей русского импрессионизма Бориса Минца); бывший 3-й цех по производству тортов и пирожных, сдававшийся с 2010 года предпринимателям Данелия и Седову (фирма «Венский цех») выведен на Хлебозавод № 12. Реконструкция исторических зданий бывшей фабрики завершилась в 2017 году. В этом году сюда в новую штаб-квартиру переедет "Билайн". Эх, грустно всё это...


38.


39. Раньше здесь был расположен железнодорожный подъездной путь на фабрику.


40. На Яндекс-панорамах за 2010-й год рельсы ещё на месте. В последующие годы их уже не было, вероятно, тогда их и ликвидировали. К подъездному пути мы ещё вернёмся чуть позже.


41. Уходящее.


42. Вообще Скаковая улица тоже очень милая и уютная. Справа бывшее здание жокей клуба при Московском Ипподроме, созданное по проекту братьев Весниных в 1912 году.


43. Зашёл во дворик, а там ещё одно милое здание. Правда, к сожалению, установить его год постройки и истинное предназначение не удалось. Сейчас там тоже какая-то коммерческая контора.


44. Правда, к чести конторы, здание они содержат в надлежащем виде. Ещё бы стеклопакеты не ставили - цены бы не было!


45. Дворик.


46. Напротив впилили очередной бизнес-центр "RGR Plaza".


47. Но впечатление от самой улицы этот новодел всё равно не испортил. Жив ещё в ней дух старой, уходящей Москвы моего детства.


48. Дальше по улице расположен Российский научно-исследовательский институт сельскохозяйственных приборов "Агроприбор", созданный в 1958 году.


49. А напротив - бывшая автобаза ГУП «Мосавтохолод» (1959 г.). Сейчас там располагается офис Московского паркинга.


50. Дошли до конца улицы, налево уходит к Ленинградке и Тверскому путепроводу улица Нижняя.


51. Но мы пойдём другим путём.


52. Путём железнодорожным. В сторону Беговой.


53.


54. Выходим к путям. Вдали Белорусский вокзал. Перед нами административное здание комплекса локомотивного депо имени Ильича (ТЧ-18), основанного в 1871 году (разумеется, безо всякого Ильича).


55.


56. Раньше здесь обслуживались электропоезда Смоленского хода, но потом, в 2012-м году они были переданы в депо Лобня и сейчас здесь осуществляется в основном обслуживание экспрессов и аэроэкспрессов.


57.


58.


59. Ласточка из Смоленска прибывает на Белорусский вокзал.


60. Спят усталые экспрессы.


61.


62. А вот и то, что осталось от подъездного пути фабрики Большевик. Здесь он выходил к Смоленскому ходу.


63. По его остову и пойдём в сторону платформы Беговая.


64.


65. Следы его хорошо различимы в траве. Ещё несколько лет назад я ходил по нему, когда он был цел.


66. Взгляд в сторону Белорусского вокзала. Люблю я эти светофоры-провода.


67.


68. Вот здесь, чуть дальше была стрелка фабричного подъездного на главные пути.


69.


70. Голицынская электричка доехала до платформы Беговая, а я побрёл к одноимённой станции метро.


Вот такая у нас с вами сегодня получилась немного грустная прогулка. Надеюсь, что было интересно.
Спасибо за внимание и до новых встреч!

Беговая, жд, архитектура, история, фабрика Большевик, фото, промышленность, краеведение, Беговой, МЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up