Немножко шоссе Энтузиастов и промзона № 54 «Прожектор»

Jun 30, 2019 17:48

В прошлый раз мы остановились, выйдя с территории бывшей станции Москва-Сортировочная-Рязанская (ныне Парк IV станции Перово) на шоссе Энтузиастов. Сегодня немного пройдёмся по нему и выйдем к улице Плеханова, где осмотрим то, что осталось от куста подъездных путей промышленной зоны № 54 «Прожектор», получившей своё название от Московского прожекторного завода. Но обо всём по порядку.

1. Начнём. Около Владимирского путепровода поднимаемся к шоссе Энтузиастов. Тут, к счастью, до сих пор бегают мои любимые рогатые троллейбусы.



2. Территория государственного научно-исследовательского института химии и технологии элементоорганических соединений (ГНИИХТЭОС) - комплексного научного центра по разработке и созданию конкурентоспособных промышленных технологий неорганических и органических соединений различных химических элементов.

В 30-е годы ХХ века на Владимирском тракте был открыт небольшой химический заводик. После образования Министерства химической промышленности СССР ему был присвоен № 94. 31 декабря 1945 года на основании постановления Совета народных комиссаров он был реорганизован в научно исследовательский институт с опытным производством. Завод стал режимным оборонным предприятием, так называемым «почтовым ящиком». В сентябре 1964 года это предприятие получило открытое название «Государственный научно исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений» (ГНИИХТЭОС). В годы войны рабочие этого предприятия внесли свой неоценимый вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне. Предприятие было перепрофилировано для нужд фронта: здесь выпускали специальные присадки для масел, использовавшиеся в двигателях самолетов и танков.


3. Одна из развязок СВХ с Шоссе Энтузиастов и проспектом Будённого. На заднем плане виднеется территория московского завода «Нефтепродукт» компании «Роснефть», производящего широкий ассортимент смазочных, защитных и консервационных материалов для авиационной, ракетно-космической, автотракторной и бронетанковой техники, приборостроения и энергетики.

Московский государственный завод «Нефтегаз № 1» был построен в 1931 году для удовлетворения постоянно растущей потребности города в газе в Москве. В 1956 году Московский завод «Нефтегаз» был расширен за счет присоединения Нефтемаслозавода № 2, в том числе его экспериментальной базы смазочно-масляного производства.

Приказом Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР № 135 от 16 февраля 1968 года, в целях развития ВНИИ НП, на базе Московского завода “Нефтегаз” и Московского опытного завода ВНИИНП был создан Московский опытно-промышленный завод Всесоюзного научно-исследовательского института по переработки нефти - МОПЗ ВНИИ НП. В 1994 году образовано ОАО МОПЗ “Нефтепродукт”. С 1995 года завод становится дочерним предприятием ПАО «НК «Роснефть».


4.


5. ОАО «Концерн „Моринформсистема-Агат”» (1942 г.).

Является пионером в области создания боевых управляющих систем для подводных лодок и надводных кораблей. Более сорока лет предприятия концерна занимаются разработкой корабельных цифровых вычислительных систем для ракетных комплексов морского базирования. Впервые в России концерн разработал и поставляет корабельные системы управления стрельбой крылатыми ракетами для боевых стартовых комплексов надводных кораблей и подводных лодок, морские комплексы обнаружения целей и выдачи целеуказания оружию.

В Концерне ведутся работы по созданию как специализированных, так и тактических тренажеров, которые предназначены для практической тренажерной подготовки экипажей подводных лодок и надводных кораблей различных классов в условиях учебных центров с целью формирования устойчивых навыков по комплексному использованию оружия, радиоэлектронных и технических средств. Большое внимание в концерне уделяется разработке и производству аппаратуры для лечения онкологических заболеваний.


6. Ещё одна развязка с СВХ и Малым Кольцом Окружной ж/д (МЦК), трёхуровневая.


7.


8. У одного из выходов станции метро Шоссе Энтузиастов располагается вот такой вот симпатичный пруд. Называется он, как и когда-то тракт, на месте которого сейчас собственно шоссе Энтузиастов - Владимирским (также ранее Огурец, Хлудовский пруд). Первые упоминания о водоёме на левом притоке Нищенки относятся к 1776 г. (большой водоём обозначен на карте 1776 г.). В нач. XIX в. на притоке сооружена плотина, что позволило увеличить площадь пруда до современной Электродной ул. (отмечено на карте 1838 г.). Название Хлудовский пруд появилось на картах Москвы в 1910 г. (издания Московской Думы). Водоём был назван по р. Хлудовскому - левому притоку Нищенки.


9. С другой стороны шоссе Энтузиастов торчат трубы ООО «ГрафитЭл - Московский электродный завод».

"ГрафитЭл - Московский электродный завод" - первенец отечественной электродной промышленности. Развитие завода связано с развитием оборонного комплекса страны, что обусловило тесное сотрудничество с учеными института НИИГРАФИТ. Является первым и старейшим предприятием, построенным в 1933 г. для выпуска графитовых изделий. В 1950-х годах в состав завода вошло производство металлических электродов для ручной дуговой сварки. Графитированные электроды для электрических сталеплавильных печей, аноды и подовые блоки для алюминиевых электролизеров, графитовая кладка и стержни для атомных реакторов впервые были изготовлены на Московском электродном заводе.

В настоящее время завод выпускает: крупно-, средне- и мелкозернистый графит, а также композиционный и с добавками. Из выпускаемых полуфабрикатов изготавливаются изделия, применяемые в: черной и цветной металлургии, химии, машиностроения, полупроводниковой техники, техники атомных реакторов, аналитической техники, электротехники, радиотехники, стекольной и кварцевой промышленности, производства синтетических алмазов, авиации и др. Также завод изготавливает и поставляет сварочные электроды для монтажа и ремонта оборудования на предприятиях энергетики, нефтегазоперерабатывающего комплекса, химической и пищевой промышленности, металлургии, машиностроения и транспорта. Имеющийся технический и научный потенциал, тщательно отработанные технологии и системы контроля качества продукции позволяют заводу поддерживать высокое качество выпускаемой продукции при низких отпускных ценах.


10. Пруд очень живописный, особенно в лучах заходящего солнца. По его берегам разбит очень приятный сквер. Рискну предположить, что здесь очень красиво золотой осенью, но в это время года бывать тут не доводилось. Надо будет попробовать.


11.


12.


13. За прудом начинается улица Плеханова. Первоначальное название - Плехановская улица - дано 30 августа 1950 года в честь Г. В. Плеханова (1856-1918) - философа, пропагандиста марксизма. Современная форма названия утверждена 28 февраля 1964 года. Ранее называлась 2-я Владимирская улица. Хорошо помню товарища Плеханов из курса отечественной истории, благодаря тому, что он был участником революционной группы «Освобождение труда». Состав группы был таким: Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Акселерод. Слово из первых букв фамилий участников можете составить сами :) Здесь, на углу со 2-м проездом Перова поля расположен железнодорожный переезд куста подъездных путей промышленной зоны № 54 «Прожектор».


14. Точнее того, что осталось от этого куста. Многие подъездные пути уже канули в небытие, как этот справа.


15. Ранее он вёл сюда, на Перовский комбинат стройматериалов. Он был основан в августе 1937 года. В 1958 г. комбинат вошёл в состав «Главмоспромстройматериалы». Специализируется на выпуске колонн лёгкого и тяжёлого каркасов, ригелей, лестничных маршей, стен и лоджий панельных зданий, панелей внутренних стен, железобетонных ограждений лоджий. На изделиях комбината построены уникальные объекты: посольство ГДР, Институт им. Вишневского, 82 объекта «Олимпиады-80» и др. Неясно, функционирует он или нет, но подъездной путь ему точно не нужен.


16. Накат есть только на одном пути, который прямо. Хотя, на самом деле, мы со Стасом даже удивились его наличию, ибо были почти уверены, что здесь никакого движения уже нет совсем.


17. Однако же, у переезда всё ухоженное, у будочки дежурного аккуратный цветник, фонарики вот стоят старенькие на деревянных опорах.


18. Налево (с накатом) подъездной завода «Прожектор», вентиляционной фабрики «ГалВент», находящейся на его территории, а также опытного завода МЭИ . Направо путь когда-то вёл на складскую базу «Перово» Главснаба Правительства Москвы.


19. Взгляд назад.


20.


21. Очень живописный и фотогеничный светофор.


22. Путь на складскую базу обрывается буквально через десяток метров.


23. Переезд через 2-й проезд Перова поля закатан в асфальт.


24. Идём обратно, ещё раз сфоткав живописный светофор. Кстати, сигнализация здесь вся погашена, несмотря на накат.


25. От пути на «Прожектор» вправо почти сразу же ответвляется ещё один бывший подъездной путь.


26. Он вёл на Перовскую мебельную базу.


27.


28.


29. Но он также ныне уничтожен.


30. Переезд закатан. Раньше он после пересечения проезда шёл вдоль него некоторое время по той стороне, прежде чем нырнуть в промзону.


31. Возвращаемся на ещё живой путь. Налево - завод «Прожектор» и вентиляционная фабрика «ГалВент», прямо опытный завод МЭИ.


32.


33. Правда, опытный завод МЭИ, похоже, свой путь тоже уже не использует.


34. Тут же расположен небольшой завод Высоковольтной арматуры.


35. Ворота подъездного пути, ведущего на территорию ОПЗ МЭИ через арматурный. Также, судя по картам, далее этот путь заходит и на «Прожектор» внутри промзоны.


36. Но «Прожектор» использует только вот этот путь, идущий, по меткому выражению Стаса, в таком вот зелёном "тоннеле любви".


37.


38.


39. Въездные ворота завода.


40. Над ними висит вот такой вот экзотичный светофор-раритет. Можно предположить, что заводчане сварганили его сами. Завод-то «Прожектор» всё-таки. Пусть не светофор, но близко.


41. Внутри. Раньше слева от главного отходил ещё один подъездной путь на Перовский комбинат стройматериалов, как бы назад. Между действующими стрелками видно остатки ещё одной. Это оно.


42.


43. Идём обратно.


44.


45.


46. Поэкспериментировал со съёмками на портретный объектив. Он даёт интересный эффект при съёмке железок.


47.


48.


49.


50. Ч/б для разнообразия.


51. Тем временем темнело, мы вновь подошли к переезду на улице Плеханова.


52. Перешли её и пошли дальше в сторону улицы Электродной.


53. Взгляд назад.


54. Всё цвело и был прекрасный тёплый летний вечер.


55. И настроение было под стать окружающему.


56.


57. Справа за забором - территория НПП «Салют» (не путать с «Салютом», расположенным между проспектом Будённого и Золотой улицей, о ктором я рассказывал ранее).


58. Взгляд назад.


59. Здесь ещё одно разветвление. Левый примыкающий путь некогда вёл на территорию бывшего московского завода телевизионных блоков «Янтарь». Ныне там расположен бизнес-парк ЗАО «Штерн-Эстейт». А правый ведёт на территорию НПП «Салют».


60.


61. Остатки пути на «Янтарь».


62. А на «Салют» путь цел, но наката я не заметил.

26 апреля 1942 года приказом № 192 Народного комиссара судостроительной промышленности СССР был организован завод № 703, в последствии получивший наименование Государственный московский завод «Салют». С 1 декабря 2009 года преобразован в Научно-производственное предприятие «Салют». Первой продукцией завода были корпуса для мин заграждения и пороховые камеры для реактивных снарядов легендарной «Катюши». С 1944 года предприятие начало выпуск ставшей основной для него в последующие годы продукции - радиолокационных станций (РЛС), систем наблюдения и управления стрельбой корабельной артиллерии. Были изготовлены РЛС типа «Пегматит», «Редан», «Вымпел», «Гюйс», «Якорь», «Риф», «Ангара», «Фут-Н».

В 50-х годах конструкторское бюро «Салюта» приступило к самостоятельной разработке сложных РЛС, в это время были созданы станции «Кактус», «Рубка», «Киль», «Кливер» и др., установленные на большинстве надводных кораблей ВМФ СССР.
В 60-х годах завод «Салют» принял участие в космических программах; были запущены в серийный выпуск бортовая аппаратура «Астра», «Север» и наземная станция «Подснежник» для обеспечения работ космических аппаратов на старте, активном участке и орбите. Во второй половине 60-х годов была создана первая трехкоординатная РЛС «Восход». Эта радиолокационная станция превосходила по ряду параметров зарубежные аналоги. В числе последних разработок конструкторского бюро «Салют» - РЛС дальнего обнаружения семейства «Подберезовик» и многофункциональные помехозащищенные РЛС семейства «Фрегат».


63.


64. Переезд через Электродную улицу. За ним ворота ПАО «Завод ЖБИ № 21», через территорию которого путь выходит к южной горловине станции Лефортово МОЖД.


65. Электродная в лучах заката. Получила современное название 30 августа 1950 года по территориальной близости к Московскому электродному заводу, труба которого торчит на горизонте. До этого называлась Первомайская - по идеологическим соображениям.


66. За переездом расположен вот такой вот гламурный туалет, видимо предназначенный для дежурного по переезду. Закрыт на замок, чтоб кто попало не пользовался служебным, так сказать, помещением.


67. Взгляд назад.


68. Въездные ворота «Завода ЖБИ № 21» и его корпуса. Красиво!


69. Люблю иногда заглядывать в окна. Но вы только ничего дурного не подумайте ;)


70.


71. Внутри у завода ЖБИ есть и своё путевое развитие и свой подвижной состав.


72. Но ворота были закрыты, хотя внутри ходили люди, ибо завод сдаёт часть помещений под офисы.


73. Мы решили попытать счастья и зайти на завод через проходную. Поэтому пошли в Электродный переулок. Там же расположено НПО «Компас», занимающееся созданием систем охранной сигнализации - от обследования объекта с выдачей необходимых рекомендаций до монтажа оборудования и сервисного обслуживания.


74. Но на проходной завода ЖБИ нам сказали, что вход только по пропускам. А так как был поздний вечер и слиться с офисным планктоном не представлялось возможным, пришлось признать своё поражение и двинуть в сторону дома.


75. Но одно поражение - это ещё не проигранная война. Что-нибудь придумаем в следующий раз ;)


А на сегодня всё. Традиционно спасибо всем моим лучшим на свете читателям за внимание и искренне надеюсь, что вам понравилось.

шоссе Энтузиастов, жд, история, подъездные пути, фото, промышленность, краеведение, промзона, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up