Не всё то золото, что блестит: прогулка по Золотой улице

Jun 22, 2019 23:23

Сегодня речь об одной из, пожалуй, самых необычных и малоизвестных улиц Москвы. О самом существовании улицы с названием Золотая в столице знают немногие. Что и неудивительно, ведь, расположена она в глухой промзоне, на её узком отрезке есть всего несколько жилых домов, да и те имеют адреса по перпендикулярной улице Семёновский Вал. По этой улице не ходят никакие маршруты наземного транспорта, она практически полностью зажата между забором АО «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“» и частными гаражами, за которыми проходит Казанско-Рязанское направление Московской ж/д.

Так почему же тогда улица носит такое приятное слуху название - Золотая? Может быть, на этой улице располагались ювелирные мастерские или здесь в старину торговали золотыми украшениями?

1.



Ни то, ни другое. Всё куда более прозаично и в то же время пикантно. Своим названием она обязана вовсе не драгоценному металлу. До революции здесь проходили обозы золотарей - мастеров по очистке отхожих мест. С чувством юмора у народа всегда было всё в порядке, и ещё в незапамятные времена «золотом» или «ночным золотом» называли содержимое выгребных ям, т.е. нечистоты.

«Золото» собирали черпаками на длинной ручке и через небольшое отверстие заливали в бочку, установленную на двухколёсной конной повозке. Была у золотарей и своя униформа - длинные белые фартуки, как у дворников. Впрочем, от запаха не спасали ни фартуки, ни сноровка, поэтому золотари, объединившись в обозы, вывозили свои «сокровища» по ночам.
Как вспоминают старожилы, кое-где в Москве золотари встречались даже в послевоенные годы, но постепенно на смену им пришли ассенизационные машины.

Первоначально Золотая улица проходила чуть дальше от железной дороги, на месте нынешней промзоны (там же до революции был ещё Золотой переулок, он шёл перпендикулярно улице), а на карте 1912 года на месте современной Золотой обозначена резервная дорога на свалку.

Взглянем на дореволюционные карты.

2. На карте 1910-го года отчётливо видно, что улица расположена не в нынышнем месте, а чуть в стороне от железнодорожных путей, на месте нынешнего "Салюта", а также виден и Золотой переулок, который в советское время навсегда исчез с карт. На юго-востоке обозначены городские свалки, куда и свозилось "золото" до покрытия всей территории города сетью канализации и строительства станций аэрации (Об этом, кстати, очень рекомендую почитать в ЖЖ у моего друга Стаса sd3 в статье "Курьяновская станция аэрации"). Кстати, в Москве была ещё одна Золотая улица, названная по той же причине, сейчас она называется Щукинская.


3. А на карте 1912-го года на месте нынешнего расположения Золотой улицы, параллельно тогдашнему обозначена Резервная дорога на свалки.


4. На советской карте 1952-го года Золотая улица уже на нынешнем месте, хоть её и не сразу различишь, а на старом - стоит завод "Салют". Тогда уже от былых времён этой улицы осталось одно название, также как и стало архаизмом слово "золотарь". В 1967 году она была переименована в улицу Буракова, но затем улицу разделили и северной её части присвоили старое название, которое она носит и по сей день. Также следует отметить, что проспект Будённого (назван так в 1974 г.) тогда ещё носил название Мейеровский проезд в честь расположенного рядом садоводства К. И. Мейера.


5. Чтобы попасть на эту улицу нужно выйти из метро Электрозаводская и пойти по Большой Семёновской улице в сторону проспекта Будённого и метров через 200 на перекрёстке с Медовым переулком (забавное соседство) и Проектируемым проездом № 222 повернуть на последний направо в сторону железнодорожной насыпи.


6. Дойдя до насыпи, Проектируемый проезд № 222 резко поворачивает налево и вот мы уже на Золотой улице. Да-да, это она, только здесь она совсем узкая.


7. Гаражи будут сопровождать нас теперь почти всю прогулку.


8. Слева здесь расположено административно-офисное здание, построеное в 1958 году. Когда-то это был, по-видимому, жилой дом. Сразу за ним стоят несколько вполне жилых и поныне домов более поздней постройки, однако они имеют адрес по Семёновскому Валу.


9. Вот здесь Золотая улица пересекается с упомянутом выше Семёновским Валом и Семёновским проездом, которые идут от проспекта Будённого через железнодорожные пути Казанского направления к улице Госпитальный Вал. А сама Золотая улица стрелой уходит прямо. Слева начинается территоррия «НПЦ газотурбостроения „Салют“».


10. Топливоперекачивающая станция "Салюта". Сюда доходит самый длинный из куста подъездных путей завода, которые я покажу вам ближе к концу прогулки. В 80-е годы здесь, по воспоминанием очевидцев, было необычное происшествие. Со станции, пробив забор, прямо на трамвайные пути Семёновского проезда выскочил вагон.


11.


12. Главной достопримечательностью Золотой улицы, безусловно, являются "глушители" испытательного цеха № 6 «НПЦ газотурбостроения „Салют“». Это испытательный цех реактивных двигателей, а вот эти вот ржавые большие сооружения построены для того, чтобы глушить производимый при испытаниях шум. Когда проходят испытыния в округе слышен характерный гул.

Вот как описывает это местная жительница (найдено на просторах Сети):

"Через мост над железнодорожными путями, в ближайшем соседстве с Золотой находится Ухтомская улица - довольно шумная и оживленная сейчас и тишайшая в пору моего детства. В теплое время года, при открытых окнах был отчётливо слышен гул глушителей с Золотой. Было в этом что-то жутковатое: солнечная безлюдная почти вечерняя тихая Ухтомская, накрытая таинственным гулом... будто идущим из подземелья..."


13. Вот они во всей красе. Чем-то напоминают знаменитых истуканов с острова Пасхи.


14. Не знаю как кому, а мне, как ценителю индустриальной красоты они кажутся прекрасными.


15. Мощь!


16. Краткая историческая справка:

Московское АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех), одно из крупнейших российских предприятий по разработке, изготовлению, сервисному обслуживанию авиадвигателей, отмечает 105 лет со дня основания.

«Салют» - это предприятие полного цикла, объединяющее в своей структуре научно-исследовательский институт, конструкторское бюро и производство. Текущие производственные задачи решаются головной площадкой в Москве и многочисленными филиалами предприятия. «Салют» занимается изготовлением и сервисным обслуживанием авиадвигателей АЛ-31Ф и его модификаций для самолетов семейства Су-27, АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130, узлов двигателей РД-33МК для семейства истребителей МиГ-29. Компания участвует в широкой кооперации предприятий ОДК по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500 и ПД-14 и в других проектах.

История «Салюта» началась в 1912 г., когда французская компания «Гном-Рон» основала в Москве небольшой завод по сборке авиационных моторов. В 1917 году здесь построили еще один завод - «Сальмсон», а через год оба предприятия национализировали, дав им новые названия - «Икар» (вместо «Гном») и «Амстро». Уже в 1924 г. к «Амстро» присоединили завод «Мотор», а в 1927-м - «Икар». В результате слияния предприятий был создан завод № 24 имени М.В. Фрунзе.

Во время Великой Отечественной войны (октябрь 1941 г.) завод пришлось эвакуировать в г. Куйбышев, но уже в декабре, после того как немецко-фашистские войска были отброшены от столицы СССР, производство возобновилось на прежнем месте. В столице были открыты цех по изготовлению минометов и мотороремонтная мастерская, а с февраля 1942 г. восстановлено производство моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2. После окончания войны образовавшийся завод получил название «Салют».

В послевоенное время на заводе было налажено серийное производство реактивных двигателей для отечественных самолетов:

1947 г. - ТР-1, первый отечественный турбореактивный двигатель (устанавливался на самолетах Су-11, И-211, Ил-22);
1948 г. - РД-45 и его модификации РД-45Ф (для самолета МиГ-15 и его модификации);
1950 г. - ВК-1 и его модификации ВК-1А, ВК-1Ф (устанавливались на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14);
1955 г. - АЛ-7Ф1 (для самолетов Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11);
1962 г. - Р-15Б-300 (устанавливался на самолет МиГ-25 и его модификации);
1972 г. - АЛ-21Ф (для самолетов Су-17, Су-20, Су-22, Су-24);
1984 г. - АЛ-31Ф (устанавливался на самолеты Су-27 и его модификации).
В 1990-е гг. на базе завода было создано собственное конструкторское бюро. В 2001-2002 гг. налажен выпуск двигателя АЛ-31ФН (модификации АЛ-31Ф с нижним расположением коробки двигательных агрегатов) для одномоторных истребителей. В 2006 г. завершены государственные испытания двигателя АЛ-31Ф серии 42 (М1) для самолетов типа Су-27 и его модификаций.

В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. В настоящее время он изготавливается «Салютом» полностью из российских комплектующих, производимых на головной площадке предприятия в Москве, так и в омском филиале - «ОМО им. П.И. Баранова». Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из Украины.


17.


18. Завод, кстати, вполне себе действует, несмотря на кажущуюся небольшую печать заброшенности. И хорошо охраняется. Если присмотреться, то можно увидеть блестящую новизной колючую проволку и новенькие камеры видеонаблюдения вдоль всего забора.


19. Зато некоторая печать заброшенности придаёт местным видам свой шарм.


20. Не удержались и залезли на гаражи, с них вид ещё лучше. И вообще там круто, но, если вдруг кто захочет повторить - помните об осторожности, забор с металлическими штырями!


21. Старые цистерны на ещё одном тупиковом подъездном пути внутри территории завода.


22. Слева за железной дорогой стоит вот такое вот интересное здание. Оно увешано таким количеством тарелок, что так и представляется сходу будто здесь сидят, не смыкая глаз, уфологи и ждут в любой момент сигнала от внеземного разума. Но на самом деле всё куда банальнее - это административный комплекс телеканала Russia Today.


23. Красота же! Правда, большинству людей этого не понять, у них чувство прекрасного работает как-то иначе.


24. Мимо, между тем, пролетел двухэтажный поезд "Москва - Самара".


25. Ну, а мы слезли и отправились дальше.


26.


27. Гаражи везде.


28.


29. Здесь мы подходим к переезду, у которого, резко повернув налево, и заканчивается Золотая улица, плавно переходя в улицу Буракова.


30. Это четырёхпутный переезд. Все подъездные пути ведут на "Салют". Три из них используются.


31. Этот подъездной путь ведёт как раз к топливоперекачивающей станции "Салюта" из начала прогулки.


32. В сторону сортировочного парка Перово-4 .


33. Ещё два действующих пути.


34. Стрелки здесь используются ручные.


35. А вот светофорная сигнализация тут сейчас не используется, видимо, движение не слишком интенсивное. Но, забегая вперёд, скажу, что нам со Стасом крупно повезло!


36. Всё содержится в порядке. Стрелочки свежепокрашенные.


37. Левый 4-й подъездной путь, судя по всему, вообще не используется. Он самый заросший и на нём напрочь отсутствует накат.


38. Судите сами.


39. Мы уже было собрались идти дальше, поняв, что насквозь к Сортировочной не пройдём, как вдруг показался он.


40. Красавец ТГМ23Д44-433.


41. И, весело погудев, поехал на завод.


42. Ворота некоей оптовой базы, через территорию которой пути выходят к Перово-4. Там пройти просто так нельзя.


43. Наш красавец-ТГМ как раз заезжает на завод. Не успели мы его догнать, чтобы заглянуть, как ворота моментально захлопнулись.


44.


45. Живописное место.


46. Неиспользуемый 4-й путь.


47. Начинается улица Буракова.

Улица Буракова расположена в западной части района Соколиная гора города Москвы и соединяет Золотую улицу с Шоссе Энтузиастов. В 1909 году рядом с улицей открылось депо «Москва-Сортировочная». До 1929 года именовалась 1-й проездом Соколиной Горы. По этой дороге московские золотари вывозили нечистоты из города, за что позже улица, стала именоваться Золотая, будучи присоединённой к своей северной одноимённой соседке, составив с ней единое целое.

Так было до 1967 года, когда она была переименована в улицу Буракова в честь Ивана Буракова (бригадира слесарей депо Москва-Сортировочная). А затем их снова разделили (к сожалению, не нашёл информации в каком именно году) и они до сих пор носят свои названия, хотя по сути являются продолжением одна другой.


48. По левую сторону улицы Буракова тянутся жилые дома.


49. По правую - промзона.


50.


51. Чем-то очень зацепил этот двор обычной хрущёвки. Может быть, высокими деревьями, а может быть своей ухоженностью, не знаю. Но зацепил.


52. Свернули с улицы Буракова и вышли к пешеходному мосту над сортировочным парком Перово-4.


53. Заглянули на территорию оптовой базы, где проходит наш подъездной путь к "Салюту".


54. Здесь он выходит на свободу.


55. Классный фонарь. Олдскульный.


56. Отсюда путь уходит в сторону локомотивное депо «Москва-сортировочная» (ТЧ-6 МСК) и сортировочному парку Перово-4.


Но о нём я вам расскажу в следующий раз.
А пока всё. Надеюсь, что было интересно.
Спасибо за внимание и до новых прогулок!

жд, история, Казанско-Рязанское направление, подъездные пути, Золотая улица, Салют, фото, прогулки, промышленность, краеведение, Москва-Сортировочная-Рязанская, ВАО, Россия, Москва

Previous post Next post
Up