Сегодня мы с вами погуляем по Бутырскому хутору. Это историческая местность на севере Москвы, примерно включающая в себя современный Бутырский и Савёловский районы Москвы. Посмотрим, что осталось от подъездных путей останкинских предприятий, прогуляемся по улице Руставели до Дмитровской и далее вдоль теперь уже бывшего подъездного пути фабрики "Свобода", которую переводят в другие края и дойдём до Петровско-Разумовского проезда в окрестностях Петровского парка. Вообще этот район кладезь для прогулок и туда мы ещё обязательно вернёмся. Ну, а теперь перейдём к сегодняшней прогулке. Для начала небольшая историческая справка о местности вообще:
Название Бутырского хутора происходит от наименования опытного хозяйства (хутора) Московского общества сельского хозяйства, заложенного в 1823 году при содействии правительства и поддержке генерал-губернатора Дмитрия Голицына на 210 десятинах арендованной церковной земли возле деревни Бутырки. Территория была выбрана из-за близости к Москве, но из-за заболоченности оказалась неудобна для земледелия. На осушение болот и обустройство хозяйства Общество сельского хозяйства потратило существенную по тем временам сумму в 86,5 тысяч рублей, и к 1825 году были освоены только 36 десятин земли. По свидетельству историка Ивана Снегирёва, на месте болота появились поля и благоустроенный посёлок с несколькими улицами и многоэтажными домами. В конце XIX века через Бутырский хутор прошла линия конно-железной городской дороги между Петровской сельскохозяйственной академией и Москвой. В 1899 году на этом маршруте начал работать первый в столице электрический трамвай.
После Октябрьской революции Бутырский хутор был передан Московскому высшему зоотехническому институту, стал одним из первых в РСФСР совхозов. В начале 1920-х годов в учебно-опытном хозяйстве института, разместившемся в хуторе, проходили испытания первых советских электроплугов. В 1940-х годах на территории Бутырского хутора по решению Народного комиссариата мясной и молочной промышленности СССР был заложен продовольственный комплекс, включающий пивоваренный завод, завод плавленных сыров и молочный комбинат. Из-за войны строительство было отложено и возобновилось в 1950 году, а в 1955 году начал работу Останкинский молочный комбинат. Наряду с промышленными объектами в послевоенные годы на территории Бутырского хутора развернулось строительство жилых домов в 3-5 этажей, объектов торговли и культуры. На месте проездов Бутырского хутора появились улицы Гончарова, Добролюбова, Руставели, Фонвизина, Яблочкова, Милашенкова. В 1970-х годах жилая застройка продолжилась по проекту архитектора Иосифа Ловейко.
Название Бутырского хутора сохранилось в наименованиях 1-й и 2-й Хуторских улиц, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Хуторских переулков. В 2012-2013 годах «Бутырским хутором» предлагалось назвать после реконструкции филиал Лианозовского парка культуры и отдыха, расположенный между улицами Руставели и Гончарова. Также проектное название «Бутырский хутор» носила в период строительства станция метро «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии, открытая в сентябре 2016 года.
1. Начнём мы с подъездного пути бывшего Останкинского хладокомбината № 9, а ныне фабрики мороженого «Баскин-Робинс» на улице Руставели рядом с метро Бутырская.
2. Вообще до не столь давнего времени в этих краях были также подъездные пути и других предприятий, целый куст. В том числе наиболее известные в узких кругах подъездной путь закрытого в 2008 году Останкинского пивзавода, Останкинского мясоперерабатывающего комбината, бывшего завода Искра, Московского завода плавленых сыров «Карат», Останкинского молочного комбината... Но всё это ушло в прошлое. Ныне сохранился только этот подъездной путь, да и то не используется. Точнее используется в качестве лавочки вон теми двумя любителями пива.
3. Сам путь в заброшенном, но пока пригодном состоянии.
4. Слева расположена тяговая подстанция ЭЧЭ-651 «Останкино» 110/10/=3 кВ, обслуживающая Октябрьскую железную дорогу.
5. Подстанция единственная, кто его ещё использует. Вот тут даже какая-то неясная мне техника на пути стояла.
6.
7.
8. Но неясно, заброшена эта техника совсем или нет. Накат отсутствует.
9. А вот на следующей стрелке с подстанции он есть. И довольно явный.
10. Взгляд назад.
11. Примыкание действующего пути подстанции. Впереди ГХ ОЖД, станция Москва-Товарная. Довольно комично сейчас это название звучит. Никакой грузовой работы по сути она после запуска Сапсанов на Питер вообще не производит.
12. Хорошо видно накат.
13. Входной светофор, около него граница пути необщего пользования.
14. Здесь такой небольшой переезд к каким-то складам и ремонтным мастерским. Справа выглядывают также останки подъездного пути бывшего завода Искра.
15. Если обернуться, то видно, что там от него в кустах тоже что-то ещё осталось.
Вот как это выглядело года 3-4 назад - нашёл на просторах ЖЖ.
16. Справа за кадром - остатки подъездного пути завода "Карат" и молочного комбината. В том же ЖЖ сохранились его
фотки несколько лет назад.
17. Вот оно.
18. Потрачено.
19. Раньше путь вот здесь через рощу и пересекал Огородный проезд по путепроводу, заходя в промзону. Но теперь от него остался только этот молчаливый памятник.
20. Поэтому обходим справа по более-менее цивильной дороге всё это и возвращаемся к метро Бутырская. На фото также видно чудом сохранившееся стрелочное здание Царской передаточной ветки. Сооружено вместе с дорогой в 1851 году. Сейчас там вроде бы тоже пост электрической централизации и охранник сидит.
21. Сам завод работает.
22. Погуляем теперь по улице Руставели.
23. Улица довольно симпатичная, зелёная, много сталинской застройки.
24.
25. Обожаю такие фонари. Редко, где сейчас их можно встретить.
26.
27. Ещё на улице попадаются вот такие вот прекрасные послевоенные домики. Очень люблю такую архитектуру. Построен в 1951 году.
28.
29. Взгляд назад к метро.
30. Этот домик стоит на углу Руставели и Добролюбова.
31. А это, между прочим, памятник архитектуры 1947 года. Получил третью премию на конкурсе лучших построек года, организованном Управлением по делам архитектуры РСФСР. Архитектор - Яков Лихтенберг, автор проектов станций метро Кропоткинская и Динамо. Ещё б отреставрировали памятник - цены бы не было. Очень уютный домик.
32. Троллейбусы отсюда, кстати, уже выпилили. Контактная сеть питает воздух. Старых добрых рогатых здесь заменили унылые дизельные автобусы Т3 и Т29.
33. Зато здесь есть симпатичный и современный Гончаровский парк.
34. Довольно неплохой, но моей задачей было не по паркам гулять.
35. 1-й Гончаровский переулок.
36. Домик 1952 года.
37.
38. Ну, а в этот соседний я вообще влюбился.
39.
40. Построен в 1947 году. Оба дома вошли в программу реновации в 2017 году. Поскольку здание имеет историческую и архитектурную ценность, было принято решение о проведении реставрации с отселением жильцов. Однако, 23 апреля 2018 года здание исключено из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия. Что теперь будет неясно. Хоть бы не поднялась ни у кого рука на эту красоту!
41. Улица Яблочкова.
42. Рядом с ней также благоустроенный парк.
43. Ну, а мы покидаем СВАО и идём навстречу судьбе в САО.
44. Собственно граница округов - Савёловское направление МЖД.
45. Здесь же параллельно ему Дмитровка в область.
46. Необычный жилой дом 1932 года. Я так понимаю, что это конструктивизм. Какой-то умелец встроил в окно голубятню. Голуби там у него живут.
47. Трамвайное кольцо метро Дмитровская.
48. Трамваям направо, а нам налево.
49. Улица Костякова. Путепровод Рижского хода на царских устоях. Раньше под ним проходила историческая линия 27-го трамвая, когда он ещё ходил до улицы 8 марта. Линию закрыли в 1999-м. Я делал об этом ретроспективу
здесь.
50. 2-я Хуторская улица.
51. Сильно б/у Почта России на углу 2-й Хуторской и Башиловской улиц.
52. Подходим к переезду теперь уже бывшего подъездного пути косметической фабрики "Свобода".
53. Но путь в целом пока на месте. Как и будка дежурного.
54. Я уже
гулял по нему в 2016-м году, когда он был ещё мало-мальски действующим.
55. Сейчас здесь атмосфера брошенности.
56. Стучаться не стал, кто знает, вдруг не шутка?
57.
58.
59. За воротами пустота и тишина. Ничего не стоит, никто не ходит, только природа цветёт.
60. И красиво цветёт!
61. Саму фабрику Свобода будут выводить в Медведково, насколько я знаю. А здесь, похоже, влепят очередной ЖК.
62. Но пока ещё граница на замке!
63. Пойдём в сторону Рижского хода.
64. Светофоры все погашены. Навсегда.
65. Но жизнь вокруг ветки кипит. Кто-то шашлычит, кто-то бухает.
66.
67.
68.
69.
70. Мало того, здесь даже кино снимают!
71. Я шёл и думал, что мне всё это напоминает, а потом вспомнил, что как-то недавно вечером смотрел от нечего делать популярный детективный сериал "След", заморочился, нашёл серию.
72. Ну точно!
73. Прямо здесь по сюжету зарезали двух старшеклассников.
74. Но хватит кино, идём дальше. Впереди переезд через 2-ю Хуторскую улицу.
75. Здесь путь закатали в асфальт. И сигнализация для авто также погашена.
76.
77. Однако за забором бизнес-центр Mirland, а в прошлом ОАО "Машиностроение и гидравлика" он вполне себе лежит. Вокруг него вот такие живописные, заботливо постриженные кустики. Видимо, они себе его и после ликвидации оставят, как декоративное украшение и памятник. Было бы круто!
78.
79. На углу 2-й Хуторской и Петровско-Разумовского проезда стоит храм Митрофана, епископа Воронежского, очень красивый.
Построен в 1892-95 гг. в Петровском парке при детских приютах Вел. кн. Елизаветы Фёдоровны (осн. в 1893 г.) и принца Ольденбургского (осн. в 1880 г.) на средства купца и мецената М. С. Грачёва по проекту арх. Г. А. Кайзера.
В 1935 г. храм был закрыт. Пятиглавие и колокольня (до первого яруса) сломаны. К апсиде алтаря сделана пристройка. Был занят заводом, автошколой, детской спортивной школой. Богослужение возобновлено в 1990 г.
В 1990-93 гг. воссозданы колокольня, купол и внутреннее убранство (проект проф. С. Я. Кузнецова), мозаика в алтаре (А. Д. Корноухов), деревянный резной иконостас (Д. М. Шаховской), роспись, в т. ч. создан первый в России образ св. новомученика царевича Алексия (Я. Н. Добрынин).
Святыня - особо чтимая икона свт. Митрофана Воронежского. При храме - служба оглашения и катехизации, воскресная и образовательная («Свет») школы, сестричество преподобно-мученицы Вел. кн. Елисаветы Феодоровны (работает в ГКБ № 50 (в 1-м неврол. отд.) с издательским отделом, медико-просветительский центр «Жизнь», детский дом «Павлин». Приписаны домовые храмы преподобномученицы Вел. кн. Елисаветы Феодоровны (в доме причта) и мученика Вонифатия при областной психиатрической больнице.
80. Со стороны Рижского хода путь совсем зарос. Но на месте.
81. Так и он продолжается пока в сторону Гражданской и далее Подмосковной. Здесь даже есть небольшой накат, наверное, как-то используются ещё на этом отрезке.
На этом всё.
Спасибо за внимание и до новых встреч!