Зима в Филях. Часть 2-я

Feb 29, 2024 19:01

Приветствую вас, дорогие друзья!

Продолжаем прогулку по зимним Филям. В прошлом выпуске мы с вами остановились на углу Новозаводской улицы и Берегового проезда около бывшей фабрики-кухни № 7 напротив жилых кварталов бывшего рабочего посёлка «Первомайский». С него бы я и хотел начать сегодняшний рассказ. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. А начнём мы, как бы не могло показаться странно, с истории ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, хотя проходную завода я покажу вам в следующем выпуске. Дело в том, что возникновение в начале 30-х гг. рабочего посёлка «Первомайский» напрямую связано с деятельностью завода, т.к. он (как и фабрика-кухня) был построен как раз для работников предприятия.

Само производство в Филях появилось гораздо раньше. 21 февраля 1916 года Николай II утвердил решение российского правительства об организации отечественной автомобильной промышленности. Этот день и можно считать датой основания завода, который получил название «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» (первый был построен в Риге в 1908 году) на участке земли, приобретённом у местного землевладельца и промышленника Павла Григорьевича Шелапутина (1848-1914). Правда, в то время строящийся завод не имел никакого отношения не только к ракетно-космической, но даже и авиационной отрасли. Он строился для серийного производства первых отечественных автомобилей. Первые корпуса завода были построены по проекту выдающегося архитектора Романа Ивановича Клейна (1858-1924) и инженера М.В. Заустинского. Из-за революционных событий февраля и октября 1917 года строительные работы были приостановлены. В 1917-1918 годах на недостроенном заводе производился ремонт авиамоторов для самолетов «Илья Муромец», автомобилей, бронетехники.

В 1918 (по другим данным в 1921-м) году национализированное предприятие получает название Первый государственный бронетанковый завод, не потеряв при этом автомобилестроительный профиль, в 1922 году предприятием были первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»). 23 января 1923 года так и не достроенный до конца автозавод передаётся в концессию на 30 лет немецкой самолётостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолётов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолётов Ю-20 и 100 самолётов Ю-21. Однако аппараты «Junkers» не нашли своей ниши, к тому же немецкая фирма не выполнила условий концессии по производству дюраля и строительству моторов, поэтому уже с 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолётов. 1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут.

После этого предприятие получает название Государственный авиационный завод № 7, который вскоре преобразовывается в завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолёты-разведчики Р-3, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35. Именно для рабочих Завода № 22 и начали строить Первомайский рабочий посёлок, первые дома которого относятся к 1931 г. Многих из них уже нет, но некоторые пока ещё сохранились по нечётной стороне Новозаводской улицы.

Дом на фото относится к уже более поздним постройкам. Он сооружён в 1955 г. по индивидуальному проекту. От большинства типовых зданий в округе этот дом отличается интересно проработанным лицевым фасадом: фасад на 12 оконных осей, по левой трети фасада, - и точно также симметрично по правой, - выделены эркеры со значительным выносом относительно фасадной плоскости, на четыре яруса, включая и полуподвальный, завершающиеся балконами на пятом ярусе. Междуэтажный карниз между четвертым и пятым этажами выгодно подчеркивает это завершение. Сами же эркеры фланкируют входные группы в здание, имеющие в свою очередь отделку в классицистическом духе: пилястры с капителями, наддверную филенку на фризе и профилированный карниз с дентикулами. Венчающий карниз - с незначительным выносом, простой формы, декорирован модульонами.



2. Этот дом 1955 г. рядом на углу с Физкультурным проездом, во двор которого мы сейчас и пойдём, выглядит уже попроще. Но вернусь ненадолго к истории завода.

В 1933 г. ему было присвоено имя Сергея Горбунова. Накануне Великой Отечественной войны на заводе было освоено серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2, за выдающиеся успехи в деле освоения в производстве новой авиационной техники и укрепления боевой мощи Красного Воздушного Флота отдельные работники были награждены орденами Союза ССР. Во время первого авианалёта на Москву 22 июля 1941 г. на территорию завода попало около сорока фугасных и более четырёхсот зажигательных бомб, пострадало несколько корпусов, погибли 92 рабочих завода. В октябре - ноябре 1941 г. завод был эвакуирован в Казань, став Казанским авиационным заводом № 22 им. С. П. Горбунова, которым и является в настоящее время (только без № 22).

В декабре 1941 г. на территории эвакуированного завода № 22 в Филях был образован авиационный завод № 23, который до 1945 г. производил дальние бомбардировщики Ил-4 и фронтовые бомбардировщики Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались бомбардировщик Ту-12, стратегические бомбардировщики Ту-4, М-4, 3М, вертолёты Ми-6 и Ми-8.

Ракетная история предприятия начинается в 1960 г. Тогда ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей. В 1961 г. завод № 23 получает название Машиностроительный завод имени Михаила Васильевича Хруничева (сокр. ЗИХ). В конце 70-х ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Н. Челомея и преобразовано в конструкторское бюро «Салют». В 1981-1988 гг. КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года стало самостоятельным.

7 июня 1993 г. на базе машиностроительного завода имени М. В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. С 1995 г. предприятие участвует (совместно с «Lockheed Martin») в проекте International Launch Services (ILS); впоследствии Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместном предприятии и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций ILS. C 2006 г. сотрудничает с южнокорейским космическим центром Наро: по аналогии с разработанной ГКНПЦ им. Хруничева ракетой-носителем «Ангара», была произведена первая разгонная ступень для ракеты-носителя KSLV-1 (Korea Space Launch Vehicle-1) - первый запуск Южной Кореей KSLV-1 состоялся 25 августа 2009 г.

3 февраля 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось четыре предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полёт».

17 ноября 2017 г. ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» преобразовано в Акционерное общество «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». В состав ГКНПЦ входит ряд ключевых производителей компонентов и комплектующих ракет-носителей «Протон» и «Ангара», расположенных в Москве и других городах России. На территории Центра им. Хруничева будет находиться «Национальный космический центр», строительство которого началось в 2019 г.


3. Ну, а теперь давайте осматривать дворы «Первомайского» посёлка. Этот двор, как я уже сказал выше, относится к более поздним.


4. Здесь всё как и подобает двору для людей. Мало асфальта и большая общественная зона с деревьями.


5. Типовой кирпичный жилой дом серии I-410 (САКБ) 1956 г. Когда я делал этот кадр, произошёл забавный случай. Прибежала дворник с двумя помощниками и стала допрашивать меня на предмет, что же такое я снимаю. Я уж было подумал, что шпиономания добралась и до них, но потом понял, что она попросту боялась, что я инспектор откуда-то сверху и снимаю как плохо убран снег :)


6. Между домом и более старым кварталом посёлка располагается здание начальной и средней школы образовательного центра «Протон».


7. Парадным фасадом здание обращено к Новозаводской улице. Сооружено в 1957 г.


8. Новозаводская улица. Современное название получила 11 июля 1958 года в честь авиазавода № 23, который теперь мы знаем как ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, когда были объединены две существовавшие раннее отдельных улицы: от железнодорожной станции Фили до Большой Филёвской улицы (ранее - Покровской, затем Воровского) улица называлась Почтовой, а далее вплоть до перекрёстка с улицей Барклая (до 1952 г. - Фильское шоссе) шла улица под названием Первомайский посёлок.


8а. Так это место выглядело в марте 2000 г. Шлакоблочные дома 8/8 корп.3, 2, 1 по Новозаводской улице перед сносом (источник). Последние дома того же типа на чётной стороне Новозаводской, напомню, были снесены примерно полгода назад.


8б. Слева от здания школы располагается квартал из четырёх сохранившихся домов бывшего рабочего посёлка начала 30-х гг., а также домов более поздней постройки. На одном из них, выходящем торцом на улицу ранее располагалось панно, посвящённое авиационной промышленности. К сожалению, оно было утрачено, сейчас это просто ровная, окрашенная в бежевый цвет, стена (источник).


9. Во дворе. Конструктивно это четырёхэтажный семиподъездный шлакоблочный жилой дом, самый длинный из всех. Построен в стиле конструктивизма в 1932 году по проекту архитектора Николая Вавировского для сотрудников авиазавода. Дом вошёл в третий этап программы реновации (2029 - 2032) в 2017 году. Поскольку здание имеет историческую и архитектурную ценность, было принято решение о проведении реставрации с отселением жильцов. Будем надеяться. Состояние, конечно, оставляет желать лучшего.


10. И ещё немного об истории посёлка:

К концу 1927 года в Филях работали 400 человек. Жили рабочие в тяжелых условиях: жилых домов (не считая бараков) у завода не было, рабочие ютились в близлежащих деревнях, транспортная инфраструктура также практически не существовала: попасть на работу, даже в лютые морозы, можно было, пройдя пешком несколько километров от платформы «Фили», или на попутных телегах и санях. В справочнике-путеводителе 1929 года «Москва в планах» нет ни одного трамвайного или автобусного маршрута, хотя бы приближающегося к Филям. Главный инженер «Авиатреста» А.Р. Рубенчик засвидетельствовал такое положение: «На Филях, тогда глухой окраине Москвы, не было жилья. Рабочие ездили в переполненных поездах белорусской железной дороги со всех станций вплоть до Галицыно».

В те годы занятость в авиастроительной отрасли непрерывно росла (наибольший прирост, 230%, произошел в 1930-1931 годах). Это было обусловлено массовым оттоком крестьян из разоренной коллективизацией деревни и выполнением постановления Совнаркома о полной ликвидации безработицы в стране. Все промышленные предприятия были обязаны в последний, так называемый «особый», квартал 1930 года обеспечить полную занятость трудоспособного населения, даже путем найма излишней рабочей силы. Естественно, требовались профессиональное обучение, здравоохранение, строительство детских учреждений, школ, больниц, домов культуры, стадионов и, конечно, жилья.

Первый директор Государственного авиационного завода № 22 имени 10-летия Октября Федор Сергеевич Малахов (1886-?) добился получения больших средств на строительство двух четырехэтажных поселков: “Первомайского» (на современной Новозаводской улице) и «Орджоникидзе» (на современной Большой Филевской улице). Новый жилой массив рабочего поселка «Первомайский» в непосредственной близости от территории завода должен был включать в себя, помимо жилых зданий, клуб, фабрику-кухню, школу и другие элементы инфраструктуры.


11. Строительство нового комплекса, как и новых заводских корпусов, было поручено стройтресту «Теплобетон» (первоначально Акционерное общество “Русгерстрой”). Этим и объясняется, почему для возведения зданий был применен шлакобетон (монолит, блоки системы «Крестьянин»), а не кирпич. Дома были выстроены с применением типовых секций. В планировке части поселка впервые в московской практике был применен принцип “строчной” застройки - глухими торцами к магистрали (архитектор Николай Михайлович Вавировский, 1900-1977). Были использованы и другие планировочные приемы, включая веерообразную постановку зданий. В 1931-1935 годах строительство поселка продолжил трест «Филистрой».

Заметим, что дома рабочего поселка гармонично соседствуют со знаменитой церковью Покрова в Филях, не мешая ее восприятию.

Дачная местность была преобразована в развитую территорию городского типа. 30 января 1931 года вышло постановление ВЦИК от «О включении в черту г. Москвы д. Фили и поселков Фили-Покровское и Кутузовская слобода, Кунцевского района» (источник).


12. Мало этажей, много зелени. Так должны выглядеть нормальные дворы для людей.


13. Старенький LBL и его новый светодиодный собрат над шлагбаумом.


14. Это более поздний кирпичный дом серии I-410 (САКБ). Построен в 1956 году.


15. С юго-востока границей квартала служат ещё два дома серии I-410 (САКБ) 1957-1958 гг., но в отличие от предшественника в них недавно был сделан капитальный ремонт и теперь они выглядят превосходно.


16. Взгляд назад в сторону Новозаводской.


17. И идём дальше по дворам.


18. Слева четырёхэтажный четырёхподъездный шлакоблочный жилой дом в стиле конструктивизма 1931 г., правее - выходящий фасадом на Большую Филёвскую улицу дом серии I-410 (САКБ) 1958 г. Кстати, он пойдёт под снос по хреновации. Современное жёлтое здание на другой стороне Большой Филёвской относится к Федеральной таможенной службе.


19. Этот дом, к сожалению, тоже под снос, как и все остальные, построенные в начале 30-х, кроме предыдущего, на котором некогда было панно.


20. Так что все эти зелёные дворы скоро станут историей и здесь вырастет очередная мерзость. Спешите гулять, как говорится! Снос по программе намечен на период 2025-2028 гг.


21. Всё это, разумеется, вырубят, застроят и закатают в асфальт. Нечего деревьям вид на ЖК и парковку портить!


22. Двор просторный. Обратите внимание, парковка отделена от дома рядом деревьев. Это правильно. На заднем плане виден дом серии II-14 1958 г.


23.


24.


25. В соседнем дворе на углу Новозаводской и Большой Филёвской дом серии САКБ был пристроен к старому дому 1932 г., получился неплохой симбиоз, хотя и с некоторыми отличиями в отделке и этажности.


26. Кстати, любопытный факт об этом доме № 13 по Новозаводской улице:

…21 июля 1941 года немецкие самолеты прорвались к Москве и с 23 часов до 4 часов следующего дня бомбили Арбат, Потылиху, особенно Фили. На Фили были сброшены 39 фугасных и 434 зажигательные бомбы. Повреждены несколько корпусов завода, сгорела овощная база, частично разрушены два жилых дома поселка. По воспоминаниям старожилов, одна из фугасных бомб упала на дом 13 на Новозаводской улице, пробила крышу и перекрытия до подвала, но не взорвалась. Об этом страшном эпизоде войны напоминают металлические конструкции, скрепляющие дом между 2-м и 3-м подъездами (источник).

К сожалению, о данном факте я узнал лишь во время подготовки к написанию материала, поэтому не снял конструкции отдельно. Но их легко можно увидеть на Яндекс-Панорамах.


27. Выйдем на Большую Филёвскую и посмотрим на жемчужину района - храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, вид на который с этой точки сильно испортил сначала Сити, а потом ещё сильнее мрачный ПИКовский ЖК на месте Западного порта.

Храм был построен в 1690-1694 гг. на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны) на месте построенной на 70 лет ранее церкви Покрова. Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова.

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 г. Пётр I после взятия Нарвы привёз дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I, который частенько даже пел на клиросе Покровской церкви.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к архитектурному типу «восьмерик на четверике», распространённому в конце XVII в. типу ярусных центрических церквей и является одним из самых ярких и выразительных произведений раннего московского барокко. Поднятый на высоком подклете двухсветный четверик, усложнённый по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершён тремя уменьшающимися по объёму кверху восьмериками. Нижний световой восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, верхний несёт небольшую главу. Такими же главами на гранёных барабанах завершены апсида и притворы. Подклет окружён открытой галереей на аркаде с тремя широкими торжественными лестницами-всходами. Углы четверика и рёбра восьмериков, а также пилоны аркады подклета декорированы белокаменными колонками, несущими сложнопрофилированные карнизы, над которыми возвышаются фигурные гребешки, покрытые изящной резьбой. Форма гребешков повторена в навершиях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса храма. На восьмерике навершия наличников, образованные спиралевидными волютами, имеют более развитую форму. Из-за центричности архитектурного построения храма, все фасады оформлены одинаково. Изменение декоративных мотивов идёт только по вертикали.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. Позднее около церкви был разбит регулярный парк. В нижней церкви первоначальный интерьер до нашего времени не сохранился (его меняли трижды): многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

Верхний храм дошёл в относительно первоначальном виде. В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись в основном относятся к XIX веку. Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол - один из древнейших сохранившихся престолов. Также важны престол и клирос. В иконостасе сохранились иконы работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX веков.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в нём прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но всё же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий.

В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 1980-х годов. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко. С 1955 по 1957 годы были восстановлена утраченная центральная глава и её крест, разрушенный во время войны верхний восьмерик (он же барабан центральной главы), главы церкви, разрушенные в 1941 году, восстановлены в луковичной форме, гранёными, с металлическим покрытием; воссоздана первоначальная белокаменная кровля 2-го восьмерика и углов четверика; расчищены остатки белокаменных кровель на своде 1-го восьмерика и на полу колокольни; воссоздано белокаменное покрытие паперти у верхнего храма и водомёты над колоннами аркады, вскрыт пол XX века; раскрыты первоначальные порталы; восстановлен первоначальный выход с внутристенной лестницы в южную экседру, заделан поздний проём в наружной стене; проведены другие работы.

Второй этап реставрации пришёлся на 1971-1980 годы, в его рамках были продолжены работы по реставрации интерьеров (роспись свода XVII в., деревянные золочёные резные детали интерьера XVII - XIX вв., в том числе резные обрамления арок, иконостас, киоты-триптихи, царская ложа, напрестольная сень; восстановлено паникадило верхнего храма, иконы; фрагментарно отреставрирована живопись XIX в.), мелкая реставрация фасадов, установлена металлическая ограда вокруг территории храма.

В 1971 году храм был передан музею имени Андрея Рублёва, произведен второй этап реставрации, после чего в нём был создан филиал музея, который открылся для публики в 1980 году к московской Олимпиаде. С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения. Первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились. В 1999 году производились мелкие реставрационные работы.

После многолетних, в том числе судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения. В 2004 году патриарх Алексий II заявил, что в судьбе Покровского храма в Филях заинтересована также и Федеральная таможенная служба, здания которой примыкает к его территории, поэтому ведомство хотело бы иметь его как приходской.

В 2013 году храм стал памятником федерального значения. Через год его настоятель Борис Михайлов заявил, что музей Рублева не следит за ним, и РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой передать ей храм для богослужений.

В 2014 году эксперты Комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовали изменить границы охранной зоны № 375, охватывающей территорию храма, для застройки промзоны «Западный порт». В 2014 году были утверждены границы охранной зоны.

В 2016 году стало известно, что верхний храм передаётся Музеем им. Рублева в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ согласно закону о передаче церковных зданий в пользование или собственность РПЦ. Однако все экспонаты внутри входят в музейный фонд РФ, поэтому между приходом и музеем ведутся переговоры об условиях передачи экспонатов. Недавно назначенный директор музея Михаил Миндлин пытался замедлить передачу, однако ему это не удалось. Он рассказал, что рассматривался вариант вывоза убранства храма для сохранности, но для этого у музея нет средств и помещений, где иконы могли бы храниться. Позже был заключён договор о передаче церковного убранства между приходом и музеем.

В 2017 году храм был передан в безвозмездное бессрочное пользование церкви Покрова в Филях - на основе поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также на основании федеральных законов; в результате этого верхний храм также стал доступен для богослужений. В 2019 году храм целиком передан в собственность РПЦ.

В 2021 году состоялся сбор подписей горожан в поддержку реставрации, были выделены средства из бюджета города Москва и начался первый этап реставрации храма, его планировалось закончить в 2022 году. В ходе реставрационных работ, ведущихся в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, обнаружены мощи святых, предположительно, они были спрятаны реставраторами при проведении предыдущей реставрации в советское время.

В сентябре 2023 года завершилась двухлетняя реставрация фасадов.


27а. Посмотрите для сравнения какой вид был на храм с этой точки в августе 1971 г. (источник). Таковым он и оставался вплоть до 2000-х, когда началось строительство Сити.


27б. И дореволюционное фото с неустановленной датой (~ 1870-1917 гг.) (источник), когда вокруг не было ещё даже пятиэтажек, улица была узкой, а вокруг были сплошные луга и парк. Красота!


И на этом я, пожалуй, закончу на сегодня своё повествование, так как пост в силу необходимости рассказать об истории ключевых объектов микрорайона и без того вышел объёмным. А завтра продолжим поход. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, Фили, фото, прогулки, краеведение, Россия, Москва

Previous post Next post
Up